ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-547/2021 от 12.01.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 21-12/2022(№ 21-779/2021)

№ 12-547/2021

Р Е Ш Е Н И Е

«12» января 2022 года судья Воронежского областного суда Кобзева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе Автономной некоммерческой организации высшего образования «Автомобильно-транспортный институт» (далее по тексту АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт») на решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 18 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт»,

(судья районного суда Михина Н.А.)

у с т а н о в и л :

постановлением главного государственного инспектора Центрального района города Воронеж по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району города Воронеж Влазнева В.И. № 65 от 17 августа 2021 года АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей (л.д.4-10).

Решением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 18 ноября 2021 года постановление главного государственного инспектора Центрального района города Воронеж по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району города Воронеж Влазнева В.И. № 65 от 17 августа 2021 года оставлено без изменения, жалоба АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» - без удовлетворения (л.д. 140-144).

В жалобе АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда от 18 ноября 2021 года, как незаконные и необоснованные.

В судебном заседании представитель АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» по доверенности Косарева К.Ю. доводы жалобы поддержала в полном объеме. По ходатайству представителя Косаревой К.Ю. в судебном заседании, назначенном на 11 января 2022 года, объявлялся перерыв до 12 января 2022 года, в связи с необходимостью уточнения доводов жалобы. Дополнительно Косарева К.Ю. пояснила, что нарушена процедура проведения проверки, поскольку решение о продлении срока проверки АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» было получено только в день проверки, 24 июня 2021 года, а также представила письменные объяснения ректора АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» Амрахова И.Г.

Прокурор Воронежской областной прокуратуры Катцын А.А., Сергеева О.А. просили оставить решение Центрального районного суда г.Воронежа от 18 ноября 2021 года без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, считаю, что оснований для отмены вынесенных по делу решения и постановления не имеется.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Исходя из статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктами 2,3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479, установлено, что в отношении каждого здания, сооружения (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем (далее - руководитель организации) или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях. Лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (пункт 12 Правил).

Пунктом 13 указанных Правил установлено, что при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты. При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год. По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты. В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.

Руководитель организации обеспечивает наличие на противопожарных дверях и воротах и исправное состояние приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания (пункт 24 Правил).

Пунктами 26, 27 Правил установлено, что запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: а) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств; б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

Подпунктом «б» пункта 17 указанных Правил установлено, что руководители организаций организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Подпунктом «в» пункта 35 указанных Правил запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.

Согласно пункту 54 указанных Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

Руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 60).

В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Статья 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

Согласно пункту 14 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие: 1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам; 2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной; 3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции; 4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей; 5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3 - 5 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 6 статьи 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

В силу пункта 6 Приказа МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации», противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).

Пунктами 11-15 Приказа МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» установлено, что вводный противопожарный инструктаж проводится: со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности); с сезонными работниками; с командированными в организацию работниками; с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику; с иными категориями работников (граждан) по решению руководителя. Вводный противопожарный инструктаж в организации проводится руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации. Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов. Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой. Примерный перечень вопросов вводного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2. Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.

Согласно пунктам 16-19 Приказа МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте: со всеми вновь принятыми на работу; с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу; с командированными в организацию работниками; с сезонными работниками; со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации; с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику. Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации. Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения. Примерный перечень вопросов для проведения первичного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2. Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.

Пунктом 32 Приказа МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» закреплено, что обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

Из пункта 4.1.32 «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 года № 179, усматривается, что на объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей.

В силу пункта 4.4.1 СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 года № 179, все огнетушители должны перезаряжаться сразу после применения или если величина утечки газового ОТВ или вытесняющего газа за год превышает допустимое значение (ГОСТ Р 51057 или ГОСТ Р 51017), но не реже сроков, указанных в таблице 1. Сроки перезарядки огнетушителей зависят от условий их эксплуатации и от вида используемого ОТВ.

Пунктом 4.5.4 СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 года № 179, установлено, что в журнале учета огнетушителей на объекте должна содержаться следующая информация: марка огнетушителя, присвоенный ему номер, дата введения его в эксплуатацию, место его установки; параметры огнетушителя при первоначальном осмотре (масса, давление, марка заряженного ОТВ, заметки о техническом состоянии огнетушителя); дата проведения осмотра, замечания о состоянии огнетушителя; дата проведения технического обслуживания со вскрытием огнетушителя; дата проведения проверки или замены заряда ОТВ, марка заряженного ОТВ; наименование организации, проводившей перезарядку; дата поверки индикатора и регулятора давления, кем поверены; дата проведения испытания огнетушителя и его узлов на прочность, наименование организации, проводившей испытание; дата следующего планового испытания; состояние ходовой части передвижного огнетушителя, дата ее проверки, выявленные недостатки, намеченные мероприятия; должность, фамилия, имя, отчество и подпись ответственного лица.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Правительства Воронежской области от 07 апреля 2021 года № 166 «Об установлении особого противопожарного режима на территории Воронежской области» с 15 апреля 2021 года на территории Воронежской области был установлен особый противопожарный режим, который был отменен постановлением Правительства Воронежской области от 29 сентября 2021 года № 155.

14 мая 2021 года заместителем прокурора Воронежской области Киреевым А.Б. вынесено решение о проведении проверки № 47-ОНЛ в отношении АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод несовершеннолетних, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Проверка поручена прокурору отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Бачманову М.Ю., срок проверки установлен с 17 мая 2021 года по 15 июня 2021 года (л.д.88).

Указанное решение было доведено до АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» путем направления по факсимильной связи 17 мая 2021 года на телефонный номер организации 255-18-80 (л.д.89).

Решением исполняющего обязанности прокурора Воронежской области от 10 июня 2021 года срок проведения проверки продлен до 14 июля 2021 года (л.д.91).

22 июня 2021 года в адрес АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» по факсимильной связи было направлено требование о предоставлении ряда документов, в том числе документов, касающихся соблюдения законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии и необходимости обеспечения доступа к материально-технической базе автомобильных курсов и помещениям института в период с 24 июня 2021 года по 25 июня 2021 года (л.д.93-94,95).

24 июня 2021 года в период с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут прокуратурой Воронежской области с привлечением специалистов ОНД и ПР по Центральному району г. Воронежа УНД ГУ МЧС России по Воронежской области была осуществлена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних, профилактике преступлений и правонарушений в АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» по адресу: <адрес>.

В результате проверки было установлено, что запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; лестница, соединяющая подвальный этаж с первым, не ограждена противопожарной перегородкой 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; на эвакуационных путях допускается расположение турникета, препятствующего свободной эвакуации людей при пожаре (основной выход); на эвакуационных путях допускается размещение мебели, техники (на первом этаже); допускается отделка путей эвакуации материалами с неизвестной пожарной опасностью (полы линолеум на 1 и 2 этажах); на лестничной клетке допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем); руководитель организации не организовал работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (не представлен договор с обслуживающей организацией); в организации отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом ХVIII Правил № 1479; руководителем организации не организовано проведение испытаний не реже 1 раза в 5 лет уличной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из здания при пожаре; руководителем организации не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5,7,8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения складского назначения с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны (помещения книгохранилища); руководитель не прошел обучение пожарно-техническому минимуму (не представлены подтверждающие документы); помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями огнестойкости с соответствующим заполнением проемов в противопожарных преградах (книгохранилища от остальной части института); отсутствует журнал учета эксплуатации систем противопожарной защиты (не представлен); отсутствует журнал учета огнетушителей (не представлен); не проведена ежегодная проверка огнетушителей с занесением соответствующей записи в журнал учета огнетушителей; не проведен вводный инструктаж с сотрудниками организации; отсутствуют специальные программы вводного и первичного инструктажа; на объекте не определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей; на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты; не представлен протокол проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного этажа; не обеспечено дублирование сигналов системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации; приспособления для самозакрывания дверей на лестничных клетках находятся в неисправном состоянии, то есть АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» нарушены требования пунктов 2,3,12,13,24,26,27,54,60, подпункта «б» пункта 17, подпункта «в» пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479, пункта 7 статьи 83, статьи 88, пункта 14 статьи 89, пункт 6 статьи 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 6,11-19,32 Приказа МЧС Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации», пунктов 4.1.32, 4.4.1, 4.5.4, «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 года № 179 (л.д.56-60).

22 июля 2021 года заместителем прокурора Воронежской области было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия которого была направлена в адрес АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» (л.д.104-108, 109-110).

27 июля 2021 года материал был направлен для рассмотрения по существу главному государственному инспектору Центрального района г. Воронежа по пожарному надзору Влазневу В.И. (л.д.111).

11 августа 2021 года главным государственным инспектором Центрального района г. Воронежа по пожарному надзору Влазневым В.И. было вынесено определение о назначении рассмотрения административного дела на 17 августа 2021 года в 10 часов 00 минут.

Копия определения была получена первым проректором АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» Амраховым Г.И. 11 августа 2021 года (л.д.44).

17 августа 2021 года главным государственным инспектором Центрального района города Воронеж по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району города Воронеж Влазневым В.И. вынесено постановление № 65 о привлечении АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей (л.д.4-10).

Факт совершения АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его виновность подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств. Выводы суда первой инстанции, проверившего законность и обоснованность постановления должностного лица, основываются на доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Судьёй районного суда сделан обоснованный вывод о виновности АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» в совершении вмененного правонарушения и дана правильная оценка имеющимся в деле доказательствам.

Принцип презумпции невиновности, установленный статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении административного дела не нарушен. Законность и обоснованность постановления должностного лица проверены судьей районного суда в полном объеме в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов жалобы заявителя.

Постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, действия правонарушителя квалифицированы правильно по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдён. Мера наказания назначена в пределах санкции соответствующей статьи.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не усматривается.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда в оспариваемом решении и должностного лица в оспариваемом постановлении о наличии в действиях АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» состава административного правонарушения являются верными.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением и решением, не является основанием к отмене актов, постановленных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что на момент проверки деятельность АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» фактически приостановлена, учебный процесс не осуществлялся, не может повлечь отмену оспариваемого постановления, была предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку как усматривается из материалов дела АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» является юридическим лицом, деятельность которого в установленном законом прядке не прекращена, в связи с чем АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» обязан соблюдать требования действующего законодательства, в том числе, регулирующего вопросы противопожарной безопасности.

Довод представителя АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» Косаревой К.Ю. о том, что имеются основания для отмены постановления, поскольку нарушена процедура проведения проверки, так как о решении о продлении срока проверки Институт был уведомлен только в день проверки 24 июня 2021 года, несостоятелен в связи со следующим.

В силу части 3 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

Таким образом, вручение АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» копии принятого решения о продлении срока проверки 24 июня 2021 года, т.е. в день проведения проверки, соответствует требованиям закона и не влечет нарушения прав лица, в отношении которого проводится прокурорская проверка.

Иные доводы жалобы АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» по существу аналогичны доводам жалобы, которые являлись предметом проверки и были отклонены по мотивам, приведенным в решении районного суда, оснований не согласиться с которыми не имеется.

С учетом изложенного оснований для отмены вынесенных по делу решения судьи районного суда и постановления должностного лица пожарного надзора, которые являются законными и обоснованными, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 18 ноября 2021 года и постановление главного государственного инспектора Центрального района города Воронеж по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району города Воронеж Влазнева В.И. № 65 от 17 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» оставить без изменения, жалобу АНО ВО «Автомобильно-транспортный институт» – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационной суд общей юрисдикции.

Судья областного суда И.В. Кобзева