ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/20 от 30.12.2020 Белоярского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ)

Дело №__

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

_______ г. Белоярский.

Судья Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Лавров И.В., при секретаре Азановой Е.В., с участием представителей ООО «РИТЭК» ФИО1 и ФИО2, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» на постановление №__ вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО - Югре _______ Общество с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Представителем ООО «РИТЭК» на вышеуказанное постановление подана жалоба, которая мотивирована тем, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку идентификация отходов производства - полномочие хозяйствующего субъекта. У ООО «РИТЭК» ТПП «РИТЭКБелоярскнефть» не образуется отхода «Трубы стальные нефте - и газопроводов отработанные», так как выведенные из эксплуатации и списанные трубы квалифицируются как материально-технический ресурс (труба б/у), который оприходуется в подотчет материально-ответственного лица производственного подразделения, далее информация о количестве и местонахождении трубы б/у направляется в ООО «РИТЭК» для консолидации и включения в соответствующий лот с целью реализации на аукционе, проводимом ПАО «ЛУКОЙЛ». После проведения торгов и определения победителя, заключается договор купли-продажи. Все погрузочно-разгрузочные работы, а также взвешивание, резка и пакетирование товара, производятся силами и средствами Покупателя. Факт передачи товара оформляется товарной накладной по форме <...>

При продаже труб, отсоединенных от трубопроводов, Общество не осуществляет операции по удалению отходов (в смысле, придаваемом статьей 1 Закона об отходах), поскольку не предполагается их последующее уничтожение или захоронение; не осуществляет реализацию изготовленной продукции, поскольку не является изготовителем труб и не изготавливает из них новую продукцию. Общество реализует указанные трубы как товар, не утративший свои потребительские свойства, для последующего использования по назначению.

Замена труб в ООО «РИТЭК» ТПП «РИТЭК-Белоярскнефть» осуществляется не по причине утраты их потребительских свойств, а по причине уменьшения объёма добываемой жидкости, в связи с чем, Общество вынуждено заменять участки трубопровода на трубу с меньшим диаметром, чтобы избежать в дальнейшем отказов из-за уменьшения скорости потока жидкости и как следствие получения ручейковой коррозии.

В судебном заседании представители юридического лица жалобу поддержали в полном объеме.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

В силу требований п. 4 ст. 30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося должностного лица.

Выслушав представителей ООО «РИТЭК», обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В силу п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.

Таким образом, в силу приведенных выше положений, юридические лица обязаны принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы I - IV классов опасности.

Согласно постановлению о назначении административного наказания <...> при изучении материалов плановой документарной и выездной проверки <...> в отношении Общества, установлены достаточные данные, указывающие на наличие события об административном правонарушении, а именно, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - V классов опасности, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем, в отношении Общества возбуждено административное дело.

В ходе проверки установлено, что ООО «РИТЭК» заключен договор купли-продажи №__ с ООО «Инвествторцветмет», согласно которому ООО «Инвествторцветмет» в период с марта 2019 по август 2019 от АО «РИТЭК» (территория ХМАО-Югры) принят металлолом (черный металл) в количестве 198,285 тонн, что подтверждается приемосдаточными актами №__ (приложения № 1 к правилам обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «РИТЭК» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судом были истребованы и исследованы материалы дела об административном правонарушении, из которых следует, что в качестве доказательств, совершенного ООО «РИТЭК» правонарушения, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО - Югре приняты следующие документы: <...>

Так, <...> между Обществом и ООО «Сатурн-2М» заключен договор подряда №__ согласно которому, подрядчик выполняет строительно-монтажные работы по объекту ТПП «РИТЭК-Белоярскнефть» «Техническое перевооружение нефтесборного коллектора Куст <...> - крановый узел <...> куст <...> - крановый узел <...> Сергинского месторождения». Согласно приложению 1 к договору, демонтаж трубопроводов - 14 244 метра. Согласно приложению 2 к договору, демонтаж трубопроводов проходил в период с _______ по _______

Согласно акту технического осмотра ОС, подлежащего ликвидации <...> сети нефтегазосборные (куста <...><...>) в количестве 8,616 км, имеющие коррозионное повреждение, деформацию, разрушение, оприходованы в металлолом (черный металл) 195 тонн.

<...> между АО «РИТЭК» и ООО «Инвествторцветмет» заключен договор купли-продажи №__ согласно которому АО «РИТЭК» передало, а ООО «Инвествторцветмет» приняло и оплатило металлолом (черный металл), лом смешанный (mix).

Таким образом, в материалах дела имеются доказательства того, что при осуществлении деятельности ООО «РИТЭК» образуются отходы в виде лома и черных металлов, которые должны быть отнесены к конкретному классу опасности.

В нарушение требований действующего законодательства, ООО «РИТЭК» обязанность по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности не выполнило.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что у ООО «РИТЭК» отсутствовали какие-либо препятствия для соблюдения требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, каких-либо достоверных и достаточных доказательств невозможности соблюдения указанных требований Обществом не представлено.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО - Югре ФИО3 в полной мере были учтены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, на основании чего он пришёл к обоснованному выводу о назначении административного наказания.

Кроме того, как следует из текста жалобы, постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО - Югре ФИО4 №__ при изучении материалов плановой документарной и выездной проверки <...> в действиях Общества выявлены однородные указанным выше нарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

По мнению автора жалобы, Общество не может быть привлечено к ответственности за аналогичные правонарушения, поскольку КоАП РФ не предусматривает возможность применения наказания за каждый выявленный факт нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, приведённой в п. 16 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).

В настоящее время действующим законодательством применение административного наказания за каждое из однородных правонарушений не запрещено.

Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, влекущих за собой отмену либо изменение постановления, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление №__ вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО3 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РИТЭК» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица – без удовлетворения.

Федеральный судья И.В. Лавров