ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/12 от 24.07.2012 Грязинского городского суда (Липецкая область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

24 июля 2012 г. г. Грязи

Судья Грязинского городского суда Липецкой области Шегида Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту Грязинского межрайонного прокурора на постановление мирового судьи Грязинского судебного участка № 2 Липецкой области ФИО1 от 25 июня 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, в отношении главы администрации сельского поселения Сошкинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО2, главы администрации сельского поселенияГрязинского муниципального района Липецкой области Фащевский сельсовет ФИО3, главы администрации сельского поселения Двуреченский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО4, главы администрации сельского поселения Телелюйский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО5, которым постановлено:

«Прекратить дело об административном правонарушении в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в связи с отсутствием в их действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Грязинского судебного участка № 2 Липецкой области ФИО1 от 25 июня 2012 г. дело об административном правонарушении в отношении глав сельских поселений ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5 было прекращено в связи с отсутствием в их действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.

Грязинский межрайонный прокурор принес протест на данное постановление, в котором просит его отменить, считая незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В постановлении указано, что анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что, поскольку закон не обязывает использовать одновременно все способы обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность размещать информацию в сети «Интернет» возникает после вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок размещения информации в сети «Интернет». Таковые акты приняты в сельских поселениях: в Сошках решение вступило в силу 23 мая 2012 г., протокол об административном правонарушении составлен 30 марта 2012 г., в Телелюе - 02.02.2011 г., Фащевке, Двуречках сведения о дате опубликования (обнародования) этих актов, с которой связан момент вступления муниципального правового акта в силу, суду не представлен.

Вместе с тем, суд, вынося решение, не учел то обстоятельство, что все нормативно-правовые акты сельских поселений, в том числе сельских поселений Сошкинский, Двуреченский, Фещевский и Телелюйский сельских советов публикуются на сайте Министерства юстиции РФ. Данное обстоятельство является общеизвестным фактом и в соответствии со ст. 61 ГПК РФ не подлежит доказыванию. Так, на сайте Министерства юстиции РФ опубликованы решения об обеспечении доступа к информации о деятельности органов самоуправления сельских поселений Сошкинский (от 12.05.2011 г. № 34, сведения о регистрации № от 01.07.2011 г.), Телелюйский (от 02.02.2011 г. № 29, сведения о регистрации № от 18.03.2011 г.), Фащевский (от 21.02.2011 г. № 26, сведения о регистрации № от 22.03.2011 г.) сельсоветов.

В соответствии с п. 7 решения «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения Сошкинский сельсовет» настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования в газете «Грязинские известия».

Под обнародованием понимается доведение содержания муниципального правового акта до сведения населения иными способами (издание и распространение буклетов, использование радио и телевидения и др.). В любом случае установленный порядок опубликования (обнародования) правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, т.е. предусматривать открытый доступ максимально широкого круга граждан.

Из вышеизложенного следует, что опубликование названного решения в газете «Грязинские известия» является одним из способов обнародования, то есть доведения до сведения граждан.

Следовательно решение «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения Сошкинский сельсовет» вступило в силу 01.07.2011 г., о свидетельствует сведения о регистрации № от 01.07.2011 г.

Из п. 7 решений об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельских поселений Фащевский и Телелюйский сельсовет следует, что решение вступает в силу со дня обнародования, то есть решение Фащевского сельсовета вступило в силу 22.03.2011 г., что подтверждается сведениями о регистр № от 22.03.2011, а решение Телелюйского сельсовета вступило в силу 18.03.2011 г. что подтверждается сведениями о регистр № от 18.03.2011.

Мировой судья проводил анализ норм действующего законодательства, а сослался на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 23.04.2012 г., которым в части признания бездействия глав сельских поселений, в том числе Сошкинского, Двуреченского, Фещевского и Телелюйского сельсоветов, в неразмещении информации официальном сайте или на сайте Грязинского муниципального района прокурору было отказано. Однако, прокурору было отказано в связи с тем, что к моменту вынесения решения главы сельских поселений определенную информацию, хотя и не в том объеме который предусмотрен ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», уже смогли разместить на официальном сайте Грязинского муниципального района, что также являлось предметом исследования в решении Грязинского городского суда.

Прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, так как на момент проведения проверки и до подачи искового заявления главы сельских поселений вообще никакой информации о своей деятельности на официальном сайте Грязинского муниципального района не размещали, а если и размещали, объем этой информации не соответствовал ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ. Указанные обстоятельства судом первой инстанции не рассматривались, им не была дана надлежащая оценка.

Прокурор просит постановление мирового судьи от 25.06.2012 г. отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник Грязинского межрайонного прокурора Капырин А.В. протест поддержал по изложенным в нем основаниям.

Главы сельских поселений ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От ФИО2, ФИО6 и ФИО4 поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения помощника Грязинского межрайонного прокурора Капырина А.В., суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 13.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.

Судом установлено, что 30.03.2012 г. Грязинским межрайонным прокурором вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ в отношении главы администрации сельского поселения Сошкинский сельсовет ФИО2, главы администрации сельского поселения Фащевский сельсовет ФИО3, главы администрации сельского поселения Двуреченский сельсовет ФИО4, главы администрации сельского поселения Телелюйский сельсовет ФИО5

Основанием для возбуждения указанных дел об административных правонарушениях явились результаты прокурорской проверки, согласно которым:

- администрацией сельского поселения Фащевский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области и администрацией сельского поселения Двуреченский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области - не утверждены перечни информации, подлежащей размещению в сети «Интеренет»; не открыты официальные сайты администраций в сети «Интернет» при наличии реальной возможности подключения к сети, в связи с чем не размещается информация о деятельности администраций; информация о деятельности администраций поселений не размещается на официальном сайте Грязинского муниципального района; не определены должностные лица, ответвленные за предоставление информации о деятельности органов местного самоуправления, их права и обязанности;

- администрацией сельского поселения Сошкинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области и - администрацией сельского поселения Телелюйский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области - не открыты официальные сайты администраций сельских поселений в сети «Интернет» при наличии реальной возможности подключения к сети, в связи с чем не размещается информация о деятельности администраций сельских поселений; информация о деятельности администраций сельских поселений не размещается на официальном сайте Грязинского муниципального района.

Данные постановления прокурора были направлены для рассмотрения мировому судье Грязинского судебного участка № 2 Липецкой области, который объединил их в одно производство и по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынес вышеуказанное постановление.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями от 27 июля 2010 г., 6 апреля, 21 июля 2011 г.) государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (ч. 5).

Статья 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с последующими изменениями) устанавливает способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, где в п. 2 предусматривает размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В силу ч. 1 ст. 10 того же закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Из содержания ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ следует, что организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 3 данного закона правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, осуществляется, в том числе, муниципальными правовыми актами.

В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 2 ст. 47).

В ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ определено, какие сведения должна отражать информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети "Интернет". Согласно ч. 3 данной статьи состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными ст. 14 этого Федерального закона.

В соответствии со ст. 14 того же закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет", утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (п. 7). При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации (ч. 8).

Мировым судьей верно указано, что анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что, поскольку закон не обязывает использовать одновременно все способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность размещать указанную информацию в сети "Интернет" возникает после вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок размещения этой информации в сети "Интернет".

Судом установлено, что советами депутатов сельских поселений Грязинского муниципального района были приняты нормативные правовые акты «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения …», утвержденные решениями сессий Сошкинского совета депутатов от 12.05.2011 г № 34, Телелюйского совета депутатов от 02.02.2011 г. № 29,Фащевского совета депутатов от 21.02.2011 г. № 26. Сведения о наличии аналогичного нормативного правового акта в сельском поселении Двуреченский сельсовет суду не представлены.

В протесте прокурор ссылается то, что в п. 7 решения от 12.05.2011 г № 34 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения Сошкинский сельсовет» настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования в газете «Грязинские известия», что было сделано 23 мая 2012 г.

В то же время прокурор связывает момент вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов об обеспечении доступа к информации о деятельности органов самоуправления сельских поселений с моментом их опубликования на официальном сайте Министерства юстиции РФ: Сошкинский сельсовет - решение совета депутатов от 12.05.2011 г. № 34, сведения о регистрации № от 01.07.2011 г., Телелюйский сельсовет - решение совета депутатов от 02.02.2011 г. № 29, сведения о регистрации № от 18.03.2011 г.), Фащевский сельсовет - решение совета депутатов от 21.02.2011 г. № 26, сведения о регистрации № от 22.03.2011 г.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования глава муниципального образования.

Согласно ст. 43 Устава сельского поселения Сошкинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, принятого Советом депутатов сельского поселения Сошкинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области № 15 от 27 сентября 2010 г., муниципальные правовые акты сельского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования) (ч. 8). Обнародование муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, осуществляется путем самостоятельного издания муниципальных правовых актов в количестве не менее 10 штук и размещения их для открытого доступа с 9-00 до 16-00 часов в сельской, школьной библиотеках, культурно - досуговом центре, помещении администрации сельского поселения, почты, на доске объявлений с указанием ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним (ч. 9).

Аналогичные положения закреплены в Уставах сельских поселении Фащевский сельсовет и Телелюйский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Положения о муниципальных правовых актах сельского поселения Сошкинский сельсовет, принятого решением Совета депутатов Сошкинского сельсовета Грязинского района Липецкой области от 19.04.2012 г. № 62, нормативные правовые акты, затрагивающие права человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Неопубликованные (необнародованные) нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности гражданина и человека, не применяются. Нормативные правовые акты подлежат официальному обнародованию. Официальное обнародование НПА осуществляется путём их размещения для открытого доступа с 9-00 до 16-00 часов в сельской, школьной библиотеках, сельских домах культуры, помещении администрации сельского поселения, почты, на доске объявлений.

Суд не может согласиться с доводом прокурора о том, что под обнародованием нормативного правового акта следует понимать доведение его содержания до сведения населения любым лицом и любым способом.

Как видно из вышеприведенных норм, обнародование муниципального нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления осуществляет глава муниципального образования, способы обнародования муниципального нормативного правового акта определяются Уставом и муниципальными нормативными правовыми актами. К таковым способам не отнесено размещение акта на сайте Минюста РФ.

Кроме того, Минюст РФ, не являясь субъектом, уполномоченным обнародовать муниципальные нормативные правовые акты, размещает их на собственном официальном сайте в целях реализации собственных полномочий по проведению правовой экспертизы. Данный вывод следует из содержания действовавшего на момент размещения указанных решений на сайте Минюста РФ Приказа Минюста РФ от 14.04.2008 N 91 "О мерах по обеспечению эксплуатации официального интернет-сайта Министерства юстиции Российской Федерации", утратившего силу в связи с изданием Приказа Минюста РФ от 22.09.2011 N 342.

Таким образом, суд приходит к выводу, что по состоянию на 30.03.2012 г. решение сессии Сошкинского совета депутатов от 12.05.2011 г. № 34 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения Сошкинский сельсовет» официально опубликовано либо обнародовано не было.

Сведений об официальном опубликовании либо обнародовании решения сессии Телелюйского совета депутатов от 02.02.2011 г. № 29 и Фащевского совета депутатов от 21.02.2011 г. № 26 суду также не представлено.

В сельском поселении Двуреченский сельсовет, исходя из представленных прокурором сведений и документов, аналогичный нормативный правовой акт не принимался.

Исходя из вышеизложенного, суд соглашается с выводом мирового судьи об отсутствии в их действиях глав сельских поселений ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, поскольку на момент возбуждения дел об административных правонарушениях не вступили в законную силу муниципальные нормативные правовые акты, определяющие состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети "Интернет", периодичность ее размещения, сроки обновления, а также иные требования к размещению указанной информации.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления мирового судьи, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи Грязинского судебного участка № 2 Липецкой области ФИО1 от 25 июня 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, в отношении главы администрации сельского поселения Сошкинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО2, главы администрации сельского поселения Фащевский сельсовет ФИО3, главы администрации сельского поселения Двуреченский сельсовет ФИО4, главы администрации сельского поселения Телелюйский сельсовет ФИО5 подлежит оставлению без изменения, а протест прокурора - без удовлетворения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи Грязинского судебного участка № 2 Липецкой области ФИО1 от 25 июня 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, в отношении главы администрации сельского поселения Сошкинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО2, главы администрации сельского поселения Фащевский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО3, главы администрации сельского поселения Двуреченский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО4, главы администрации сельского поселения Телелюйский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области ФИО5 оставить без изменения, а протест Грязинского межрайонного прокурора - без удовлетворения.

Судья Е.А. Шегида