ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/20 от 05.02.2020 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело

25RS0-30

Р Е Ш Е Н И Е

05 февраля 2020 года <.........>

<.........>

Судья Находкинского городского суда <.........>ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ким В.С., действующего в интересах ФИО1 на постановление начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд <.........> правового департамента <.........>ФИО2 от ДД.ММ.ГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица заказчика – заместителя главы администрации Находкинского городского округа ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд <.........> правового департамента <.........>ФИО2 от ДД.ММ.ГГ., должностное лицо – заместитель главы администрации Находкинского городского округа ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Основанием привлечения к ответственности послужили выявленные нарушения требований ч.1 ст. 95 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФИО1 с указанным постановлением не согласился, защитником по доверенности Ким В.С. подана в суд жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене обжалуемого постановления, прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что согласно п. 4.96 МДС 81-35-2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ», в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

В процессе производства работ, при разбивке участка под благоустройство, возникла необходимость в дополнительных работах по валке деревьев в количестве 18 единиц с разделкой и корчевкой пней, их погрузкой и вывозом. Оплата дополнительных работ проведена в счет непредвиденных работ и затрат, учтенных в сводном сметном расчете. Выполнение вышеназванных работ подтверждены актами приемки выполненных работ КС-2. Для придания эстетического вида и соответствия концепции благоустроенной территории сквера, выполнены работы по обрезке крон деревьев, формированию крон кустарников в счет непредвиденных работ и затрат, учтенных в сводном сметном расчете. Выполнение вышеназванных работ подтверждено актами приемки выполненных работ КС-2.

Кроме того, в связи с отсутствием на момент посадки в питомниках <.........> кустарников снежноягодника и жасмина, на объект были высажены кустарники других пород, предусмотренные проектом, а именно: саженцы форзиции и спиреи. Стоимость фактических затрат, отраженная в актах приемки выполненных работ, не превышает стоимости, прошедшей ценовую экспертизу. Кроме того, при возбуждении дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения норм процессуального права, поскольку в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ прокурором неверно установлено событие, время и место совершения административного правонарушения. По мнению заявителя, для устранений указанных противоречий, должностное лицо правового департамента <.........> должно было вернуть постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурору <.........> для устранения недостатков. Кроме того, поскольку обстоятельства, при которых ФИО1 вменялось дополнительное расходование бюджетных средств в размере 756 224 рублей, являлись предметом дела об административном правонарушении (часть 10 статьи 7.32 КоАП РФ) ФИО1 не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение в силу положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Участвующий в судебном заседании защитник ФИО1, Ким В.С. полностью поддержал доводы жалобы по указанным в ней основаниям, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника должностного лица, исследовав материалы истребованного дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

На основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Административным правонарушением по ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признаётся изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – в размере двадцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения по ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в изменении условий контракта, в том числе увеличении цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчиком ДД.ММ.ГГ. по результатам проведения электронного аукциона (извещение ) заключен муниципальный контракт с ООО «Мастер» на оказание услуг по выполнению работ по комплексному благоустройству на территории сквера по <.........> в <.........>. Цена контракта 14 794 543,00 рублей (12 641 641,09 рублей - федеральный бюджет, 1 723 860,16 рублей - бюджет <.........>, 429 041,75 рублей - местный бюджет) Объект закупки, в том числе, виды и объемы работ, наименование и технические характеристики материалов установлены в извещении, аукционной документации в Техническом задании и приложении к Контракту.

Согласно постановлению <.........> от ДД.ММ.ГГ.-па «Об утверждении государственной программы <.........> «Формирование современной городской среды муниципальных образований <.........> «на 2018-2025 годы» субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований при условии, в том числе, наличия обязательства муниципального образования по утверждению с учетом прохождения ценовой экспертизы сметной документации на проведение работ по благоустройству, предусмотренных муниципальной программой, до их начала.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 44-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

Таким образом, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ, количества товара (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ, количество товара по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы.

В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществлять конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.

Согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее, в том числе, наименование и описание объекта закупки, следовательно объект закупки является существенным условием контракта.

Согласно ч. 6 ст. 63 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона, не допускается.

В течение одного дня с даты принятия данного решения, заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

В соответствии с ч. 6 ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Таким образом, после того, как закупка размещена в ЕИС в силу положений Федерального закона № 44-ФЗ заказчик не вправе изменять объект закупки.

Подавая заявку на участие в электронном аукционе, участник закупки соглашается на выполнение работ и заключение контракта на тех условиях (по видам, объемам работ, материалам), которые установлены заказчиком в извещении, аукционной документации и проекте контракта. Заказчик и Подрядчик, подписав Контракт, согласовали все существенные условия Контракта, включая объект закупки - выполнение работ в соответствии с условиями технического задания, закрепленных в извещении и документации о закупке и в Контракте на момент его подписания, и цену контракта.

В соответствии с п. 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению подрядных работ по комплексному благоустройству территории сквера по <.........> в <.........> в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом.

П. 1.3 Контракта установлено, что объем работ, описание работ, требования качеству, техническим характеристикам, требования к безопасности и результат работ определены в Техническом задании (Приложение к Контракту являющемся неотъемлемой частью Контракта.

Согласно п. 1.4 Контракта Подрядчик не вправе изменить объем, виды стоимость работ, предусмотренных Контрактом.

Приложением , являющимся неотъемлемой частью Контракта установлено Техническое задание.

В Техническом задании (п. 3 раздела 2) и локальном сметном расчете (п. 3-8 сметного расчета ) установлено: работы по валке деревьев в количестве 2 ед, с разделкой и корчевкой пней, с погрузкой и вывозом 1,885 тонн груза.

Фактически по акту КС-2 от ДД.ММ.ГГ. Заказчиком были приняты работы по валке 20 деревьев (увеличение объема работ – 1000 %) с вывозом мусора 18,31 тонн груза (увеличение - 971%). Кроме того, Заказчиком приняты работы по засыпке траншей землей растительной механизированной заготовки, не предусмотренные Контрактом.

Согласно ч. 7 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 данного Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

В Техническом задании (п. п. 34, 35, 36, 39) предусмотрена посадка кустарников: спиреи (6 шт.), жасмина (6 шт.), форзиции (10 шт.) и снежноягодника (10 шт.).

В ходе проверки установлено, что кустарники жасмина и снежноягодника заменены на форзицию (10 шт.) и спирею (6 шт.) без подтверждения качественных характеристик данных изменений. Увеличение количества форзиции и спиреи и уменьшение количества жасмина и снежноягодника составило 100% по каждой позиции.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом № 44-ФЗ, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Приемка выполненных Подрядчиком работ осуществлена Заказчиком по Актам о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГ., , , , от ДД.ММ.ГГ., , , .

Заказчик оплатил принятые работы платежными поручениями от ДД.ММ.ГГ., от ДД.ММ.ГГ., от ДД.ММ.ГГ., от ДД.ММ.ГГ. на общую сумму контракта 14 794 543,00 руб.

Таким образом, при исполнении контракта подрядчик выполнил, а заказчик принял, согласно актам о приемке, и оплатил работы, не предусмотренные контрактом.

В соответствии с ч. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

По смыслу ст. 438 ГК РФ совершение лицом конклюдентных действий (приемка и оплата работ) может рассматриваться как согласие на внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме.

Таким образом, заказчик, приняв выполненные подрядчиком работы, не соответствующие условиям Технического задания, подписав документы о приемке и оплатив их, изменил существенные условия контракта, а именно, объект закупки с нарушением ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно ст. 107 Федерального закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Распоряжением (приказом) администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.ФИО1 принят на должность муниципальной службы заместителя главы администрации Находкинского городского округа.

Материалами дела подтверждено, что организовывает обеспечение единого порядка размещения муниципальных заказов в целях эффективного использования средств бюджеты Находкинского городского округа, координирует и контролирует деятельность управления муниципального заказа заместитель главы администрации Находкинского городского округа ФИО1 Контракт и Акты о приемке выполненных работ подписаны от имени Заказчика указанным должностным лицом (заместителем главы ФИО1).

При указанных обстоятельствах, вывод должностного лица правового департамента администрации <.........> о наличии в действиях должностного лица (заказчика) - заместителя главы администрации Находкинского городского округа ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у должностного лица (заказчика) заместителя главы администрации Находкинского городского округа ФИО1 имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях последнего, поскольку указанным должностным лицом не были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований вышеуказанного законодательства.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые являются достоверными и допустимыми доказательствами, так как получены в соответствии с требованиями статьи 26.2 КоАП РФ, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований для переоценки выводов должностного лица правового департамента администрации <.........>, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется, и поводы к отмене постановления отсутствуют.

При этом следует отметить, что дополнительное расходование бюджетных средств в размере 756 224 рублей, должностному лицу ФИО1 не вменяется.

Административное наказание должностному лицу (заказчику) заместителю главы администрации Находкинского городского округа ФИО1 назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя главы администрации Находкинского городского округа ФИО1 административным органом допущено не было.

Обстоятельств, влекущих в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ прекращение производства по делу об административном правонарушении, а также применение статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица заказчика – заместителя главы администрации Находкинского городского округа ФИО1, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление начальника отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд <.........> правового департамента <.........>ФИО2 от ДД.ММ.ГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица заказчика – заместителя главы администрации Находкинского городского округа ФИО1, - оставить без изменения, жалобу защитника Ким В.С. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <.........>вой суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения, с подачей жалобы через Находкинский городской суд <.........>.

Судья ФИО3