Судья Федорова Л.П. Дело № 12-54/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ханты-Мансийск дело № 7-359/2022 21 апреля 2022 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.03.2022, принятое по жалобе на вынесенное в отношении директора ООО «Завод столовых вод» ФИО1 постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22.12.2021, оставленным без из-менения решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.03.2022, директор ООО «Завод столовых вод» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонару-шения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за нарушение требо-ваний статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном ре-гулировании и валютном контроле», выразившееся в выплате 23.06.2020 через кассу Общества по адресу: <...>, заработной платы в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках иностранному работнику-нерезиденту (ФИО)5
ФИО1 обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене вышеуказанных правоприме-нительных актов в связи с их незаконностью, просит о прекращении производства по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, рассматривающий жалобу на поста-новление (решение) по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Руководствуясь данной нормой, изучив жалобу и проверив дело в полном объёме, нахожу оспариваемый судебный акт подлежащим отмене.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных осно-ваний для применения административного наказания, но и соблюдение установ-ленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом относятся к числу задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе прочего выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти обстоя-тельства должны быть подтверждены относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами в соответствии с требованиями статьи 26.2 того же Кодекса.
Допустимость доказательств по делу об административном правонарушении, включая протокол об административном правонарушении и иные документы, обусловливается законностью их получения.
Как показала проверка дела в суде автономного округа, судьёй районного суда не был надлежащим образом исследован вопрос о допустимости доказательств, положенных в основание принятого по делу решения.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федераль-ным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Исполнение государственной функции по осуществлению уполномоченным органом валютного контроля производится на основании принятого соответствую-щим федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта – административного регламента, разрабатываемого и утверждаемого в порядке, пре-дусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373.
Положением о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506) предусмотрено, что она осуществляет, среди прочего, функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с утвержден Админи-стративный регламент осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соот-ветствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и пред-ставлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее – Админи-стративный регламент), в разделе III которого предусмотрены состав, последо-вательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требова-ния к порядку их выполнения.
Так, в рамках исполнения государственной функции осуществляются следую-щие административные процедуры: назначение проверки; проведение проверки; оформление результатов проверки; вынесение предписания об устранении выяв-ленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за свое-временностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки (пункт 17 Административного регламента).
Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения, которое подписывается руководителем [налогового органа] и является основанием для начала административной процедуры по проведению проверки (пункты 23, 27 Административного регламента).
Результатом же административной процедуры по оформлению результатов проверки являются акт проверки, а также информационное письмо с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки, которые должны быть зарегистрированы в информационных ресурсах ФНС России с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки (пункты 67, 68 Адми-нистративного регламента). Кроме того, указанное информационное письмо в срок не позднее пяти рабочих дней с даты оформления акта проверки должно быть направлено субъекту проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вруче-ния) субъектом проверки либо его представителем (пункт 61 Административного регламента).
Законность привлечения руководителя юридического лица к административ-ной ответственности за нарушение этим юридическим лицом валютного законода-тельства Российской Федерации, выявленного в порядке выполнения налоговым органом государственной функции по осуществлению валютного контроля, обус-ловливается, в том числе, соблюдением налоговым органом процедур, предус-мотренных Административным регламентом.
Из материалов дела усматривается, что в отношении ООО «Завод столовых вод» Межрайонной ИФНС России № 7 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры фактически была проведена проверка соблюдения указанным юридическим лицом валютного законодательства Российской Федерации. Данная проверка налоговым органом производилась во взаимодействии с проверяемым лицом.
Между тем документов (поручения о проведении проверки, акта проверки, информационного письма с разъяснением субъекту проверки права на ознакомле-ние с актом проверки и т.п.), подтверждающих соблюдение налоговым органом положений Административного регламента при проведении указанной проверки, материалы дела не содержат, в связи с чем не представляется возможным дать оценку законности привлечения ФИО1 к административной ответст-венности и иным доказательствам, производным от результатов этой проверки.
Изложенное свидетельствует о неполноте исследования судьёй районного суда всех обстоятельств дела и о необоснованности приведённых в решении выводов о законности оспариваемого постановления, то есть о существенном нарушении судьёй требований, предусмотренных статьёй 24.1, частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание допущенное судьёй существенное нарушение процес-суальных требований Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с возвращением дела об админи-стративном правонарушении на новое рассмотрение другим судьёй, правомочным рассмотреть данное дело.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 и статьёй 30.9 Кодекса Россий-ской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автоном-ного округа - Югры от 14.03.2022, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ФИО1 постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотре-ние в Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (другим судьёй).
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры (подпись) Д.А. Першаков
КОПИЯ ВЕРНА:
судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Д.А. Першаков