ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/18 от 29.10.2018 Армянского городского суда (Республика Крым)

Дело №12-54/2018

РЕШЕНИЕ

29 октября 2018 года г. Армянск Республика Крым

Судья Армянского городского суда Республики Крым Феденева Т.Н., с участием представителя ООО «Титановые инвестиции» ФИО1, консультанта отдела экологического надзора Перекопского управления экологического надзора Северо – Крымского региона, государственного инспектора Республики Крым ФИО2, рассмотрев жалобу ООО «Титановые инвестиции» на постановление старшего государственного инспектора Республики Крым по делу об административном правонарушении от 17.08.2018 г., предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым от 17.08.2018 года ООО «Титановые инвестиции» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно данному постановлению в филиале ООО «Титановые инвестиции» в части возможного негативного воздействия на атмосферный воздух производственных объектов, находящихся в пользовании предприятия проведена совместная с прокуратурой г. Армянск Республики Крым проверка. В соответствии с Приказом Минприроды Крыма № 124 от 23.01.2018 г. до ООО «Титановые инвестиции» доведены нормативы выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. В ходе проверки ГАУ РК «ЦЛАТИ» проведены отборы проб атмосферного воздуха на источнике выбросов загрязняющих веществ, кислотонакопителе, расположенном в <...>. Отбор проб на источнике выбросов осуществлялся 28.08.2018 г. в 23 час.00 мин. и 29.08.2018 г. в 14 час.25 мин. в присутствии представителя ООО «Титановые инвестиции» - начальника отдела Охраны окружающей среды ФИО3 По результатам проверки прокуратурой г. Армянска Республики Крым 04 сентября 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч.2 ст.8.21 КоАП РФ в отношении ООО «Титановые Инвестиции». Должностным лицом при рассмотрении административного дела установлено, что ООО «Титановые Инвестиции» 28.08.2018 и 29.08.2018 г. при эксплуатации, кислотонакопителя, допущено нарушение условий действия разрешения 35706000/1 -18 от 23.01.2018 г. на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. После проведенных 28.08.2018 и 29.08.2018 г. ГАУ РК «ЦЛАТИ» измерений атмосферного воздуха на источнике выбросов загрязняющих веществ, кислотонакопителе, обнаружено, что в ходе производственной деятельности ООО «Титановые инвестиции» осуществило выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в условиях действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: 28.08.2018г. азота оксид 0, 8 мг/м 3 при ПДК в атмосферном воздухе 0,4; углерода оксид 1,3 мг/м 3 при ПДК в атмосферном воздухе 5; сероводорода 0,1 мг/м 3 при ПДК в атмосферном воздухе 0,008; метана 0,04 % при ПДК в атмосферном воздухе 0. 29.08.2018 г. после измерений загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на источнике выбросов загрязняющих веществ, кислотонакопителе, обнаружены вредные (загрязняющие вещества), а именно: азота оксид 0,3 мг/м 3 при ПДК 0,4; углерода оксид 1,5 мг/м 3 при ПДК в атмосферном воздухе 5; сероводорода 0,1 мг/м3 при ПДК в атмосферном воздухе 0,008 мг/м3, аммиака 0,4 мг/м3 при ПДК 0,2. Установленные обстоятельства в соответствии с постановлением должностного лица свидетельствуют о нарушении ООО «Титановые Инвестиции» пунктов 1, 5 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» и основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Титановые Инвестиции» обратилась в суд с жалобой об отмене постановления и прекращении административного дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Доводы жалобы о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности в основном сводятся к тому, что в ходе производства по административному делу ООО «Титановые Инвестиции» получено разрешение на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По выявленным в ходе проверки выбросам загрязняющих веществ так же обращались в Министерство экологии и природных ресурсов за получением разрешения на выбросы, однако такое разрешение не выдано. Справка Министерства экологии и природных ресурсов по результатам проверки является недопустимым доказательством, так как изложенным в ней обстоятельствам не дана надлежащая оценка, не имеется доказательств о присутствии представителя предприятия при проведении измерений загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, нарушена методика проведения измерений и получения результатов измерений, не учитывалась погрешность прибора газоанализатора при проведении измерений. С учетом этой погрешности показатели вредных веществ являются допустимыми.

В судебном заседании представитель ООО «Титановые Инвестиции» доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Дополнительно пояснила, что по указанным в справке загрязняющим веществам, обнаруженным в районе расположения кислотонакопителя, обращались с заявлением в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым для установления предельно допустимых концентраций выбросов вредных веществ в том числе выявленных в ходе проверки. В удовлетворении заявления отказано, так как из представленных документов было установлено, что выбросы указанных загрязняющих веществ осуществляются в минимальных количествах. В настоящее время предприятие продолжает работать, не имея разрешения на выбросы выявленных загрязняющих веществ от кислотонакопителя.

В судебном заседании старший государственный инспектор Республики Крым ФИО4 возражал против удовлетворения жалобы ООО «Титановые Инвестиции». Пояснил, что постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ вынесено законно и обоснованно. В ходе производства по административному делу вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ установлена собранными в ходе проверки доказательствами. При назначении наказания учитывались все обстоятельства, предусмотренные КоАП РФ. Административный штраф назначен в пределах санкции статьи. Представитель юридического лица присутствовал при осуществлении измерений выбросов в районе кислотонакопителя, возражений не представил. Сомневаться в правильности актов измерений и в составленных на их основе протоколах измерений, оснований не имелось, так как ГАУ РК «ЦЛАТИ» является аккредитованной организацией для производства данных измерений.

Консультант отдела экологического надзора Перекопского управления экологического надзора Северо – Крымского региона, государственный инспектор Республики Крым ФИО2 просил в удовлетворении жалобы отказать, так как постановление о привлечении ООО «Титановые инвестиции» вынесено законно и обоснованно.

Заслушав консультанта отдела экологического надзора Перекопского управления экологического надзора Северо – Крымского региона, государственного инспектора Республики Крым ФИО2, представителя ООО «Титановые инвестиции», специалистов лаборатории ГАУ РК «ЦЛАТИ», исследовав материалы по жалобе, материалы административного дела Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и вправе проверить дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ срок подачи жалобы не пропущен.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ старший государственный инспектор по Республике Крым ФИО4 уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.21 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст.8.21 КоАП РФ составляет один год.

Таким образом, постановление в отношении ООО «Титановые Инвестиции» вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Административная ответственность по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.

Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.

Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Данное административное правонарушение выявлено в ходе совместной проверки прокуратуры г. Армянск Республики Крым и специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым. Результаты проверки отражены в Справке Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым. По результатам проверки прокуратурой г. Армянска Республики Крым на основании постановления от 04 сентября 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении ООО «Титановые Инвестиции», материал направлен в управление экологического надзора Северо – Крымского региона для привлечения юридического лица к административной ответственности.

Постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым от 17.08.2018 года ООО «Титановые инвестиции» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.

Как указано в постановлении о привлечении юридического лица к административной ответственности обстоятельства административного правонарушения подтверждаются материалами дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования от 04.09.2018 года об административном правонарушении, возбужденного прокуратурой г. Армянска Республики Крым в отношении Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции». Какими конкретно доказательствами установлена вина юридического лица в постановлении не указано. Оценка имеющимся в материалах административного дела доказательствам с точки зрения достоверности, допустимости должностным лицом в постановлении не дана, выводы о виновности юридического лица не мотивированы. Таким образом, нарушены требования ст. 26.11 КоАП РФ и ст. 29.10 КоАП РФ.

В качестве объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ в постановлении указано, что допущен выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от кислотонакопителя ООО «Титановые инвестиции» расположенного в районе с. Перекоп г. Армянска Республики Крым не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в условиях действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: азота оксид, углерода оксид, сероводорода, метана.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ выражается в нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение условий полученного специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ.

Действия по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения должны быть квалифицированы по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Таким образом, если в ходе рассмотрения административного дела установлено, что юридическое лицо в процессе производственной деятельности осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения действия не могут быть квалифицированы по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ. Кроме того, из материалов административного дела усматривается, что ООО «Титановые инвестиции» получено разрешение 35706000/1 -18 от 23.01.2018 г. на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и вредным веществам по промплощадке №1, утвержденного приказом Минприроды Крыма за № 139 от 20.12.2017 года. По источнику выбросов, кислотонакопителю, дано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по азоту диоксид, серной кислоте, серы диоксид. На выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух азота оксид, углерода оксид, сероводорода, метана, аммиака от источника выбросов, кислотонакопителя, ООО «Титановые инвестиции» разрешения в установленном порядке не получено. Таким образом, квалификация действий юридического лица по ч. 2 ст.8.21 КоАП РФ основано на неправильном толковании норм административного законодательства и противоречит материалам административного дела в части квалификации действий связанных с нарушением условий на разрешение выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух.

Согласно Справке Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 25 июля 2018 года № 12/09 в филиале ООО «Титановые Инвестиции» проведена проверка, выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства, а именно: 28.08.2018г. азота оксид 0, 8 мг/м 3 при ПДК в атмосферном воздухе 0,4; углерода оксид 1,3 мг/м 3 при ПДК в атмосферном воздухе 5; сероводород 0,1 мг/м 3 при ПДК в атмосферном воздухе 0,008; метан 0,04 % при ПДК в атмосферном воздухе 0; После проведения 29.08.2018 г. отборов проб атмосферного воздуха на источнике выбросов загрязняющих веществ, кислотонакопителе обнаружены вредные (загрязняющие вещества), а именно: азота оксид 0,3 мг/м 3 при ПДК 0,4; углеродоксид 1,5 мг/м 3 при ПДК в атмосферном воздухе 5; сероводород 0,1 мг/м3 при ПДК в атмосферном воздухе 0,008 мг/м3, аммиак 0,4 мг/м3 при ПДК 0,2. В этой же справке так же указано, что для установления причинно-следственной связи между эксплуатацией кислотонакопителя и обнаруженными в атмосферном воздухе загрязняющими веществами необходимо экспертное заключение в области химии. Экспертное заключение на дату вынесения постановления не получено.

Согласно Приложению № 1 «Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух» к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, 35706000/1 -18 от 23.01.2018 г., разрешение на выбросы азота оксида, углерода оксида, метана, аммиака, кроме сероводорода, от других источников (кроме кислотонакопителя) юридическим лицом получены.

При описании объективной стороны административного правонарушения, должностным лицом не приведены мотивы о причинной - следственной связи между обнаруженными в атмосферном воздухе вредными (загрязняющими) веществами в районе расположения кислотонакопителя и эксплуатацией самого кислотонакопителя. При этом должностным лицом не учитывались особенности объекта загрязнения, а так же возможные подобные выбросы вредных веществ от других источников выбросов. В частности согласно разрешению на выбросы 35706000/1 -18 от 23.01.2018 г. аммиак выбрасывает цеховая лаборатория (позиция 250), сероводород - реакторы разложения (позиции 562, 563), метан, углерод оксид, азот оксид выбрасывают так же другие источники выбросов. В ходе производства по административному делу данные противоречия не устранены. Следовательно, обстоятельства совершения административного правонарушения объективно не установлены.

Согласно объяснениям ФИО5 лаборатория, специалисты которой проводили измерения состояния атмосферного воздуха на объекте выбросов, кислотонакопителе, расположенным на территории ООО «Титановые инвестиции», и впоследствии производили расчеты для установления количества вредных выбросов, имеет аккредитацию на выполнение данного вида работ. Измерения и расчеты проводились в соответствии с установленными методиками. Акты измерений специалистом составлялись, протоколы измерений составляются на основании актов. В данном случае протокол измерений имеется, из которого следует, что были допущены выбросы загрязняющих веществ в ООО «Титановые Инвестиции» в районе расположения кислотонакопителя. Других предприятий, которые могли бы допустить подобные выбросы, не имеется в месте осуществления измерений.

ФИО6 пояснил, что именно он отбирал пробы из объекта, кислотонакопителя, в присутствии представителя ООО «Титановые Инвестиции», возражений и замечаний не поступало, он составил акты, в которых указал результаты измерений. В качестве измерителя использовался газоанализатор, который прошел поверку. Прибор показал выбросы вредных веществ, которые указаны акте.

ФИО7 пояснил, что при расчете измерений использовались акты измерений, учет погрешности прибора газоанализатора не требуется по имеющимся методикам измерений. Впоследствии расчеты перепроверяли, ошибок не установлено. Погрешность прибора, газоанализатора, определена в инструкции к прибору и эта же погрешность должна быть указана в протоколе измерений, как техническая характеристика прибора.

Не доверять показаниям специалистов у суда оснований не имеется, предупреждались об административной ответственности за дачу ложных показаний, не заинтересованы в исходе дела, показания не противоречат иным доказательствам, собранным по административному делу. Дополнительными объяснениями специалистов лишь подтверждаются обстоятельства обнаружения вредных (загрязняющих) веществ в районе источника выбросов (кислотонакопителя).

В постановлении о привлечении ООО «Титановые инвестиции» к административной ответственности указано, что с нарушением условий разрешения на выбросы вредных (загрязняющих веществ) осуществлены выбросы азота оксида, углерода оксида, сероводорода, метана, однако в постановлении прокурора г. Армянск Республики Крым о возбуждении административного производства и Справке Минприроды Республики Крым так же в качестве вредного вещества указан аммиак. При этом в постановлении не приведены мотивы об исключении данного загрязняющего вещества из перечня загрязняющих веществ, выбросы которого осуществлялись в нарушение условий разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

Дата вынесения постановления о привлечении ООО «Титановые инвестиции» к административной ответственности указана 17 августа 2018 года, в то время как из материалов административного дела усматривается, что постановление о возбуждении административного дела прокурором г. Армянск Республики Крым вынесено 04.09.2018 года. Определение об устранении описки в материалах административного дела не имеется.

Таким образом, суд считает, что постановление от 17 августа 2018 года, вынесенное старшим государственным инспектором Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО4, является незаконным и необоснованным и подлежащим отмене с возвращением административного дела на новое рассмотрение.

Доводы представителя ООО «Титановые инвестиции» об отсутствии оценки доказательств, на которые ссылается должностное лицо, суд считает обоснованными. Доводы в части обнаружения в атмосферном воздухе у источника выбросов (кислотонакопителя) загрязняющих веществ, соответствующих разрешению на выбросы, суд считает несостоятельными, так как измерения произведены специалистами в области охраны окружающей среды, аккредитованной лабораторией ГАУ РК «ЦЛАТИ». Иными доказательствами результаты измерений, проведенных ГАУ РК «ЦЛАТИ», не опровергнуты. Представитель юридического лица ФИО3 присутствовала при проведении измерений, не возражала против методов проведения измерений и полученных результатов, что подтверждается актами измерений и протоколами измерений. Согласно постановлению заявленные ходатайства должностным лицом разрешались, однако в нарушение ст. 24.2 КоАП РФ определения об отказе в удовлетворении ходатайств не выносились.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Таким образом, при вынесении постановления старшим государственным инспектором Республики Крым от 17.09.2018 года в отношении ООО «Титановые Инвестиции» допущено существенное нарушение процессуальных норм и норм материального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что является основанием для частичного удовлетворения жалобы и направления административного дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ООО «Титановые Инвестиции» удовлетворить частично. Постановление заместителя начальника управления экологического надзора Северо-Крымского региона, заведующего отделом экологического надзора Перекопского региона, старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от 17.08.2018 года № ПР-47/0327 о привлечении ООО «Титановые инвестиции» по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ отменить.

Административное дело направить на новое рассмотрение заместителю начальника управления экологического надзора Северо –Крымского региона, заведующему отделом экологического надзора Перекопского региона, старшему государственному инспектору Республики Крым ФИО4

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения.

Судья Т.Н. Феденева