ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/2021 от 23.08.2021 Скопинского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ г.Скопин

Судья Скопинского районного суда Рязанской области-Подъячева С.В.,

при секретаре – Кураксиной Е.А.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринова А.П.,

рассмотрев материалы административного дела по жалобе Баринова ФИО7 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №62-04-122/2021 от 01.06.2021 о привлечении заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринова ФИО7 к административной ответственности по ст.8.41.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Суровой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринов А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. ст.8.41.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В жалобе поданной в Скопинский районный суд Рязанской области в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, Баринов А.П. просит принятое постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что вынесенное постановление является незаконным и необоснованным, по следующим основаниям. Пунктом 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п. 2 ст. 24.2 указанного Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке. Денежные средства в размере 2284 рубля 84 копеек для уплаты экологического сбора Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области были выделены 14.04.2021 согласно расходному расписанию №00136959/026. Поскольку все платежи ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области проходят через Управление Федерального казначейства по Рязанской области, то приходят платежные поручения только на следующий рабочий день. В протоколе об административном правонарушении указано время совершения административного правонарушения 00:00 мин. 15.04.2021. Однако в соответствии со ст.194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Таким образом, по мнению заявителя, последним днем срока уплаты сбора является 15.04.2021. 15.04.2021 бухгалтерией ФКУ ИК-5 УФСИН по Рязанской области была сформирована и отправлена в Управление Федерального казначейства заявка на кассовый расход № 237 от 15.04.2021. Старшим казначеем УФК по Рязанской области А.В.Киркиной была зарегистрирована заявка на кассовый расход ЗКР5900/21-1111. Таким образом, денежные средства со счета ФКУ ИК-5 УФСИН по Рязанской области были списаны, и обязанность по уплате экологического сбора в срок до 15.04.2021 ФКУ ИК-5 УФСИН по Рязанской области была выполнена в установленный срок. Пункт 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ говорит именно об уплате экологического сбора в установленный срок-до 15 апреля, а не о поступлении денежных средств на счета Росприрднадзора в данный срок. Заявитель считает, что им предприняты все меры для исполнения требований законодательств в области охраны окружающей среды и природопользования. Кроме того, указанное административное правонарушение не причинило существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, так как не причинило вреда и не создало причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественный ущерб. Ссылаясь на ст.2.9 КоАП РФ, п.21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, п.п.18, 18.1 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, заявитель считает, что в данной правовой ситуации можно признать административное правонарушение по ст.8.41.1. КоАП РФ малозначительным.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заместитель начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринов А.П. в судебном заседании поддержал жалобу на вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении по доводам, изложенным в жалобе.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, согласно п.4 ч.2 ст.30.6. КоАП РФ.

Суд, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринова А.П., исследовав представленные материалы, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Согласно пункту 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов) (пункт 4 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (пункт 10 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ).

Производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (упаковок) уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст.24.5 Закона № 89-ФЗ.

На основании пункта 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации и со дня уплаты экологического сбора.

Отчетным периодом для предоставления отчетности признается календарный год. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров предоставляется до 01 апреля года, следующего за отчетным. Расчет суммы экологического сбора представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Пунктом 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п. 2 ст. 24.2 указанного Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

В судебном заседании установлено, что в результате анализа в Приокском межрегиональном управлении Росприроднадзора информации установлено, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области, являющийся плательщиком экологического сбора, произвело оплату не в установленный срок, а именно после 15.04.2021. Дата поступления платежа по экосбору ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области, в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора - 16.04.2021.

Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Суровой Л.В. был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринова А.П. по ст.8.41.1 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Суровой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринов А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. ст.8.41.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В судебном заседании установлено и из материалов административного дела следует, что в 00 часов 00 минут 15.04.2021 по адресу: <адрес>, заместитель начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринов А.П. нарушил сроки оплаты экосбора за 2020 год, чем нарушил требования предусмотренные ч.2 ст.24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.41.1 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами:

-служебной запиской начальника отдела разрешительной деятельности по Рязанской области;

- выпиской из Единого государственного реестра юридического лица ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области;

- выпиской из приказа от 14.05.2009 № 261-лс о назначении подполковника внутренней службы Фатуллаева И.И.;

- платежным поручением № 472852 от 16.04.2021;

- выпиской из приказа от 21.11.2017 № 330-лс о назначении майора внутренней службы Баринова А.П.;

- приказ от 28.04.2018 № 134 о назначении должностного лица, ответственного за соблюдение природоохранного законодательства Баринова А.П.;

- должностная инструкция заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринов А.П..

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринова А.П. в совершении вмененного правонарушения.

При указанных обстоятельствах действия заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринова А.П. правильно квалифицированы по ст.8.41.1. КоАП РФ.

Вместе с тем имеются основания для признания совершенного заместителем начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Бариновым А.П. административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения ст.2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе, состав которого имеет формальный характер.

Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, характера совершенного правонарушения, в том числе степени вины, и то, что указанное административное правонарушение не причинило существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, так как не причинило вреда и не создало причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественный ущерб, суд считает, что имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств.

При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Суровой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в отношении заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринова А.П. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. ст.8.41.1 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринова ФИО7 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Суровой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области Баринова ФИО7 к административной ответственности по ст.8.41.1. КоАП РФ, отменить, признать правонарушение в силу ст.2.9 КоАП РФ малозначительным.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья-подпись

Копия верна: Судья С.В.Подъячева