Дело № 12-54/2021
Р Е Ш Е Н И Е
с. Усть-Большерецк Камчатский край 19 октября 2021 года
Судья Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края Архипович А.А., рассмотрев жалобу заместителя председателя контрольно-счетной палаты Камчатского края ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 27 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края от 26 августа 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Усть-Большерецкого муниципального района ФИО2 по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
26 августа 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка № 27 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации Усть-Большерецкого муниципального района ФИО2 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заместитель председателя контрольно-счетной палаты Камчатского края ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение, поскольку дело рассмотрено с нарушением требований о всестороннем, полном и объективном рассмотрении. Выражая несогласие с постановлением полагает, что мировым судьёй неправильно истолкованы положения Порядка предоставления в 2020 году субсидий из местного бюджета Усть-Большерецкого муниципального района, неправильно применены нормы материалы права при рассмотрении дела, не приняты во внимание обстоятельства дела, а именно отсутствие возможности корректировки получателем субсидии представленных документов, содержащих недостоверные сведения.
Заместитель председателя контрольно-счетной палаты Камчатского края ФИО1, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
Представитель главы Усть-Большерецкого муниципального района Дикая Х.Ю. просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие, представив возражения относительно жалобы, указав следующее. Непредставление Администрацией пояснений и замечаний на Акт и Протокол не означает согласия Главы с вменяемым ему виновными действиями, не лишает его права предоставить такие пояснения суду, причём при составлении Протокола защитником Главы было сообщено, что пояснения будут представлены суду, что само по себе указывало на отсутствие согласия с обстоятельствами, изложенными в протоколе.
Полагают, что правоотношения Администрации, как органа, осуществляющего на территории Усть-Большерецкого муниципального района властные полномочия распорядителя бюджетных средств в финансово-бюджетной сфере, и АО «Камчатэнергосервис», как получателя средств субсидии из бюджета, определяются заключённым между ними «Соглашением № 1 о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту ветхих и аварийных сетей организациям, оказывающим услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Усть-Большерецкого муниципального района» от 31.08.2020, которое по сути является гражданским договором, заключённым с особенностями бюджетного законодательства.
Согласно п. 22 Соглашения получатель субсидии несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в документах, предоставляемых в Администрацию. Мера ответственности - возврат субсидии в полном объеме в случае сообщения недостоверных сведений, повлекших предоставление субсидии Получателю, не отвечающему требованиям п. 4 Соглашения. Возврат субсидии частично производится в случае предоставления Получателем субсидии недостоверных документов (сертификатов, технических паспортов и др.) в размере суммы расходов, которые администрации предстоит нести для устранения (минимизации) негативных последствий применения при выполнении Работ несоответствующих материалов, оборудования и др.
То есть, Соглашение не предусматривает основания для отказа в предоставлении субсидии и, собственно, права распорядителя на такой отказ, в т.ч. отказ в возмещении фактически понесённых затрат (в том или ином объёме и стоимости) за уже произведённый ремонт ветхих муниципальных теплосетей организации, оказывающей услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Согласно п. 23 Соглашения стороны принимают все меры к разрешению споров и разногласий, возникающих по Соглашению (и/или в связи с ним), путём переговоров. В процессе переговоров было заключено Дополнительное соглашение от 20.11.2020, которым оформлено достигнутое сторонами соглашение об уменьшении размера субсидии, влекущее существенную экономию бюджетных средств.
В соответствии с заключённым Дополнительным соглашением от 20.11.2020 Общество 25.11.2020 представило Администрации Акт выполненных работ (КС-2) и Справку о стоимости выполненных работ (КС-3) в новой редакции, датировав документы первоначальной датой 30.10.2020, которые были приняты Администрацией, что соответственно отражено в Журнале входящей корреспонденции, в связи с чем, мировой суд правомерно усмотрел отсутствие со стороны Администрации просрочки подачи заявки на финансирование.
Ссылаясь на Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2010 г. N 74-Г 10-16, заявитель жалобы указывает, что в сфере публичного права разрешено только то, на что содержится указание в законе.
При этом, указывая на якобы допущенное Администрацией нарушение Порядка, заявитель не учёл, в ст. 78 БК РФ, имеющей большую юридическую силу нежели Порядок (муниципальный правовой акт), содержится прямое указание (императивная норма), что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям работ, товаров, услуг предоставляются из бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Глава полагает, что указанная норма имеет императивный характер, в связи с чем уклонение Администрации от возмещения затрат, фактически понесённых Обществом в рамках Соглашения, явилось бы нарушением нормы, установленной федеральным законодателем.
Глава полагает, что мировой суд обоснованно учёл, что действиями Главы при исполнении Администрацией Соглашения не причинен физический, имущественный или моральный вред никаким охраняемым законом общественным интересам, никаким лицам, не воспрепятствовал кому-либо в осуществлении хозяйственной деятельности и реализации своих прав, что в его действиях отсутствуют признаки события административного правонарушения.
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В связи с чем Глава полагает, что, вынося вышеуказанное постановление мировой суд обоснованно принял представленные Главой доказательства относительно соблюдения Администрацией срока подачи заявки на финансирование, т.е. факта отсутствия события административного правонарушения, указанного в Протоколе.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 78 БК РФ юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и 7 вышеуказанной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
31.08.20 постановлением администрации Усть-Большерецкого муниципального района № 302 утвержден Порядок предоставления в 2020 году субсидий из местного бюджета Усть-Большерецкого муниципального района на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по ремонту ветхих и аварийных сетей, организациям, оказывающим услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Усть-Большерецкого муниципального района, который разработан в целях предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по ремонту ветхих и аварийных сетей, организациям, оказывающим услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Усть-Большерецкого муниципального района.
Данным Порядком установлены обязательные условия предоставления субсидии и требования, которым должен соответствовать получатель субсидии.
Пунктом 9 данного Порядка регламентировано, что получатель субсидии не позднее 3 (трех) дней со дня подписания обеими сторонами акта технического осмотра объекта направляет в адрес администрации следующие документы: заявление о получении субсидии установленной формы; надлежаще оформленный акт о приемке выполненных работ, подписанный администрацией и получателем субсидии без разногласий; надлежаще оформленный акт технического осмотра объекта, подписанный администрацией и получателем субсидии; справку о стоимости выполненных работ и затрат, подписанные администрацией и получателем субсидии, счет-фактуру, счет на оплату выполненных работ; акты освидетельствования скрытых работ, сертификаты соответствия, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество материалов и оборудования (при необходимости). Ответственность за достоверность предоставленных документов возлагается на получателя субсидии.
Согласного пунктам 13-15 Порядка следует, что администрация в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, указанных в п. 9 настоящего Порядка, производит проверку представленных документов, формирует и направляет в Финансовое управление администрации Усть-Большерецкого муниципального района заявку на финансирование.
Финансовое управление администрации в пятидневный срок рассматривает финансовую заявку и в пятидневный срок перечисляет денежные средства на лицевой счет администрации Усть-Большерецкого муниципального района.
Администрация обеспечивает перечисление субсидии на расчетный счет получателя субсидии в течение 10 рабочих дней со дня поступления средств на лицевой счет.
Основаниями для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии являются представление неполного пакета документов, несоответствие предоставленных документов либо предоставление недостоверных сведений, установленных п. 9 настоящего Порядка, соответственно администрацией принимается решение об отказе в предоставлении субсидии.
В связи с чем, администрации Усть-Большерецкого муниципального района следовало принять одно из решений предусмотренных утвержденным Порядком и учесть, что в сфере публичного права разрешено только то, на что имеется указание в законе или нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом с соблюдением компетенции.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 31 августа 2020 года между администрацией Усть-Большерецкого муниципального района и АО «Камчатэнергосервис» заключено Соглашение № 1 о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту ветхих и аварийных сетей организациям, оказывающим услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Усть-Большерецкого муниципального района.
Субсидия предоставляется в порядке возмещения понесенных получателем субсидии затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту участка тепловой сети от ТК-82 до ж/д Красноармейская 9,12 с. Усть-Большерецк (п. 1.2 Соглашения № 1).
Согласно п. 1.3 Соглашения работы включены отдельным мероприятием в муниципальную программу «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных пунктов Усть-Болышерецкого муниципального района коммунальными услугами и услугами по благоустройству», утвержденную постановлением администрации Усть- Большерецкого муниципального района от 16.05.2016 № 177 на их финансирование в местном бюджете Усть-Большерецкого муниципального района в 2020 году.
27.12.19 решением Думы Усть-Большерецкого муниципального района № 283 предусмотрены денежные средства в размере 1137516 рублей 21 коп. без НДС, в том числе 781070 рублей за счет средств бюджета Камчатского края, предусмотренных бюджетом Камчатского края на 2020 год на реализацию государственной программы Камчатского края «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Камчатского края коммунальными услугами», мероприятие «Ремонт ветхих аварийных сетей» и 356446 рублей 21 коп. средств районного бюджета (софинансирование из районного бюджета).
30.10.20 документы, указанные в п. 9 Порядка были представлены Получателем субсидии АО «Камчатэнергосервис» в администрацию Усть-Большерецкого района, что подтверждено копией из журнала «Входящая корреспонденция от юридических и физических лиц за 2020 год».
Таким образом, исходя из условий определенных Порядком предоставления в 2020 году субсидий из местного бюджета Усть-Большерецкого муниципального района, администрация должна была не позднее 24 ноября 2020 года направить заявку на финансирование расходов в Финансовое управление либо же в случае представление неполного пакета документов, несоответствия предоставленных документов, предоставления недостоверных сведений принять решение об отказе в предоставлении субсидий.
Между тем, в п. 1.3 Соглашения № 1 20 ноября 2020 внесены изменения о сумме предоставляемых денежных средств на 776356 рублей 00 коп. без НДС, в том числе 760828 руб. 88 коп. за счет средств бюджета Камчатского края и 15527 руб. 12 коп. средств районного бюджета.
09.12.20 заявка на финансирование расходов местного бюджета № 91 на сумму 776356 рублей подписана руководителем главного распорядителя, получателя бюджетных средств (главой Усть-Большерецкого муниципального района) ФИО2 и главным бухгалтером ФИО3
Платежным поручением от 10.12.2020 № 407205 Администрация района перечислила денежные средства в адрес Получателя бюджетных средств в заявленной сумме.
Как следует из установленных обстоятельств, первичные документы, предоставленные в администрацию Усть-Большерецкого муниципального района Получателем субсидии АО «Камчатэнергосервис», полученные в адрес администрации 30 октября 2011 года имели ряд несоответствий, в частности отчет об использовании субсидии, счет на оплату, справка о стоимости выполненных работ, были предоставлены на сумму 807930 рублей.
В ходе проверки представленных документов и в соответствии с актом о приемке выполненных работ администрацией Усть-Большерецкого муниципального района было указано на несоответствие объемов выполненных работ, в связи с чем, была уменьшена сумма, подлежащая выплате получателю субсидии. В результате чего между сторонами 20 ноября 2021 года заключено дополнительное соглашение. По подписанию дополнительного соглашения АО «Камчатэнергосервис» направил пакет документов для оплаты на сумму, указанную в дополнительном соглашении - 776356 рублей.
Окончательная редакция пакета документов (справка о стоимости выполненных работ, счет № 2542 от 23.10.2020 г., акт выполненных работ, отчет об исполнении субсидии) поступили из АО «Камчатэнергосервис» в администрацию Усть-Большерецкого муниципального района 25 ноября 2020 года.
В связи с тем, что главой Усть-Большерецкого муниципального района ФИО2 были нарушены условия предоставления субсидии, определенные абз. 1 п. 13 Порядка ее предоставления, а именно при исполнении Соглашения от 31 августа 2020 года заявка на финансирование расходов администрацией направлена в Финансовое управление позже установленного срока на 16 календарных дней, ведущим инспектором Контрольно-счетной палаты Камчатского края составлен протокол об административном правонарушении от 15.06.2021 № 6 в отношении должностного лица главы Усть-Большерецкого муниципального района ФИО2 по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья пришел к выводу о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку допущенные нарушения, являются несоблюдением правил документооборота и как нарушение условий предоставления субсидии расцениваться не могут. При этом, в постановлении также указал, что в рассматриваемой ситуации отсутствует вина главы Усть-Большерецкого муниципального района в совершении вменяемого правонарушения, поскольку факт представления документов, указанных в п. 9 Порядка, 30 октября 2020 года в полном объеме в той редакции, с учетом которых была сформирована заявка на финансирование расходов местного бюджета, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Вместе с тем, с указанным выводом мирового судьи согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ выступают экономические интересы государства, выражающиеся в установлении условий и порядка предоставления субсидий из федерального бюджета в целях оказания государственной поддержки организациям.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления.
Как следует из установленных обстоятельств, нарушение главой Усть-Большерецкого муниципального района ФИО2 выразилось в нарушении условий предоставления субсидии, определенных абз. 1 пунктом 13 Порядка при исполнении Соглашения от 31.08.2020, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, а не нарушает правила документооборота как на то указано в оспариваемом постановлении.
Прекращение же дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения допускается лишь в связи с отсутствием какого-либо признака: субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны.
Между тем, делая вывод об отсутствии в действиях главы Усть-Большерецкого муниципального района ФИО2 состава административного правонарушения, при этом указывая на то, что АО «Камчатэнергосервис» 30 октября 2020 года предоставлен пакет документов, носящий недостоверные сведения, мировым судьей не дано надлежащей оценки правомерности действиям (бездействию) администрации Усть-Большерецкого муниципального района, которая в нарушение установленного Порядка на основании представленных документов, в установленный срок не приняла соответствующее решение либо о направлении заявки на финансирование расходов в Финансовое управление либо об отказе в предоставлении субсидий, а предоставила возможность Получателю субсидии скорректировать представленные документы, что условиями предоставления субсидии не предусмотрено.
Таким образом, при рассмотрении дела мировой судья не выполнил требования, установленные ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, в части всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела и выяснения всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, а также неверно применил нормы материального права.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что допущенные при рассмотрении дела процессуальные нарушения являются существенными, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, с учетом допущенных существенных нарушений процессуальных требований, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение мировому судье.
При новом рассмотрении дела мировому судье необходимо проверить форму деяния - в виде действия или бездействия мотивировать свои выводы, надлежащим образом исследовать все представленные доказательства, дать им правовую оценку, и вынести законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу заместителя председателя контрольно-счетной палаты Камчатского края ФИО1 - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 27 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края от 26 августа 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Усть-Большерецкого муниципального района ФИО2 по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Судья А.А. Архипович