ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/2018 от 16.04.2018 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело 12-54/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Усинского городского суда Республики Коми Юхнина О.С.

при секретаре судебного заседания Сахибгареевой О.М.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании 16 апреля 2018 года в г.Усинске Республики Коми жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми от дд.мм.гггг. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ,

установил:

Постановлением должностного лица Минпрома РК от дд.мм.гггг. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

ГУ «... лесничество» проведена проверка по факту загрязнения лесного участка НСЖ в квартале ... выделе ..., в квартале ... выделе ..., в квартале ... выделе ..., в квартале ... выделе ...... участкового лесничества. Проверкой установлено, что на основании договора аренды земельного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, от дд.мм.гггг. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» производит работы по реконструкции нефтепровода «...», на участке имеются загрязнения НСЖ в местах изымания трубы: в квартале ... выделе ... – площадью ..., в квартале ... выделе ... - площадью ..., в квартале ... выделе ... – площадью ..., в квартале ... выделе ... – площадью .... Положения статей 53 и 60.3 ЛК РФ обязывают арендаторов лесных участков на основании проектов освоения лесов выполнять на арендованных участках обязательные мероприятия, предусмотренные «Правилами пожарной безопасности в лесах». В случае загрязнения лесов химическими веществами и иного негативного воздействия, ч.2 ст.8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Из представленных ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» возражений на протокол от дд.мм.гггг. о привлечении к административной ответственности следует, что дд.мм.гггг. между Обществом и ООО «...» был заключен договор на демонтажные работы, техническую и биологическую рекультивацию объектов ТПП «ЛУКОЙЛ – Ухтанефтегаз» в дд.мм.гггг. годах, в том числе, трубопровода УПСВ «...». Для выполнения указанных работ ООО «...» самостоятельно привлекли субподрядчика – ООО «...», которое и допустило нарушение лесного законодательства при производстве работ по демонтажу трубопровода. Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, не является, так как никаких виновных действий оно не совершало. В то же время, статьями 715, 723 ГК РФ заказчику предоставлено право во всякое время проверять ход и качество работ и требовать у подрядчика устранения недостатков. Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» было обязано контролировать соблюдение подрядчиком Правил санитарной безопасности в лесах и имело возможность это сделать. Следовательно, Обществом было допущено нарушение п.25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг., выразившееся в загрязнении участка земель лесного фонда в вышеуказанных кварталах и выделах НСЖ. Местом совершения правонарушения являются данные земельные участки лесного фонда, временем совершения правонарушения – период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., временем обнаружения – дд.мм.гггг.. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения (постановление от дд.мм.гггг.). ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с принятым постановлением, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» обратились в ... городской суд с жалобой, в которой просили его отменить. В обоснование заявленных требований указали, что Общество не является субъектом административного правонарушения, поскольку загрязнение земельных участков НСЖ произошло в результате выполнения работ субподрядчиком Общества - ООО «СЗСК» по демонтажу трубопровода. Ответственность за совершение данного административного правонарушения должно нести лицо, допустившее загрязнение лесов. Ссылка на положения ГК РФ безосновательна, поскольку в рамках правоотношений, вытекающих из КоАП РФ, применение гражданского законодательства является неверным. Выявленные недостатки Обществом были незамедлительно устранены.

Определением судьи Сосногорского городского суда от дд.мм.гггг. жалоба ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с материалами передана на рассмотрение в Усинский городской суд Республики Коми.

В судебном заседании защитник ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по доверенности Гвозденко К.В. поддержал жалобу и доводы в ее обоснование.

Орган, должностным лицом которого было вынесено оспариваемое постановление, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки не сообщили.

Судья, заслушав объяснения защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Ч.2 ст.8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса в виде административного штрафа от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.Факт загрязнения НСЖ земель лесного фонда, переданных ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по договору аренды от дд.мм.гггг. для эксплуатации объекта по проекту «...» сроком до дд.мм.гггг., подтверждается рейдовым заданием от дд.мм.гггг.; актом обследования комиссии в составе представителей организаций в сфере надзора за соблюдением законодательства по охране окружающей среды, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «...» от дд.мм.гггг.; актом осмотра, обследования лесного участка от дд.мм.гггг., составленного лесничим (старшим государственным инспектором по охране леса) – руководителем ... участкового лесничества с приложенными схемами и фотоматериалами; отчетом о выполнении рейдового задания.

Согласно ст.60.3 КоАП РФ, правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.14 «Правил санитарной безопасности в лесах», утв. постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (п.25).

В соответствии со ст.60.12 ЛК РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами. В целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации. Особенности охраны лесов от нефтяного загрязнения, а также осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.99).

Договором аренды от дд.мм.гггг. также предусмотрено, что его стороны несут ответственность согласно законодательству РФ (п.12).

Согласно договору от дд.мм.гггг. между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ООО «...», подрядчик обязался обеспечивать на месте Работ необходимых противопожарных мероприятий, мероприятий по охране труда, промышленной безопасности и экологии в течение всего срока производства работ.

Однако судья соглашается с доводом должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, о том, что заключение договора подряда не исключает обязанности арендатора участка лесного фонда не допускать нарушений лесного и природоохранного законодательства при его использовании. Такая обязанность возникает у него в связи с заключением договора аренды объекта охраны окружающей природной среды, в отношении которого законом установлен специальный режим, обеспечивающий его сохранность и восстановление.

В соответствии с п.13.1 договора подряда, кандидатура субподрядчика полежит обязательному согласованию с заказчиком. Следовательно, довод Общества о самостоятельном привлечении ООО «...» к производству работ субподрядчика ООО «...», допустившего разлив НСЖ, в качестве основания для исключения его ответственности за нарушение лесного и природоохранного законодательства рассматриваться не может.

Таким образом, постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, наказание ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» назначено с соблюдением требований ст.4.1 КоАП РФ в минимальном размере. На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми от дд.мм.гггг. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения, а жалоба ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.30.3, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Оставить постановление начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми от дд.мм.гггг. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, без изменения, а жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Коми.

Судья О.С.Юхнина