Дело № 12-549/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Якутск 12 апреля 2018 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Кузьмина М. А., при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) № № от ____ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Окружной администрации города Якутска ФИО1,
у с т а н о в и л :
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) № № от ____ года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что административным органом не доказана вина заместителя Главы ГО «город Якутск» ФИО1, предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) от ____ года исполнено Окружной администрацией города Якутска в полном объеме ____ года, содержание протокола и постановления по делу об административном правонарушении не позволяет определить конкретные действия (бездействие) ФИО1, которые, по мнению административного органа, являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, либо к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности. В данных документах содержатся ссылки на наличие у ФИО1 как у исполняющего обязанности Главы ГО «город Якутск», прав и обязанностей по осуществлению общего руководства и координации деятельности ОА г. Якутска по вопросам местного значения, представлению ОА г. Якутска во взаимоотношениях с иными муниципальными образованиями, органами государственной власти, предприятиями и пр. Однако правовая оценка конкретным действиям (бездействию) ФИО1, связанным с реализацией этих прав, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству и возникновения в результате их совершения негативных последствий антимонопольным органом не дана. Просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО2 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного органа не явился, направил письменный отзыв по доводам жалобы защитника, согласно которым ФИО1 привлечен к административной ответственности законно и обоснованно.
Суд, заслушав пояснения защитника, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.
Из материалов дела судом установлено, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) поступило заявление Ассоциации перевозчиков бытовых отходов г. Якутска о нарушении ОА г. Якутска действующего законодательства, выразившееся в принятии постановления № 285п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск». ____ года вышеуказанное постановление признано утратившим силу, утверждена новая редакция, постановлением № 298п и. о. Главы ОА г. Якутска ФИО1 утвержден Порядок отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск». ____ года на официальном сайте www.якутск.рф. размещено извещение о проведении отбора единого оператора. Целью отбора единого оператора явилось присвоение статуса единого оператора и определение зоны его деятельности, на срок не менее чем ___ лет. В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок комиссия организатора торгов осуществила оценку заявок на участие в отборе единого оператора для выявления победителя отбора на основе критериев, указанных в документации и победителем признан участник ООО «___». По итогам отбора между ОА г. Якутска и ООО «___» заключено соглашение от ____ года на присвоение статуса единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск». ____ года УФАС по РС (Я) в адрес Главы ОА г. Якутска направлено предупреждение об устранении нарушений Закона о защите конкуренции.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Между тем пунктом 1.2 Порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск», утвержденного постановлением ОА г. Якутска 19 ноября 2015 года, определено, что единый оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» - это юридическое лицо, которое обязано заключить публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне деятельности Единого оператора.
При этом Федеральным законом от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства о потребления», в соответствии с которым принят вышеуказанный Порядок, не содержит норм, предусматривающих понятие и статус Единого оператора на уровне муниципального образования. Согласно действующему федеральному законодательству единственным требованием к осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является наличие лицензии, предусмотренное п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Таким образом, принятый Порядок, определивший статус единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» и его полномочия, имеет прямое влияние на состояние конкуренции на товарном рынке по сбору, накоплению, транспортированию коммунальных отходов, поскольку фактически определяет преимущественное положение определенного субъекта – единого оператора, который единственный будет иметь право осуществлять деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на территории городского округа «город Якутск» в течение десяти лет.
Кроме того, как следует из материалов дела, кассационным постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от ____ года, решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от ____ года отменены, предупреждение УФАС по РС (Я) оставлено в силе.
Постановление № 298п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» подписано и. о. Главы городского округа «город Якутск» ФИО1 Обязанности Главы ОА г. Якутска исполнялись ФИО1 на основании распоряжения Главы городского округа «город Якутск» ФИО3 от ____ года «О командировании и возложении обязанностей», согласно которому обязанности Главы городского округа «город Якутск» с ____ года возложены на первого заместителя Главы городского округа «город Якутск» ФИО1
При установленных обстоятельствах, административный орган пришел к правильному выводу о том, что должностным лицом ОА г. Якутска ФИО1, утвердившим ____ года постановление № 298п о порядке отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск», допущено нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», тем самым совершено правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными и исследованными в судебном заседании доказательствами, имеющимися в материалах дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ административным органом всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного должностным лицом административного правонарушения.
Доводы жалобы о недоказанности вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, опровергаются материалами дела, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ для данной категории дел.
Таким образом, оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы, суд приходит к выводу о законности и обоснованности постановления административного органа по данному делу и об отсутствии оснований для его отмены или изменения по доводам, изложенным в жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) № № от ____ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Окружной администрации города Якутска ФИО1, – оставить без изменения, жалобу на данное постановление – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья п/п М. А. Кузьмина
Копия верна
Судья М. А. Кузьмина
Секретарь А. С. Готовцева