Дело № 12-54/2020; УИД 76RS0013-01-2019-001066-83
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Рыбинск 06 марта 2020 года
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Громова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Маслакова Владимира Константиновича на постановление заместителя начальника инспекции – начальника отдела – государственного инспектора государственного строительного надзора Ярославской области Селютиной С.Н. от 30 мая 2019 г. №, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Фирма «МВК» Маслакова В.К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>
установил:
30 мая 2019 года инспекцией государственного строительного надзора Ярославской области вынесено постановление №, которым генеральный директор ООО «Фирма «МВК» Маслаков В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, и наложено взыскание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Маслаков В.К. обратился в суд с жалобой, в которой просить постановление инспекции государственного строительного надзора от 30 мая 2019 года № отменить и производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы ссылается на следующие обстоятельства.
Инспекция строительного надзора в ходе проведения проверки произвела действия вне пределов своих полномочий. Инспекцией не принято во внимание, что ООО «Фирма «МВК» является арендатором объекта недвижимого имущества - грузового причала по адресу: <адрес>, являющегося федеральной собственностью, которое используется Обществом по назначению – для отстоя, подхода судов. Предоставлена акватория Рыбинского водохранилища для размещения причала для отстоя судов. В своей деятельности, общество руководствуется Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Согласно паспорта гидротехнического сооружения, изготовленного ООО «<данные изъяты>», грузовой причал является сооружением 3 класса. Полагает, что спорный объект реконструкции является инфраструктурой речного порта, предназначенного для обслуживания судов, и относится к гидротехническим сооружениям третьего класса, соответственно, выдача разрешения на строительства в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствие которого и вменено обществу, не требуется. В данном случае не требуется получение разрешения на строительство, не требуется проведение экспертизы, осуществление государственного строительного надзора.
Должностное лицо – генеральный директор ООО «Фирма «МВК» Маслаков В.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании защитники должностного лица Маслакова В.К. по доверенностям Смирнова М.В, Антонов Ю.А. и Травкин А.К. доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснили, что в микрорайоне Переборы имеется грузовой причал на <адрес>, собственником которого является Российская Федерация, заключен договор водопользования. Все работы проводились в акватории реки Волга, не затрагивая земельный участок. Разрешение на проведение работ по реконструкции было получено, разрешение собственника причала на проведение данных работ также имеется. В своей деятельности общество руководствуется Кодексом внутреннего водного транспорта и Водным Кодексом РФ. Согласно паспорту грузовой причал является сооружением 3 класса, разрешение требуется только на реконструкцию объектов 1 и 2 класса. Поскольку все согласования получены, работы проводились в акватории в 10 метрах от берега, не затрагивая земельный участок, разрешение на реконструкцию не требуется.
Представители Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области Трубанова А.Н., Чернышева К.С. в судебном заседании доводы возражений на жалобу поддержали в полном объеме, пояснив, что производится реконструкция объекта недвижимости в отсутствие государственной строительной экспертизы и разрешения на строительство.
Выслушав защитников должностного лица ООО «Фирма «МВК» Маслакова В.К., представителей Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 39 ФЗ РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме государственного строительного надзора.
Согласно п. 10 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», проверке соответствия, выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, норм и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение: при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций надземной и подземной части, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
В силу ч. 5 ст. 52 ГрК РФ, в случае, если в соответствии с ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор, в том числе осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ является модифицированной проектной документацией.
Предметом государственного строительного надзора, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 52 ГрК РФ).
23.04.2019 инспекцией Госстройнадзора Ярославской области проведена выездная проверка реконструкции объекта капитального строительства - грузового причала (гидротехническое сооружение 3 класса) по адресу: <адрес>
В ходе проверки инспекцией было установлено, что застройщиком объекта является ООО «Фирма «МВК»»; земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по указанному адресу, находящийся в федеральной собственности, принадлежит на праве аренды ООО «Фирма «МВК» (договор аренды №). На земельном участке находится сооружение грузового причала протяженностью <данные изъяты> м (литер А), кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м; грузовой причал является федеральной собственностью и передан в аренду ООО «Фирма «МВК» на срок до 01.11.2020 (договор аренды № от 01 марта 2012 и дополнительное соглашение к № от 03 ноября 2015). С юго-восточной стороны подпорной стенки существующего грузового причала 000 «Фирма «МВК» производились работы по устройству шпунтового ряда из металлического фасонного шпунта в створе подпорной стенки (на расстоянии около 10 метров от берега); погружение шпунта выполнялось вибропогружателем (выполнено около 40 метров шпунтового ряда с одновременным устройством анкерных тяг из круглого металла с шагом около 1,5 метров). Работы выполнялись на основании проектной документации (разработчик ООО «<данные изъяты>»), согласно которой предполагается выполнение подпорной стенки из шпунта «<данные изъяты>» протяженностью 70 метров, отнесенной на 10 метров от береговой линии; подпорная стенка примыкает с юго-востока к существующему грузовому причалу с последующим выполнением шапочного бруса из монолитного железобетона, устройства для швартовки судов и причальной набережной путем создания искусственного земельного участка площадью 700 кв.м. В результате проведения данных работ увеличивается протяженность причала на 70 метров и его площадь на 700 кв.м. Данные работы были начаты 01.03.2019г. Выполняемые работы являются работами по реконструкции грузового причала, поскольку в результате выполнения работ изменяются (увеличиваются) параметры существующего объекта капитального строительства. Работы велись при отсутствии у застройщика разрешения на строительство.
По результатам проверки 24 апреля 2019 г. составлен протокол об административном правонарушении № 76 в отношении директора Общества Маслакова В.К. по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
30 мая 2019 года инспекцией Государственного строительного надзора Ярославской области вынесено постановление №, которым генеральный директор ООО «Фирма «МВК» Маслаков В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, и наложено взыскание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно позиции инспекции государственного строительного надзора изменение параметров объекта капитального строительства (площадь и строительный объем) является его реконструкцией, при которой проектная документация на проведение указанных работ подлежит экспертизе, на проведение работ требуется получения разрешения на строительство, в процессе выполнения работ должен осуществляться региональный государственный строительный надзор.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с частью 2 указанной статьи строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 4 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 данной статьи Кодекса и другими федеральными законами (уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции гидротехнических сооружений первого и второго классов - пункт 4 части 5 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с абзацем 12 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
Согласно пункту 1 статьи 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Из пункта 9 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Согласно материалам дела обществу «Фирма «МВК» на основании решения Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 21 мая 2019 года предоставлен в пользование водный объект для проведения работ по строительству и реконструкции гидротехнического сооружения (грузового причала), путем использования Рыбинского водохранилища в районе <адрес>, у правого берега, в районе <данные изъяты> км судового хода.
06 марта 2019 года заключен договор водопользования между Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ООО «Фирма «СВК», согласно которому в пользование обществу предоставлена акватория р. Волга площадью 0,03 кв.км.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно паспорту гидротехнического сооружения, изготовленного ООО «РУСТ», грузовой причал является сооружением 3 класса.
Согласно Положению о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27 октября 2012 года № федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Положения федеральный государственный надзор включает в себя:
а) организацию и проведение плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сроки, периодичность, порядок назначения и оформления результатов которых установлены федеральными законами, указанными в пункте 3 настоящего Положения;
б) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
в) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований;
г) анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в области безопасности гидротехнических сооружений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Предметом проверки при осуществлении федерального государственного надзора является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений обязательных требований.
Учитывая, что спорное гидротехническое сооружения в виде грузового причала возведено непосредственно в акватории реки Волга, которая относится к водным объектам и находится в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Судом также установлено, что спорная причальная стена является гидротехническим сооружением III класса, конструктивно не связанным с причальной стенкой, расположенной на берегу реки Волга. Реконструкция данного объекта предусматривает параллельное расположение шпунтового ряда из металлического фасонного шпунта в створе подпорной стенки на расстоянии около 10 метров от берега, то есть с выносом причального фронта в русло реки Волга, без демонтажа старого причала.
Руководствуясь статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что орган регионального строительного надзора не уполномочен распоряжаться водным объектом (р. Волга), в акватории которого осуществлена реконструкция причала, и, следовательно, не уполномочена выдавать разрешение на строительство в соответствии с утвержденным проектом реконструкции.
Поскольку причальное сооружение возводится без демонтажа старого причала, конструктивно не связано с земельным участком перегрузочного комплекса, расположенного на берегу реки Волга, не затрагивает конструктивные и иные характеристики старого причала, хотя проект и называется реконструкция причала, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости получения разрешительной документации на строительство (реконструкцию) указанного причального сооружения со стороны государственного строительного надзора. Вместе с тем, соответствующее согласование проектной документации обществом было получено в установленном законом порядке.
С учетом изложенного судья не усматривает в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
В силу изложенного обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя начальника инспекции – начальника отдела – государственного инспектора государственного строительного надзора Ярославской области Селютиной С.Н. от 30 мая 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Фирма «МВК» Маслакова Владимира Константиновича – отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Ю. Громова