ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/2016 от 10.06.2016 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Когалым 10 июня 2016 года

Судья Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Давлетова Т.В.,

с участием представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре, заместителя начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» к административной ответственности по ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» (далее по тексту Общество) привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 год.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с жалобой, мотивируя тем, что в оспариваемом постановлении Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре в качестве объективной стороны указывает, что Общество допущено невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате неправильного исчисления суммы платежа. Также в оспариваемом постановлении указано, что Общество не внесло в установленный срок плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 год в части сверхлимитного размещения отходов (бурового шлама), так как плата исчислена с применением понижающего коэффициента) 0,3 и без применения 5-кратного повышающего коэффициента по объектам ТПП «Повхнефтегаз» (шламовые амбары кустовых площадок №). В качестве события административного правонарушения в оспариваемом постановлении указано, что Общество осуществило размещение отходов, на которые не выдавался документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Общество просит постановление отменить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО5 доводы, изложенные в жалобе, поддержала, суду пояснила, что плата за размещение отходов в Обществе производится на основании расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые в установленные сроки предоставляется Управлению Росприроднадзора по ХМАО-Югре. Расчет платы производится в соответствии с законодательством по объектам, в которых производится размещение отходов. Из указанных в оспариваемом постановлении шламовых амбаров, размещение (хранение, захоронение) отхода –бурового шлама производилось в шламовых амбарах кустов скважин <данные изъяты> м/р. При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Обществом были учтены на перспективу шламовые амбары на этих кустовых площадках, как плановые. После ввода в эксплуатацию названных шламовых амбаров, Общество, руководствуясь положениями законодательства о предоставлении технического отчета о неизменности процесса и его утвержденной формой, направило информацию о введении их в эксплуатацию. Тем самым, продлило срок действия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом введенных шламовых амбаров. Объем фактически размещенного бурового шлама не превысил объема, указанного в проекте и лимитах. На кустовых площадках Дружного месторождения, № Южно-Ягунского р размещение бурового шлама не предусмотрено и не производилось, а предусмотрен вывоз бурового шлама в ближайшие объекты размещения отходов. Следовательно, в лимиты данные объекты не включаются и плата за размещение отходов по этим объектам не производится.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного разбирательства.

Выслушав представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО5, исследовав материалы дела, считаю постановление подлежащим отмене по следующим основаниям:

В соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления.

Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами на основании лицензии 066 от ДД.ММ.ГГГГ, переоформленной ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д. 139-184).

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Частью 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, «обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления....».

Исходя из ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ юридические лица … при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимита на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с п.4 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов, хранение отходов – это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; накопление отходов - временное складирование отходов; объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Согласно п.5 названного Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого юридическими лицами. В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для накопления, использования и/или обезвреживания.

Согласно п.4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, проекты нормативов образования отходов разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Таким образом, из буквального содержания приведенных положений законодательства следует, что проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются с учетом планируемых объемов производства. Объекты, в которых не планируется осуществлять размещение отходов (хранение, захоронение), а планируется осуществлять в них накапливание, такие объекты в лимиты на размещение отходов не включаются.

По утверждению Общества, не опровергнутому административным органом, Общество осуществляет деятельность в соответствии с проектной документацией, на которую получены соответствующие заключения экологических экспертиз, и которой предусмотрено захоронение бурового шлама в шламовых амбарах кустов скважин предусмотрен вывоз бурового шлама в ближайшие объекты размещения отходов.

При этом, в материалах дела представлена проектная документация по объектам получившая положительные заключения государственной экологической экспертизы, предусматривающая устройство шламовых амбаров для реализации амбарного способа бурения и технологии захоронения отходов бурения в таких амбарах в соответствии с Инструкцией по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше. РД 39-133-94, утвержденной Роскомнедрами ДД.ММ.ГГГГ, РАО "Газпром" ДД.ММ.ГГГГ, ГП "Роснефть" ДД.ММ.ГГГГ, а также Инструкцией по охране окружающей среды при строительстве скважин на суше на месторождениях углеводородов поликомпонентного состава, в том числе сероводородсодержащих. РД утвержденной Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, Минприроды РФ ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 1-8, 20-91).

Предусмотренная Инструкциями технология по захоронению отходов бурения в шламовых амбарах предусматривает разделение твердой и жидкой фаз, осветление жидкой фазы, нейтрализацию жидкой фазы, откачку жидкой фазы, обезвреживание твердой фазы отверждением, после чего производится засыпка и биологическая рекультивация (рыхление, внесение удобрений, семян и т.д.). Такая технология по захоронению применяется при амбарном способе бурения.

В частности, в разделе 5 Инструкции РД 51-1-96 предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, то осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.

Так, Проектной документацией «Обустройство кустов скважин Ватьеганского месторождения» предусмотрено захоронение буровых отходов в шламовых амбарах, которое производится следующим образом. После осаждения отходов производится откачка жидкой фракции буровых отходов, затем поверху осажденной твердой фракции отходов укладывается лежневый настил в один накат и устраивается защитный слой из песка (т.2 л.д. 1-8, стр.64 проектной документации).

Кроме того, в заключении государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ/ээ проектной документации «Обустройство кустов скважин Ватьеганского месторождения» указано, что проектной документацией предусмотрено захоронение отходов бурения в шламовом амбаре и последующая рекультивация, согласно технологии, предусмотренной Инструкцией по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше . В заключении также указано, что технология утилизации (захоронения) отходов бурения в шламовом амбаре предусматривает ускоренное осветление (отделения) жидкой фазы отходов с помощью коагулянта и флокулянта, утилизация жидких отходов по окончании бурения производится путем закачки в нефтесборный коллектор, оставшийся в амбаре шлам подвергается захоронению: шлам засыпается минеральным грунтом, поверхность такого амбара в последующем подвергается технической и биологической рекультивации (т.1 л.д. 22-54; стр. 6-7 заключения).

Проектной документацией «Обустройство кустов скважин месторождения» также предусмотрена технология размещения и захоронения отходов бурения в шламовом амбаре, которая регламентируется соответствующими инструкциями с подтверждением в заключении государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ проектной документации (стр.23 заключения). Технология предусматривает ускоренное осветление (отделение) и очистку жидкой фазы отходов с помощью коагулянтов и флокулянтов, откачку осветленной жидкой фазы, обработка отходов оставшихся в амбаре после откачки отверждением, закрытие шламового с последующей рекультивацией (т.2 л.д. 20-91; стр. 56, 57 проектной документации).

Проектной документацией «Строительство скважины Свободного месторождения», имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 100-124; стр. 6, заключения, лист 22) также предусмотрено захоронение бурового шлама по такой технологии.

Проектной документацией «Обустройство кустов скважин », имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ/ээ (т.1 л.д. 125-152; т.2 л.д. 9-19; стр. 5, 6, 9 заключения; стр. 7 проектной документации) предусмотрено хранение бурового шлама и последующая ликвидация шламового амбара с переработкой отходов в строительный материал.

Проектной документацией «Строительство скважины Р Свободного месторождения», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 153-207, стр.27 заключения; стр.11 проектной документации) предусмотрено хранение бурового шлама и последующая его передача организации для обезвреживания, использования для получения строительного материала.

Также в материалах дела представлены групповые рабочие проекты, индивидуальные технические проекты по объектам кустов скважин 13 Кочевского м/р, 7 Кустового м/р, 51 Южно-Ягунского м/р, 70 Дружного м/р, в которых предусмотрены проектные решения по вывозу бурового шлама в ближайшие объекты размещения отходов.

Групповыми рабочими проектами на строительство боковых стволов согласованными в 2005, 2006 г.г. с Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по ХМАО-Югре № предусмотрено, что бурение вторых стволов осуществляется из старого фонда скважин с уже готовых оснований, с постоянным вывозом бурового шлама на кустовые площадки с не рекультивированными шламовыми амбарами (т.2 л.д. 92,93, 108,130, Индивидуальным техническим проектом на проведение работ по реконструкции скважины методом вырезки «окна» в эксплуатационной колонне скважин кустов Дружного месторождения, – Генерального проектировщика Групповых рабочих проектов, а также актами о реконструкции скважин методом бурения второго ствола подтверждается, что на данных кустах осуществлялось на основании названных Групповых рабочих проектов бурение вторых стволов с вывозом бурового шлама (т.3 л.д. 1-50).

Таким образом, с учетом изложенного, кустовые площадки в лимиты на размещение отходов включению не подлежали, поскольку проектными решениями хранение, захоронение отходов (размещение отходов) в них не предусмотрено и не производилось.

Поскольку в шламовых амбарах кустов скважин м/р проектными решениями предусмотрено хранение и захоронение отходов (размещение отходов) и производилось хранение и захоронение бурового шлама, то такие объекты включаются в лимиты на размещение отходов.

Пунктом 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что в случае наличия у юридического лица филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может (по усмотрению хозяйствующего субъекта) разрабатываться отдельно для филиала(ов) и обособленного подразделения.

Из материалов дела следует, что Общество разработало проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ТПП «Повхнефтегаз» и для ТПП «Когалымнефтегаз», которыми предусмотрено размещение бурового шлама в действующих шламовых амбарах, а также в планируемых объектах, включая шламовые амбары на кустовых площадках №т.3 л.д. 51-69).

Материалы дела свидетельствуют о том, что ТПП «Когалымнефтегаз» направлен технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за 2014 с приложением характеристик, содержащих информацию о введении в 2014 в эксплуатацию объектов размещения отходов, в том числе: шламового амбара куста т.3 л.д.93-97). ТПП «Повхнефтегаз» направлены технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за 2013 г. и за 2014 г. с приложением характеристик, содержащий информацию о введении, соответственно, в 2013г. и в 2014 г. в эксплуатацию объектов размещения отходов, в том числе: шламовых амбаров кустовых площадок /р.(т.3 л.д. 98-109).

Согласно п.11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в редакции, действовавшей в 2012 – в период разработки проектов и подачи технических отчетов) решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения юридическими лицами неизменности производственного процесса в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями.

Как установлено в судебном заседании, в период разработки и подачи технических отчетов (январь, декабрь 2014 январь 2015) действовали Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из положений п.9 Методических указаний следует, что задачей технического отчета является подтверждение информации об отходах, содержащейся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, как условие продолжения действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно п. 39 Методических указаний и Приложению к Методическим указаниям, форма технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами предусматривает, что технический отчет должен содержать информацию, в том числе о введенных в эксплуатацию в отчетном году объектах размещения отходов, к техническому отчету прилагаются характеристики объектов размещения отходов, введенных в эксплуатацию в отчетном году.

Таким образом, из буквального содержания приведенных положений Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Методических указаний следует, что технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами подтверждает неизменность производственного процесса, продлевает действие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом введенных в эксплуатацию шламовых амбаров в отчетном году.

Из представленных материалов дела следует, что указав в техническом отчете за соответствующий год информацию о введенных в эксплуатацию в отчетном году объектах размещения отходов и приложив характеристики на эти объекты, Общество подтвердило информацию о неизменности процесса, как условие продолжения действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом ввода шламовых амбаров.

Согласно п.17 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в редакции, действовавшей в 2012 – в период разработки проектов) решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляются актами территориального органа Росприроднадзора.

Приказом Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект для ТПП «Когалымнефтегаз» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и соответственно приказом Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект для ТПП «Повхнефтегаз» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем указано в Документах об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданных Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре (т.3 л.д. 70-81, 82-92).

Как указано выше, проектами предусмотрены помимо действующих шламовых амбаров, планируемые шламовые амбары. На основании вышеуказанных приказов Управлением Росприроднадзора выданы документы об утверждении нормативов и лимитов на размещение, в том числе бурового шлама в шламовых амбарах, как для ТПП «<данные изъяты>» одинаково.

Так, согласно Проектам нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т.3 л.д. 51-69) объемы размещения отходов, включая планируемые, составляют:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В документах об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение (т. 3 л.д. 70-81, 82-92), выданных Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре, лимиты на размещение указаны в этих же объемах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно п.14 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в редакции, действовавшей до февраля 2015 г. в период подачи технических отчетов), документы об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение подлежали переоформлению только в случае изменения сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе.

Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд установил, что Общество разместило отходы в шламовых амбарах кустовых площадок 586, 572, 588, 91б Ватьеганского м/р, 195Р, 196Р Свободного м/р, 129б Тевлинско-Русскинского м/р при наличии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на размещение, распространяющих свое действие на эти амбары.

Также, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что само по себе отсутствие прямого указания на эти амбары в выданных Управлением Документах об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение не подтверждает факт размещения в этих амбарах бурового шлама без утвержденных лимитов.

В силу ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установлено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка. Данным пунктом установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих, сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Однако 5-кратный коэффициент в силу 5,6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов применяется в том случае, когда имеет место превышение фактической массы объемов размещения отходов над установленной лимитами либо у природопользователя отсутствует оформленное в установленном порядке разрешение на размещение отходов.

Судом установлено, что Общество разместило отходы в шламовых амбарах кустовых площадок № Тевлинско-Русскинского м/р при наличии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на размещение, распространяющих свое действие на эти амбары.

Превышение фактической массы объемов размещения отходов над установленной лимитами подтверждения в судебном заседании не установлено.

Как указано представителем Общества<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Возражений со стороны Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре не поступило. В материалах дела отсутствуют документы, которые бы свидетельствовали о превышении фактической массы объемов размещения отходов над установленной лимитами.

Напротив, представленными документами по 2 кварталу 2015 г. по <данные изъяты>» подтверждается, что размещение отходов произведено в пределах установленных лимитов (т.4 л.д. 11-20,96-99).

Согласно приложению 1 к Постановлению Правительства нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

Содержание вышеуказанных проектных документаций и заключений государственной экологической экспертизы по объектам кустовых площадок <данные изъяты> свидетельствует о том, что предусмотренная ею технология размещения отходов предполагает их захоронение и хранение в соответствии с методиками, утвержденными нормативными правовыми актами (Инструкциями), и с соблюдением требований безопасности.

Следовательно, оснований для неприменения коэффициента 0,3 не усматривается.

Исходя из вышеизложенного, Общество разместило отходы в шламовых амбарах при наличии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, распространяющих свое действие на эти амбары, превышения фактической массы объемов размещения отходов над установленной лимитами не установлено, поэтому оснований для применения 5-кратного коэффициента не имеется, Общество правильно применило коэффициент 0,3.

Расчеты платы ежеквартально в установленном порядке и в сроки заполнялись и предоставлялись в Управление Росприроднадзора. Расчеты платы за размещение отходов (бурового шлама) производились в пределах установленных лимитов, что является правильным.

В силу ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетный периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года должна была быть внесена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарный квартал), то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным расчетам платы за размещение отходов за 2 квартал 2015 года сумма платежа по ТПП «Когалымнефтегаз» составила 4908515 руб.43 коп. ( т.4 л.д.96-99), по ТПП «Повхнефтегаз» - 3274541 руб. 54 коп.(т.4 л.д. 11-20).

В материалах дела имеются платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, плата за 2 квартал 2015 года Обществом была внесена в установленный законом срок.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.ч.1,4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В суде установлено, что юридическим лицом ежеквартально в установленном порядке и сроки заполнялись и предоставлялись расчеты платы в Управление Росприроднадзора, замечаний от которого не поступало, размещение отходов производилось на основании утвержденных лимитов, факт превышения фактической массы объемов размещения отходов над установленной лимитами не установлен, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 г. производилась в установленные сроки.

При таких обстоятельствах объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует. Вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не имеется.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Принимая во внимание изложенное, постановление Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре -ОН/25 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене как незаконное, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд <адрес> - Югры через Когалымский городской суд.

Судья: подпись Т.В. Давлетова

Копия верна, судья:

Подлинный документ подшит в деле Когалымского городского суда ХМАО-Югры