ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/2016 от 24.11.2016 Кизеловского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-54/2016

Кизеловского городского суда

Пермского края

РЕШЕНИЕ

г. Кизел 24 ноября 2016 г.

Судья Кизеловского городского суда Пермского края Митракова Т.В.,

при секретаре Дудыревой М.Г.,

с участием защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кизел дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушения, и жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоПлан» (сокращенное наименование ООО «ЭкоПлан»), расположенного по адресу: <адрес> «а», каб. , ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 591101001, на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю ФИО2 о назначении административного наказания

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю ФИО2 о назначении административного наказания , резолютивная часть которого объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное постановление составлено ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо- общество с ограниченной ответственностью «ЭкоПлан» в совершении административного правонарушения в области окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, в связи с тем, что юридическое лицо, осуществляя деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2015 год в соответствующий бюджет в установленные сроки и на момент составления протокола об административном правонарушении не внесло.

Правонарушение выявлено в результате контрольных мероприятий в форме проверки представленных в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю расчетов платы и приложенных к ним документов, о чем ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела государственной экологической экспертизы и нормирования составлена докладная записка.

Законный представитель юридического лица, не согласившись с указанным постановлением, принес на него жалобу, в которой просит заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, указывая на то, что наличия в действиях общества состава административного правонарушения не оспаривается. ООО «ЭкоПлан» относится к субъекту малого предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Считает, что имеются основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку административное правонарушение совершено обществом впервые, отсутствует какая-либо угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду обусловлено тяжелым материальным положением общества: наличием картотеки на расчетном счете предприятия, размер назначенного штрафа приведет еще к большей неплатежеспособности юридического лица и невозможности уплаты в бюджет установленной законом платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании защитник юридического лица ФИО1 на жалобе и изложенных в ней доводах настаивает, пояснил, что юридическое лицо согласно с протоколом об административном правонарушении, признает себя виновным. ООО «ЭкоПлан» обслуживает полигон с отходами. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду и сроки ее внесения не оспариваются, размер платы рассчитан обществом на основании разработанной программы. Отчет составляется 1 раз в год и плата также вносится 1 раз в год. Плата должна быть внесена именно ООО «ЭкоПлан», от сторонних организаций денежные средства не принимаются. Предприятие не отказывается внести плату. Плата за негативное воздействие на окружающую среду не внесена, так как на счет общества судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю ФИО3 наложены ограничения. Возможно, предприятие обращалось по электронной почте за отсрочкой уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, точно не знает, так как в 2015 году было много судебных разбирательств, возникла путаница. Банк не выдает таких справок о том, что на счет юридического лица наложены ограничения. Штраф усугубит финансовое положение предприятия, может быть удвоен на основании ст. 20.25 КоАП РФ, что повлечет банкротство общества.

Составитель протокола об административном правонарушении в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, от представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Пермском крае представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с жалобой не согласен, просит отказать в ее удовлетворении. КоАП РФ не предусмотрены последствия неявки в судебное заседание должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.

Заслушав защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, изучив материалы административных дел, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду, как в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, так и в виде размещения отходов производства и потребления.

Из материалов дела усматривается, что ООО «ЭкоПлан» осуществляет негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; в виде размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года N 632, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - 20 число месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).

Из письма Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" следует, что проверка представленных расчетов платы осуществляется сотрудниками территориальных органов после получения их от плательщиков, с тем чтобы обеспечивалась возможность, при наличии оснований, привлечения виновного лица к ответственности (ст. 8.41 КоАП РФ). До издания Минприроды России соответствующих нормативных актов по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух временно применять Приказы Ростехнадзора от 08.07.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" и от 12.09.2007 № 626 "Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух".

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - 20 число месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).

Проверки правильности начисления, полноты и своевременности осуществления платежей за негативное воздействие на окружающую среду проводят Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы.

Контрольные мероприятия проводятся в форме проверки представленных в территориальные органы Службы расчетов платы и приложенных к нему документов, а также в форме выездных проверок (проверок по местонахождению плательщика) (пункты 38, 39, 40 Приказа Ростехнадзора "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" N 626 от 12.09.2007 года).

В результате проведенной Отделом государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Пермского края проверки правильности начисления и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «ЭкоПлан», ДД.ММ.ГГГГ установлено, что природопользователем плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год не производилась.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях формирования единого подхода в вопросе срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году разъясняет в письме Росприроднадзора от 04.12.2015 N АС-06-01-36/21588 "О сроке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" разъясняет следующее. Пунктом 9 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 г. вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Учитывая, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрены переходные положения, определяющие срок внесения платы за IV квартал 2015 г. (до 20.01.2016 с учетом Приказа), то после 1 января 2016 г. плата должна быть внесена до 1 марта 2016 г. При этом Росприроднадзор обращает внимание, что в сложившейся ситуации территориальные органы Росприроднадзора вправе применить штрафные санкции за невнесение платы после 1 марта 2016 г.

Так, с учетом указанного письма и положений Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год должен быть произведен не позднее 01.03.2016 года.

Из материалов дела следует, что плата природопользователем не вносилась.

Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о назначении административного наказания служебную записку, расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2015 год, считает их достаточными, оценив их в совокупности исходя из оценки доказательств, приходит к выводу о виновности юридического лица ООО «ЭкоПлан» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.41 КоАП РФ.

Таким образом, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю в части квалификации действий юридического лица является правильным.

Нарушение процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Постановление вынесено в пределах годичного срока привлечения к административной ответственности, то есть со дня, следующего за окончанием срока, в течение которого возложенная обязанность должна была быть исполнена, поскольку согласно диспозиции нормы закона данное правонарушение не является длящимся.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ, вступившим в действие с 04.07.2016 года, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Из материалов дела усматривается, что ООО «ЭкоПлан» является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии же с частями 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно представленным материалам ООО «ЭкоПлан» к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений ранее не привлекалось, а совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Однако, юридическим лицом причинен имущественный ущерб, выразившийся во невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Так, за 2015 год нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ распределяются следующим образом: 20% в федеральный бюджет, 40% в бюджет субъекта РФ, 40 % в бюджет муниципального района (Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ).

Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю не возможным назначить юридическому лицу ООО «ЭкоПлан» административное наказание в виде официального порицания юридического лица - предупреждения.

Таким образом, наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, в минимальном размере, оснований для изменения постановления должностного лица не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю о назначении административного наказания в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭкоПлан» оставить без изменения, а жалобу юридического лица- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: подпись

Верно. Судья Т.В. Митракова

Секретарь М.Г. Дудырева

Подлинный документ подшит

в материале № 12-54/2016

Кизеловского городского суда

Пермского края