ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/2016 от 28.09.2016 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 12-54/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

28 сентября 2016 года с. Красный Чикой

Судья Красночикойского районного суда Забайкальского края Моисеева В.Э.,

при секретаре Григорьевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Межмуниципального отдела МВД России «Петровск-Забайкальский» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в отношении ФИО3,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ возбужденном старшим инспектором Направления по ИАЗ МО МР России «Петровск-Забайкальский» Б.Л.А. в отношении физического лица- ФИО3 (протокол 75 от ДД.ММ.ГГГГ), прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Камнесамоцветное сырье (турмалин) в количестве 1573 гр., изъятое из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение возвращено в МО МВД России «Петровск-Забайкальский» для принятия мер по обращения в собственность государства и передачи в распоряжение Территориального Управления Росимущества в <адрес>.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, начальник Межмуниципального отдела МВД России «Петровск-Забайкальский» ФИО1, в пределах установленного ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ срока подал жалобу, в которой выражает несогласие с постановлением. В жалобе указывает, что в январе 2016 года вблизи <адрес> гражданин ФИО4 из природной среды камнесамоцветного сырья (полезного ископаемого) в отсутствии лицензии на право пользования недрами, что является нарушением ст. 11 Закона РФ «О недрах» произвел добычу камнесамоцветного сырья. ДД.ММ.ГГГГ при досмотре транспортного средства сотрудниками МО МВД России «Петровск-Забайкальский» полезное ископаемое у ФИО3 было изъято. Читинской лабораторией судебной экспертизы изъятое полезное ископаемое классифицировно как необработанный природный минерал турмалин, относящийся к полудрагоценным камням общей массой (брутто) 1531 <данные изъяты>. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу , дело об административном правонарушении в отношении ФИО3 прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Камнесамоцветное сырье (турмалин) в количестве 1531 гр. определено возвратить в МО МВД России «Петровск-Забайкальский» для принятия мер по обращению в собственность государства и передачи в распоряжение Территориального Управления Росимущества в <адрес>.

Полагает, что с данными постановлением нельзя согласиться по следующим основаниям. В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах,если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. В случае прекращения дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения должностным лицом должен был быть решен вопрос о судьбе камнесамоцветного сырья (турмалина).

В жалобе указывает, что при принятии решения должностному лицу необходимо было руководствоваться разъяснениями абзаца третьего пункта 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В данном абзаце указано, что помимо конфискации, которая является видом административного наказания, судом также может применяться «изъятие предмета административного правонарушения» в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, что не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, если последний владеет им незаконно, а также применение «изъятия» не находится в прямой зависимости от факта привлечения или не привлечения лица к административной ответственности.

Проситизменить постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное в отношении ФИО3 по делу , с целью решения вопроса о судьбе изъятого природного минерала турмалина, относящийся к полудрагоценным камням общей массой (брутто) <данные изъяты>. -изъять его в доход государства.

Заявитель, начальник Межмуниципального отдела МВД России «Петровск-Забайкальский» ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял.

Привлекаемое лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял. Извещался по двум адресам, имеющимся в материалах дела, по месту регистрации и по последнему известному месту фактического проживания, надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, которые возвратились в суд, с отметкой «адресат по указанному адресу не проживает, истек срок хранения».

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю ФИО5, в отзыве на жалобу указал, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением в соответствии с требованиями КоАП РФ было прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3. При ознакомлении с жалобой начальника МО МВД РФ «Петровск-Забайкальский» ФИО1, поданной на вышеуказанное постановление, указывает, что правовом на обжалование по делу об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ обладают лица, указанные в ст.25.1-25.5.1 КоАП РФ, а именно, постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законными представителями физического или юридического лица, защитником, представителем. Начальник МО МВД РФ «Петровск-Забайкальский» ФИО1 не является участником производства по делу об административном правонарушении. Просит оставить постановление ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Также просит рассмотреть жалобу без участия представителя Управления Росприроднадзора по <адрес>, с направлением копии решения в адрес Управления.

В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, должностного лица, уполномоченного на рассмотрение дела об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении жалобы, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП, рассмотрение жалобы проводится в отсутствии надлежаще извещенных вышеуказанных лиц.

Изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с главой 30 КоАП РФ поводом к проверке законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении, не вступившего в законную силу, является жалоба или протест, поданные лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

В силу пункта 3.1 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно п.10 абз.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" частью 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ должностным лицам, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, предоставлено право обжаловать вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд. К таким лицам относится любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о данных административных правонарушениях (как непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее). Однако названные должностные лица не обладают правом на обжалование указанного постановления в порядке надзора (статья 30.12 КоАП РФ).

Согласно представленных материалов дела, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за , было обжаловано начальником Межмуниципального отдела МВД России «Петровск-Забайкальский» ФИО1.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Следовательно, начальник Межмуниципального отдела МВД России «Петровск-Забайкальский» ФИО1, имел право на подачу жалобы на не вступившее в законную силу постановление должностного лица.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении физического лица ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, а именно за то, что ФИО4 в январе 2016 года в нарушение ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" при помощи подручных материалов осуществлял работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых, а именно турмалина, расположенного ниже почвенного слоя, без лицензии на право пользования недрами. Незаконно добытый турмалин был изъят сотрудниками ГИБДД МО МВД России «Петровск-Забайкальский» при досмотре автомашины на <данные изъяты>, о чем свидетельствует протокол досмотра транспортного средства.

Определением заместителя начальника отдела экологического надзора -главным государственным инспектором Забайкальского края в области охраны окружающей среды Б.Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ протокол в отношении ФИО3 по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ направлен на рассмотрение в Управление по надзору в сфере природопользования по <адрес>.

При рассмотрении протокола 75 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО2 пришла к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении физического лица гражданина ФИО3 в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Камнесамоцветное сырье (турмалин) в количестве 1531 гр. определено возвратить в МО МВД России «Петровск-Забайкальский» для принятия мер по обращению в собственность государства и передачи в распоряжение Территориального Управления Росимущества в <адрес>.

Согласно части 3 статьи 26.6 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять решение о вещественных доказательствах по окончании рассмотрения дела.

В силу части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.

Как установлено судом при рассмотрении жалобы, должностное лицо при рассмотрении протокола об административном правонарушении учел вышеприведенные положения действующего законодательства, определив судьбу изъятого камнецветного сырья (турмалина) в количестве 1573 грамма, изъятого из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение,

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушений при вынесении постановления должностным лицом допущено не было.

Вместе с тем, суд считает, что формулировка, изложенная в Постановлении , при определении судьбы, изъятого камнецветного сырья, «возвратить в МО МВД России «Петровск-Забайкальский» для принятия мер по обращению в собственность государства и передачи в распоряжение Территориального Управления Росимущества в <адрес>» - не отражает конкретных действий, которые надлежит совершить МО МВД России «Петровск-Забайкальский» для принятия мер по обращению в собственность государства изъятого турмалина.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за подлежит изменению в части решения вопроса о судьбе изъятого природного минерала.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении физического лица ФИО3 изменить.

Изложить пункт 2 постановления за в следующей редакции:

Камнесамоцветное сырье (турмалин) в количестве 1531 грамма, изъять из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение; передать для реализации в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (государственным имуществом); средства, полученные от реализации камнесамоцветного сырья (турмалина) - обратить в доход государства.

В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: В.Э.Моисеева.