ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/2021 от 27.10.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Бубнова М.Е. № 12-54/2021

39RS0002-01-2021-002363-60 № 7А-325/2021

РЕШЕНИЕ

27 октября 2021 года г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Филатова Н.В.

при секретаре Журавлевой М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу защитника МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» ФИО1 на не вступившее в законную силу решение судьи Светлогорского городского суда Калининградской области от 29 июля 2021 года, которым оставлено без изменения постановление начальника отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 от 05 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа».

Заслушав объяснения представителей МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» ФИО3 и ФИО1, поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья

УСТАНОВИЛА:

Постановлением начальника отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 от 05.03.2021 № 48-774-495/ПС МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в установленный срок ранее выданного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, об устранении выявленных нарушений, юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.

Не согласившись с постановлением, МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» обжаловало его в суд, который постановил вышеуказанное решение.

В жалобе на данное решение судьи заявитель просит отменить решение судьи городского суда и принять новое судебное постановление, которым прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Указывает, что юридическое лицо фактически не имело возможности повлиять на одно из условий, необходимых для получения лицензии – оформление права на земельный участок, поскольку муниципальное казенное предприятие не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником – муниципальным образованием «Светлогорский городской округ». Кроме того, земельный участок ранее являлся собственностью Российской Федерации и находился в постоянном бессрочном пользовании Министерства обороны Российской Федерации. В передаче участка муниципальному образованию целиком неоднократно было отказано, в том числе судебными постановлениями было установлено право военного управления отказать в передаче имущества.

В дальнейшем администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ», уполномоченная на ведение с Министерством обороны РФ правоотношений по передаче земельного участка, совершила необходимые действия в целях получения прав на земельный участок. При этом первоначальные подготовительные документы были оформлены именно МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» 26.04.2019. Впоследствии юридическое лицо фактически не имело возможности повлиять на ускорение процедуры приобретения муниципальным образованием прав на земельный участок в целях дальнейшего оформления необходимой лицензии. В итоге только 07.09.2021 было зарегистрировано право собственности муниципального образования «Светлогорский городской округ» на спорный земельный участок и 08.09.2021 вынесено постановление администрации муниципального образования о предоставлении МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» муниципального имущества в безвозмездное пользование, 13.09.2021 составлен и подписан соответствующий договор.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения судьи городского суда, судья приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 05.03.2020 заместителем начальника отдела промышленное безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора в адрес МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» выдано предписание № 48-979-618/ПР об устранении в срок до 05.08.2020 нарушений, в том числе эксплуатации опасного производственного объекта «Система теплоснабжения, III класс опасности» по адресу: Калининградская обл., г. Светлогорск, <...>, при отсутствии лицензии на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасного и химический опасного производственного объекта I, II и III класса опасности».

Впоследствии на основании письма директора МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» срок исполнения предписания продлен до 11.01.2021.

В ходе проведенной в период с 20.02.2021 по 26.02.2021 внеплановой проверки исполнения выданного предписания установлено, что предписание от 05.03.2020 в указанной части не выполнено.

По данному факту 26.02.2021 в отношении МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствие с ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 части 1 статьи 12 ФЗ РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Факт совершения МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, а именно: предписанием от 05.03.2020, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 12.02.2021, актом проверки от 26.02.2021, предписанием от 26.02.2021, протоколом об административном правонарушении, которые получили надлежащую правовую оценку.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей городского суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Факт невыполнения МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» в установленный срок предписания № 48-979-618/ПР от 05.03.2020 и необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II, III класса опасности заявителем не оспаривается.

При этом ссылка заявителя на невозможность получения лицензии ввиду отсутствии у предприятия прав на земельный участок не может являться основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку фактическое осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II или III класса опасности без лицензии образует состав вышеуказанного административного правонарушения, который является формальным.

Кроме того, исполнение предписания предполагает не только получение МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» соответствующей лицензии, но и возможность прекращения эксплуатации объекта в случае отсутствия у организации такой лицензии.

Довод заявителя о необходимости применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, подлежит отклонению.

Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, поскольку в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Вместе с тем в данном случае, с учетом характера противоправного деяния, посягающего на охраняемые государством общественные отношения в области безопасности взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта, жизни и здоровья граждан, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу не имеется.

Однако с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения и финансового положения МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» имеются основания для применения положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Нарушение, предусмотренное ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» является организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению, водоснабжению жилого фонда и учреждений социального назначения, расположенных в пгт. Донское, то есть социально значимым предприятием. В настоящее время у предприятия имеется кредиторская задолженность в размере, превышающем 3 млн руб., основной причиной которой, как указано заявителем, является низкая платежеспособность населения.

Приведенные обстоятельства, оцениваемые в совокупности, указывают на то, что в создавшихся условиях назначение МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите общества и государства от административных правонарушений.

С учетом изложенного, постановление судьи подлежит изменению путем снижения размера назначенного МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

постановление начальника отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 от 05 марта 2021 года и решение судьи Светлогорского городского суда Калининградской области от 29 июля 2021 года в отношении МКП «Водоканал Донское Светлогорского городского округа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ изменить в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 200 000 рублей.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Калининградского

областного суда Филатова Н.В.