ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-547/18 от 25.01.2019 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

№ 12-6/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Белгород 25 января 2019 года

Судья Октябрьского районного суда г. Белгорода Еременко В.М.,

с участием: представителей ООО «Селекционно-гибридный Центр» по доверенности Красниковой Н.Н. и Черновой Н.В., представителя Управления экологического надзора Белгородской области Гороховской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Селекционно-гибридный Центр» Бершакова С.В. на постановление старшего государственного инспектора управления экологического надзора Белгородской области от 25 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в отношении ООО «СГЦ», и на решение главного государственного инспектора Белгородской области в области охрану окружающей среды от 10 октября 2018 года об оставлении постановления без изменения,

установил:

Указанным постановлением общество с ограниченной ответственностью «Селекционно-гибридный Центр» (ООО «СГЦ») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Решением главного государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды от 10 октября 2018 года постановление оставлено без изменения, жалоба юридического лица без удовлетворения.

Общество признано виновным в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами при следующих обстоятельствах.

ООО «СГЦ» имеет лицензию на пользование недрами от 24.05.2011 года с целевым назначением и видами работ разведка и добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения сельхозпредприятия на участке недр местного значения в районе села Лучки Прохоровского района Белгородской области с максимальным объемом водоотбора до 450 куб.м. в сутки. По информации отдела лицензионно-разрешительной работы управления экологического надзора Белгородской области, ООО «СГЦ» не представило информационный отчет о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр, который было обязано представить в отдел геологии и лицензирования по Белгородской области не позднее 25 января 2018 года. Также не представлен указанный отчет в управление экологического надзора Белгородской области, в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 08.05.2018 года № 153-пп являющееся исполнительным органом, наделенным полномочиями в сфере недропользования и осуществляющее государственный надзор в отношении участков недр местного значения. Не представление отчета о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр является нарушением Условий пользования недрами, являющихся неотъемлимой частью лицензии, за что предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В жалобе поставлен вопрос об отмене указанного постановления и решения как незаконных и о прекращении производства в связи с отсутствием обязанности представления отчета и истечения срока давности. При вынесении постановления не обсужден вопрос о признании правонарушения малозначительным. В обоснование указано, что уполномоченным органом, проводящим сбор статистических данных по учету и использованию водных ресурсов в соответствии с формой, утвержденной Росстатом 19.10.2009 года, является Росводресурс по Белгородской области. ООО «Селекционно-гибридный Центр» представило сведения о заборе воды по форме 2-ТП (водхоз) в Росводресурс по Белгородской области 19 января 2018 года, отчетность предоставлена в установленный срок. Статистическая отчетность по форме 4-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технологических подземных вод», разработанная в соответствии с приказом Росстата № 308 от 07.07.2011 года, представлена в «Территориальный Центр государственного мониторинга геологической среды и водных объектов Белгородской области» (Филиал АО «Центральное ПГО» ТЦ «Белгородгеомониторинг») в срок, а именно 19 января 2018 года, Информационный отчет о выполнении условий пользования недрами № 50/1 от 24.01.2018 года сдан в указанный день. Сдача отчетов подтверждается отметками об их принятии. Скважины поставлены на учет в ФБУ «ТФГИ по ЦФО» с присвоением им номеров ГВК, организацию зоны санитарной охраны 1 пояса, получено санитарно-гигиеническое заключение, отчеты представляются в органы статистики и налоговый орган.

Срок давности подлежит исчислению со дня наступления срока подачи сведений, которые представляются до 25 января следующего года. Обжалуемое постановление вынесено 25 сентября 2018 года за пределами срока привлечения к административной ответственности.

В возражении административного органа указано, что в связи с передачей полномочий государственного надзора управлению экологического надзора Белгородской области как надзорному органу субъекта федерации в сфере недропользования информационный отчет, содержащий сведения о выполнении условий недропользования по лицензии, ООО «СГЦ» обязано было представить в управление экоохотнадзора Белгородской области. Пользователь недр, осуществляющий деятельность с нарушением условий, может быть привлечен к административной ответственности в течение всего периода, пока нарушение не устранено. Согласно статье 23.22 КоАП РФ и Положению об управлении экологического надзора управление осуществляет надзор в сфере недропользования и старшие государственные инспекторы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 7.3 КоАП РФ.

В суде представители ООО «СГЦ» Красникова Н.Н. и Чернова Н.В. поддержали жалобу по указанным в ней основаниям. Пояснили, что согласно пункту 11.1 Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии на право пользования недрами, ООО «СГЦ» ежегодно до 25 января представляет отчет в отдел геологии и лицензирования по Белгородской области, а также в ТЦ «Белгородгеомониторинг» 24 января 2018 года. В уполномоченный орган Росводресурс по Белгородской области сведения о заборе воды по форме 2 ТП «Водхоз» сданы до 25 января 2018 года. Информационный отчет за 2017 года в отдел геологии и недропользования по Белгородской области Департамента по ЦЧО Роснедр не сдало. Считали, что обязанности недропользователя ООО «СГЦ» согласно условиям как приложению к лицензии на пользование недрами выполнены. Если надзорный орган субъекта Федерации посчитал требования условий не выполненными, с учетом информационного характера отчета должен был признать административное правонарушение малозначительным. Причиной послужил человеческий фактор. Истек срок привлечения к административной ответственности за неисполнение обязанности, подлежащей исполнению к определенной дате.

Представитель Управления экологического надзора Белгородской области Гороховская Ю.В. полагала, что постановление и решение являются законными, а доводы жалобы необоснованными. Пояснила, что ответ на доводы жалобы дан в решении по жалобе ООО «СГЦ», в котором указано, что органом, осуществляющим лицензирование и надзор за соблюдением условий лицензий на пользование участками недр местного значения, по состоянию на 25 января 2018 года являлось управление Экоохотнадзора Белгородской области, которое в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 8 мая 2018 года № 153-пп, преобразовано в Управление экологического надзора Белгородской области. Отдел лицензирования в отделе геологии и недропользования по Белгородской области Департамента по ЦЧО Федерального агентства «Роснедра» упразднен, создан отдел лицензионно-разрешительной работы в Управлении экологического надзора Белгородской области. Поскольку в соответствии с указанным Положением управление экологического надзора является также органом государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр местного значения, производство по делу об административном правонарушении проведено должностными лицами управления экологического надзора по информации отдела лицензионно-разрешительной работы. Общество ООО «СГЦ» как недропользователь знало об обязанности представлять информационный отчет в Управление экологического надзора Белгородской области. В лицензию, выданную отделом Департамента по ЦЧО по недропользованию ФА «Роснедра» 24 мая 2011 года, внесены изменения 19.10.2012 года. Затем в связи с передачей полномочий субъектам РФ приказом Департамента экономического развития Белгородской области от 09.10.2015 года в Условия лицензии ООО «СГЦ» внесены изменения в целевом назначении, максимальной величине водоотбора и предусмотрена корректировка оцененных запасов подземных вод.

Отдел лицензирования в отделе геологии и недропользования (ранее и лицензирования) по Белгородской области Департамента по ЦЧО Федерального агентства «Роснедра» упразднен, участок недр местного значения вышел из его ведения, ООО «СГЦ» не могло сдать в указанный отдел информационный отчет за 2017 год. Полномочия по лицензированию и надзору за недропользованием перешли в отдел лицензионно-разрешительной работы, который входит в состав управления экологического надзора Белгородской области. При внесении изменений органом исполнительной власти субъекта Федерации в Условия к лицензии по инициативе и с участием недропользователя ООО «СГЦ» указанное общество достоверно знало о переходе надзорных полномочий к государственным органам Белгородской области, однако не сдало отчет за 2017 год ни в отдел геологии и недропользования по Белгородской области Федерального агентства «Роснедра», ни в управление экологического надзора Белгородской области, осуществляющее государственный надзор за геологическим изучением и рациональным использованием участков недр местного значения. Событие правонарушения и вина Общества в его совершении доказаны имеющимися в материалах дела доказательствами. Факт неисполнения ООО «Селекционно-гибридный центр» обязанностей по Условиям пользования недрами виден из имеющихся в деле документов.

Событие административного правонарушения установлено в августе 2018 года, правонарушение является длящимся и формальным составом, не связанным с причинением материального вреда. Считать правонарушение малозначительным нет оснований, санкция установлена законом, сведений о тяжелом материальном положении ООО «СГЦ» не представлено.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются отношения в сфере охраны государственной собственности на недра. Предметом правонарушения являются недра, включая участки недр местного значения. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении пользователями недр условий лицензии и иных требований технических проектов.

Из материалов дела следует, что ООО «Селекционно-гибридный центр» осуществляет пользование участком недр местного значения (статья 2.3 Закона «О недрах») на территории муниципального образования Прохоровский район Белгородской области в виде разведки и добычи пресных вод с величиной водоотбора до 450 куб.м. в сутки на основании лицензии на пользование недрами БЕЛ 00395 ВЭ от 24.05.2011 года с целевым назначением и видами работ разведка и добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения сельхозпредприятия на участке недр в районе села Лучки Прохоровского района Белгородской области.

Как видно из протокола об административном правонарушении и обжалуемых постановления и решения, объективная сторона административного правонарушения заключается в бездействии, выразившемся в непредставлении юридическим лицом ООО «СГЦ» информационного отчета в управление экологического надзора Белгородской области, то есть в непредставлении информации в орган государственного надзора субъекта Федерации за геологическим изучением и рациональным использованием участка недр местного значения, что оценено как нарушение условий лицензии на недропользование. Нарушение иных правил недропользования или природоохранных (экологических) требований в постановлении не указано. Не представлен информационный отчет также в отдел геологии и недропользования по Белгородской области Департамента по ЦЧО Федерального агентства «Роснедра», являющийся федеральным органом государственного надзора в области пользования недрами федерального значения, к которым не относится используемый ООО «СГЦ» участок недр местного значения.

Вывод в постановлении о том, что событие административного правонарушения и вина ООО «СГЦ» доказаны собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается объяснениями представителей юридического лица, не представивших в суд документа о сдаче отчета за 2017 год в управление экологического надзора Белгородской области как надзорный орган в сфере недропользования, и в федеральный надзорный орган, а также иными доказательствами. Вывод должностного лица о непредставлении отчета основан на материалах дела и в суде представителями ООО «СГЦ» по факту не оспаривается.

Довод представителей привлекаемого юридического лица о своевременном представлении информационного отчета в территориальный центр «Белгородгеомониторинг» не является юридически значимым обстоятельством для привлечения к административной ответственности за не представление отчета согласно условий лицензии органу, уполномоченному осуществлять государственный надзор за геологическим изучением и рациональным использованием участков недр местного значения.

Довод об отсутствии обязанности сдачи отчета в управление экологического надзора области и нарушения лицензии проверен в суде и не нашел подтверждения.

В соответствии со статьей 12 Закона «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 лицензия и ее неотъемлимые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункт 9). Лицензия на пользование недрами может дополняться иными условиями, не противоречащими данному закону. В силу статьи 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, своевременное внесение платежей за пользование недрами (в редакции от 10.02.1999 года № 32-ФЗ).

В силу пункта 11.1 Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии на право пользования недрами, ООО «Селекционно-гибридный центр» ежегодно до 25 января представляет отчет в отдел геологии и лицензирования по Белгородской области, а также в ТЦ «Белгородгеомониторинг». В связи с передачей участков недр местного значения в ведение органов субъектов Федерации, упразднением отдела лицензирования в отделе геологии и лицензирования по Белгородской области Департамента по ЦЧО Федерального агентства «Роснедра», который стал именоваться отделом геологии и недропользования, и созданием отдела лицензионно-разрешительной работы (ОЛРС) в управлении экологического надзора Белгородской области обязанность представления годового информационного отчета не упразднялась, а полномочия по государственному надзору, в том числе путем получения и анализа указанных отчетов, перешли к управлению экологического надзора Белгородской области.

Являясь в соответствии с пунктом 3 Положения об управлении экологического надзора Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 8 мая 2018 года № 153-пп, органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на участках недр местного значения, управление экологического надзора Белгородской области в соответствии с пунктом 5.1.20 Положения уполномочено осуществлять государственный экологический надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. На основании пункта 5.2.1 Положения должностные лица Управления имеют право привлекать физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательством Белгородской области.

Хотя письменные уведомления о необходимости направления информационных отчетов в управление экологического надзора как надзорного органа за недропользованием не направлялись пользователям участков недр местного значения и не изменялись условия ранее выданных лицензий в части адресата направления ежегодных информационных отчетов, общество с ограниченной ответственностью «Селекционно-гибридный центр» обращалось в орган исполнительной власти субъекта РФ Белгородской области и в 2015 году вносились изменения в условия имевшейся у ООО «СГЦ» лицензии Департаментом экономического развития Белгородской области.

На основании служебной записки начальника управления экологического надзора отделом лицензионно-разрешительной работы указанного управления в ходе мониторинга выполнения условий пользования недрами предприятиями-недропользователями выявлено, что они согласно п. 9.5 Условий лицензий ежегодно в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, обязаны, но не представили в управление экологического надзора области информационные отчеты о проведенных работах на предоставленным в пользование участке недр. Усмотрев в действиях хозяйствующих субъектов признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, руководитель предложил начальникам отделов до 10 августа 2018 года провести административные расследования и сообщить.

В связи с установленными обстоятельствами пользования ООО «СГЦ» участком недр местного значения с нарушением положений Федерального закона «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Статьей 23.22 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ, отнесено к полномочиям органов, осуществляющих государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Согласно части 2 статьи 23.22 КоАП РФ рассматривать указанные дела уполномочены должностные лица, в том числе государственные инспекторы субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (в ред. от 14.10.2014 года № 307-ФЗ и от 27.12.2018 года № 505-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 1.3.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Положение об управлении экологического надзора Белгородской области представляет право составления протоколов и привлечения к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательством Белгородской области. КоАП РФ относит составление протоколов по ст.7.3 КоАП РФ к подведомственности органов, уполномоченных на рассмотрение дел (ч.1 ст.28.3 КоАП РФ), а рассмотрение дел, включающее привлечение к административной ответственности, к подведомственности органов, осуществляющих государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22). Согласно части 2 указанной статьи 23.22 КоАП РФ рассматривать указанные дела уполномочены должностные лица, в том числе государственные инспекторы субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (в ред. от 14.10.2014 года № 307-ФЗ и от 27.12.2018 года № 505-ФЗ).

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере недропользования по организации и осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения установлены пунктом 9 статьи 3 и пунктом 14 статьи 4 Закона «О недрах» от 21.02.1992 года № 2395-1.

Рассмотрение дела старшим государственным инспектором управления экологического надзора Белгородской области, наделенного полномочиями органа, осуществляющего государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществлено на основании указанных норм КоАП РФ, федерального закона, постановлений Правительства РФ и Правительства Белгородской области.

Статьей 1.1 закона «О недрах» установлено, что субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. На основании статьи 3.1 указанного закона полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ постановлениями Правительства РФ.

В соответствии с подпунктами «б», «г» пункта 7 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 года № 293 в последующих редакциях, органы государственной власти субъектов РФ осуществляют государственный геологический надзор по следующим вопросам: -геологическое изучение участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения; -выполнение условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения.

В соответствии со статьей 16 Закона «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов РФ (в редакции от 30.11.2011 года № 364-ФЗ).

Постановлением Правительства Белгородской области от 15 июля 2013 года № 281-пп утвержден Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Белгородской области, согласно пункту 5.1 которого управление экологического надзора Белгородской области является уполномоченным органом по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на право пользования участками недр местного значения на территории Белгородской области.

Наличие у должностного лица управления экологического надзора Белгородской области полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, вытекает из права должностного лица надзорного органа рассматривать дело об административном правонарушении, установленного статьей 23.22 КоАП РФ, Составление протокола об административных правонарушениях должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела в соответствии со статьей 23 КоАП РФ, прямо предусмотрено частью 1 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Действия юридического лица квалифицированы как пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в соответствии с указанной правовой нормой и обстоятельствами правонарушения.

Достоверно зная о пользовании им участком недр местного значения и о переходе функции государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения от федерального надзорного органа к органу исполнительной власти субъекта Федерации, в составе которого создан отдел лицензионно-разрешительной работы, общество с ограниченной ответственностью «Селекционно-гибридный центр» не сдало информационный отчет за 2017 года в нарушение установленной пунктом 11.1 Условий пользования недрами, являющихся приложением к лицензии на право пользования недрами, обязанности до 25 января 2018 года представить отчет в орган государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. Им в соответствии с пунктом 14 статьи 4 закона «О недрах» в редакции от 30.11.2011 года № 364-ФЗ является орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае управление экологического надзора Белгородской области. Юридическое лицо имело возможность для соблюдения Условий пользования участком недр, являющихся приложением к лицензии, федерального закона и правовых норм субъекта Федерации, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Переход надзорных функций от федерального органа к исполнительному органу субъекта РФ, осуществляющему надзор в сфере недропользования, не означал прекращения обязанности представления информационного отчета согласно условий государственной лицензии. При этом юридическое лицо было осведомлено о переходе лицензионно-надзорных полномочий к органу исполнительной власти субъекта РФ, чем и воспользовалось в 2015 году при изменении условий лицензии.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ в два месяца, в соответствии с частью 2 указанной статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению с момента обнаружения административного правонарушения, которым является день получения уполномоченным должностным лицом объяснения представителя ООО «Селекционно-гибридный центр» и составления протокола об административном правонарушении 6 сентября 2018 года после проведенной в августе 2018 года проверки. На момент привлечения к административной ответственности и вынесения обжалуемого постановления 25 сентября 2018 года срок давности не истек.

Наказание назначено в минимальном размере в пределах санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и считать его несправедливым оснований не усматривается.

Исключительных обстоятельств для прекращения дела в порядке статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью деяний по делу не имеется. Ссылка на информационный характер отчета не свидетельствует о малозначительности не представления отчета, прямо предусмотренного условиями лицензии и нормами закона о недрах, и предназначенного для отделов управления, занимающихся аналитической работой и лицензированием. Сведений о тяжелом финансовом положении юридического лица не представлено.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ООО «СГЦ» и рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора охраны окружающей среды Управления экологического надзора Белгородской области от 25 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в отношении ООО «Селекционно-гибридный центр», решение главного государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды от 10 октября 2018 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Октябрьский районный суд города Белгорода в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.М. Еременко