ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-548/17 от 28.11.2017 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Дзержинского районного суда <адрес> Гринченко Е.В.,

рассмотрев жалобу Марчуковой Натальи Валентиновны на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника контрольного управления комитета финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор ГКОУ «<адрес> школа-интернат » Марчукова Н.В. подвергнута штрафу в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, Марчукова Н.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

В судебном заседании Марчукова Н.В. доводы жалобы поддержала и просила удовлетворить.

Представитель комитета финансов <адрес> Порутчиков И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

В силу п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.

По настоящему делу судом установлено.

В ходе проведения плановой проверки государственного казенного общеобразовательного учреждения "Волгоградская школа-интернат " (далее – Заказчик, ГКОУ «<адрес> ШИ ») были установлены нарушения ч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:

Государственным заказчиком – ГКОУ «ВШИ » на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) с единственным поставщиком заключен контракт на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Мастер Плюс» на общую сумму 110 000 рублей.

Контракт от ДД.ММ.ГГГГ подписан со стороны заказчика директором ГКОУ «ВШИ » Марчуковой Н.В.

В соответствии с п. 1.1. контракта от ДД.ММ.ГГГГ подрядчик обязуется выполнить на условиях данного контракта работы по капитальному ремонту системы отопления учебного корпуса и сдать результат заказчику, который обязуется принять результат работ и оплатить его.

Согласно пункту 1.2. контракта от ДД.ММ.ГГГГ состав и объем работы определяется техническим задание заказчика и локальным сметным расчетом, которые являются неотъемлемой частью данного контракта.

Данным локальным сметным расчетом определен объем каждого вида работ и стоимость единицы каждого вида работ, предусмотренных контрактом.

Локальный сметный расчет к контракту от ДД.ММ.ГГГГ по ремонту системы отопления учебного корпуса утвержден директором ГКОУ «ВШИ » Марчуковой Н.В.

В соответствии с пунктом 2.8 контракта от ДД.ММ.ГГГГ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт. При этом, допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактов объема работ стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работ.

Разделом 5 контракта от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок сдачи и приемки работ, согласно которому приемка работ на соответствие объему и качеству работ осуществляется заказчиком в течение 10 дней, стороны подписывают акты о приемке выполненных работ после выполнения всех работ. В случае обнаружения недостатков в объеме и качестве выполненных работ, заказчик не подписывает акт о приемке выполненных работ.

В соответствии с актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ подрядной организацией ООО «Мастер Плюс» осуществлены работы по капитальному ремонту системы отопления учебного корпуса ГКОУ «ВШИ ».

При этом, ряд работ, выполненных подрядной организацией ООО «Мастер Плюс» и принятых ГКОУ «ВШИ » не соответствуют объемам, утвержденным локальным сметным расчетом к контракту от ДД.ММ.ГГГГ более, чем на 10%, а именно:

- изменен объем выполняемых работ по виду «Разборка трубопроводов из водогазопроводных труб диаметром: до 100 мм» с 10м до 6м или уменьшен на 4м, что составляет 40% от утвержденных локальным сметным расчетом объемов;

- изменен объем выполняемых работ по виду «Замена трубы полипропиленовой PN 25 армированной Д=50 мм» с 9,74м до 4м или уменьшен на 5,74м, что составляет 58,9% от утвержденных локальным сметным расчетом объемов.

Вышеназванный акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ принят и подписан директором ГКОУ «ВШИ » Марчуковой Н.В.

Кроме того, государственным заказчиком – ГКОУ «ВШИ » на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ с единственным поставщиком заключен контракт на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Мастер Плюс» на общую сумму 89 000 рублей.

Контракт от ДД.ММ.ГГГГ подписан со стороны заказчика директором ГКОУ «ВШИ » Марчуковой Н.В.

В соответствии с п. 1.1. контракта от ДД.ММ.ГГГГ подрядчик обязуется выполнить на условиях данного контракта работы по капитальному ремонту системы отопления спального корпуса и сдать результат заказчику, который обязуется принять результат работ и оплатить его.

Согласно пункту 1.2. контракта от ДД.ММ.ГГГГ состав и объем работы определяется техническим заданием заказчика и локальным сметным расчетом, которые являются неотъемлемой частью данного контракта.

Данным локальным сметным расчетом определен объем каждого вида работ и стоимость единицы каждого вида работ, предусмотренных контрактом.

Локальный сметный расчет к контракту от ДД.ММ.ГГГГ по ремонту системы отопления спального корпуса утвержден директором ГКОУ «ВШИ » Марчуковой Н.В.

Пунктом 2.1. контракта от ДД.ММ.ГГГГ определено, что цена контракта является твердой и не может меняться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 2.8 контракта от ДД.ММ.ГГГГ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт. При этом, допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактов объема работ стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работ.

Разделом 5 контракта от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок сдачи и приемки работ, согласно которому приемка работ на соответствие объему и качеству работ осуществляется заказчиком в течение 10 дней, стороны подписывают акты о приемке выполненных работ после выполнения всех работ. В случае обнаружения недостатков в объеме и качестве выполненных работ, заказчик не подписывает акт о приемке выполненных работ.

В соответствии с актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ подрядной организацией ООО «Мастер Плюс» осуществлены работы по капитальному ремонту системы отопления спального корпуса ГКОУ «ВШИ » на общую сумму 89 000 рублей.

При этом, стоимость единицы ряда работ, выполненных подрядной организацией ООО «Мастер Плюс» и принятых ГКОУ «ВШИ » были увеличены и не соответствуют стоимости единицы работ, утвержденных локальным сметным расчетом к контракту от ДД.ММ.ГГГГ более, чем на 10%, а именно:

- изменена стоимость единицы выполняемых работ по виду «Демонтаж радиаторов весом до 80 кг» с 915,65 рублей до 13228,15 рублей, т.е. увеличена на 12312,5 рублей или в 13,5 раза от утвержденной локальным сметным расчетом стоимости единицы работы;

- изменена стоимость единицы выполняемых работ по виду «Установка радиаторов: стальных» с 29342,55 рублей до 176336,6 рублей, т.е. увеличена на 146994,05 рублей или в 5 раз от утвержденной локальным сметным расчетом стоимости единицы работы;

- изменена стоимость единицы выполняемых работ по виду «Разборка трубопроводов из водогазопроводных труб диаметром: до 100 мм» с 762,02 рублей до 10008,37 рублей, т.е. увеличена на 9246,35 рублей или в 12,1 раза от утвержденной локальным сметным расчетом стоимости единицы работы;

- изменена стоимость единицы выполняемых работ по виду «Изготовление заглушки трубопроводов диаметром 90 мм» с 44,2 рублей до 298,07 рублей, т.е. увеличена на 253,87 рублей или в 5,7 раза от утвержденной локальным сметным расчетом стоимости единицы работы;

- изменена стоимость единицы выполняемых работ по виду «прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб низкого давления среднего типа наружным диаметром: 25 мм» с 3108,0 рублей до 28648,43 рублей, т.е. увеличена на 25540,43 рублей или в 8,2 раза от утвержденной локальным сметным расчетом стоимости единицы работы.

Данное увеличение стоимости единицы вышеназванных работ осуществлено без увеличения цены контракта за счет уменьшения стоимости единицы материалов, а именно: «Радиаторы стальные панельные» - стоимость уменьшена на 1354,81 рублей или в 5 раз от утвержденной локальным сметным расчетом стоимости единицы работы, а также «Трубы из полиэтилена низкого давления» - стоимость уменьшена на 174,15 рублей или в 4 раз от утвержденной локальным сметным расчетом стоимости единицы работы.

При этом, общая цена контракта не превышена и составляет 89 000 рублей.

Вышеназванный акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ принят и подписан директором ГКОУ «ВШИ » Марчуковой Н.В.

Таким образом, в соответствии с актами о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ к контракту от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к контракту от ДД.ММ.ГГГГ, принятыми и подписанными директором ГКОУ «ВШИ » Марчуковой Н.В., изменены объемы выполненных работ по контракту и стоимость единицы работы по контракту более, чем на 10% от первоначального объема и стоимости.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику.

Статьей 709 ГК РФ определено, что в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов

Исходя из части 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы.

Также требования к содержанию контракта на выполнение работ установлены Законом № 44-ФЗ, а именно: частью 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определено, что в условия контракта включается обязательное условие о сроках осуществления приемки заказчиком выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.

Таким образом, условия об объеме выполняемых работ и о стоимости единицы выполняемой работы согласно вышеназванным статьям ГК РФ и Закона № 44-ФЗ являются одними из существенных условий контракта на осуществление подрядных работ.

Возможность изменения условий контрактов (договоров) по соглашению сторон, при осуществления закупки у единственного поставщика в части изменения объема поставляемого товара, предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона №44-ФЗ, а именно:

- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

- по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом, по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10 процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Пунктом 3 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлена возможность изменения условий государственного контракта, заключенного на срок не менее чем три года по цене, равной или превышающей размер цены, установленной Правительством Российской Федерации, в случае если исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно. При этом основанием для изменения условий государственного контракта по соглашению сторон является решение Правительства Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В рассматриваемом случае контракты от ДД.ММ.ГГГГ и заключены на срок менее трех лет.

Иные исключительные случаи, допускающие изменение существенных условий контракта по соглашению сторон, не предусматривают возможности изменения объема выполняемых работ и увеличение стоимости единицы товара.

Таким образом, изменение ГКОУ «ВШИ » объема выполненных работ по контракту от ДД.ММ.ГГГГ и увеличение стоимости единицы выполняемой работы по контракту от ДД.ММ.ГГГГ более, чем на 10% от первоначального объема соответствующих работ и стоимости единицы работы является неправомерным, поскольку действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе, не предусматривает возможности изменения условий договоров (контрактов) в части изменения объема выполняемых работ и увеличения стоимости единицы работы.

По результатам проведенной проверки в связи с выявлением факта нарушения законодательства ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ГКОУ «Волгоградская ШИ » Марчуковой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

Постановлением Комитета финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор ГКОУ «Волгоградская школа-интернат » Марчукова Н.В. подвергнута штрафу в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ, а именно, изменение условий контракта в части объема выполненной работы, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Вина Марчуковой Н.В. в совершении инкриминируемого ей деяния подтверждается: актом проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.; государственными контрактами на выполнение работ , от ДД.ММ.ГГГГ заключенными между ГКОУ «Волгоградская школа-интернат », в лице директора Марчуковой Н.В. и ООО «Мастер Плюс»; локальными сметными расчетами на капитальный ремонт системы отопления спального и учебного корпусов, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ. директором Марчуковой Н.В.; актами о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о наличии в действиях Марчуковой Н.В., как должностного лица, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, в связи с чем она обоснованно привлечена к административной ответственности.

Каких-либо процессуальных нарушений, не позволивших рассмотреть дело в полном объеме, административным органом не допущено, по указанным основаниям постановление отмене не подлежит.

Вместе с тем, судья при рассмотрении жалобы учитывает следующее.

В силу ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

При рассмотрении дела в отношении Марчуковой Н.В. доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, со стороны комитета финансов <адрес> представлено не было.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом обстоятельств дела, отсутствием каких-либо последствий в связи с изменением условий контрактов в части изменения объемов выполненных работ, которые не повлияли на общую стоимость контрактов, исполнение сторонами условий контрактов надлежащим образом, судья считает, что обжалуемое постановление в отношении Марчуковой Н.В. по ч.4 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с прекращением производства по делу в отношении Марчуковой Н.В. и объявлении ей устного замечания

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника контрольного управления Комитета финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ГКОУ «<адрес> школа-интернат » Марчуковой Натальи Валентиновны к административной ответственности по ч.4 ст.7.32 КоАП РФ - отменить.

Освободить Марчукову Наталью Валентиновну от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Производство по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.7.32 КоАП РФ в отношении директора ГКОУ «<адрес> школа-интернат » Марчуковой Натальи Валентиновны - прекратить.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.В. Гринченко