ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/2022 от 22.03.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №12-54/2022

55RS0007-01-2022-000055-30

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 марта 2022 года г. Омск

Судья Центрального районного суда г. Омска Феоктистова О.А., при секретаре Даниловой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор Департамента имущественных отношений Администрация г. Омска ФИО3 был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 №З-1287в/2 от ДД.ММ.ГГГГ директор Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО3 был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и назначен штраф в размере 50 000 рублей.

Как следует из названного постановления, по результатам внеплановой выездной проверки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выявлено административное правонарушение, событие которого характеризуется нижеследующим. Земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специальною назначения». Разрешенное использование - «для размещения промышленных объектов», по документу - «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под свалку». Площадь земельного участка 178 508 кв. м. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - административное здание. Участок находится примерно в 1 500 м по направлению па северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных нравах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Администрации города Омска. Постановка на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером осуществлена на основании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении проекта границ по образованию земельною участка, подлежащего отнесению к муниципальной собственности, в Советском административном округе <адрес>» и землеустроительного дела по установлению па местности проектных границ земельного участка по адресу: <адрес> в Советском административном округе. На земельном участке с кадастровым номером находится свалки твердых коммунальных отходов (свалка Советская-1). Из решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу следует, что на земельном участке с кадастровым номером в 1986 году по решению Омского горисполкома открыта свалка площадью 9.9 га, которая закрыта в 1999 году, но продолжала принимать отходы до 2003 года. Пунктом 1.1 распоряжения Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ поручено прекратить прием и утилизацию ТБО на свалке «Советская-1». В соответствии с п. 3 указанного распоряжения поручено организован, работы по рекультивации свалки «Советская-1». Работы по рекультивации свалки не были начаты. Решением суда установлено, что в 2003 г. по заданию департамента городского хозяйства города Омска (от 2002 г.) ООО «Омстройпроект» разработан проект рекультивации свалки ТБО «Советская-1». Рекультивация не проведена. Постановлением Администрации города Омска распоряжение Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу, иного нормативного акта не издано. В июне 2014 г. прокуратурой Советского административного округа города Омска была проведена проверка на земельном участке с кадастровым номером , установлено несанкционированное размещение отходов на территории закрытой свалки «Советская-1». Из решения суда следует, что ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем Мэра города Омска, директором департамента городского хозяйства Администрации города Омска утвержден план мероприятий по реализации проекта «Рекультивация свалки ТБО «Советская-1». В соответствии с распоряжением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ-р «О прекращении приема и утилизации твердых бытовых отходов на свалке твердых бытовых отходов «Советская-1» структурному подразделению Администрации г. Омска - Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска поручено: подготовить и утвердить план мероприятий по рекультивации свалки твердых бытовых отходов «Советская-1»;- провести мероприятия по прекращению приема твердых бытовых отходов на свалке твердых бытовых отходов «Советская-1», - организовать работы по рекультивации свалки твердых бытовых отходов «Советская-1». В соответствии с решением суда Администрация г. Омска обязана: - устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, приняв меры по недопущению использования для целен размещения твердых бытовых отходов земельный участок с кадастровым номером ; -рекультивировать земельный участок с кадастровым номером в срок до ДД.ММ.ГГГГ гола. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером не рекультивирован.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена муниципальная программа г. Омска «Формирование комфортной городской среды». Постановлением Администрации <адрес> от 27.05.2019-п в данную программу введена подпрограмма «Чистый и уютный город», в соответствии с которой установлено, что на территории города Омска находится 2 закрытые свалки твердых бытовых отходов, подлежащих рекультивации (консервации). Свалка в Советском административном округе города Омска Советская-1 расположенная на земельном участке площадью 178 508 кв.м. Свалка открыта в 1986 году, прием и утилизация твердых бытовых отходов прекращены в 2005 году. В целях обеспечения безопасной и комфортной для естественных экологических систем и здоровья человека окружающей среды, а также соблюдения требований законодательства об отходах производства потребления необходима рекультивация (консервация) земельных участков, предоставленных под свалки. В указанную подпрограмму включено мероприятие «Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленною вреда (несанкционированных свалок в границах городов)», включающее создание условий для ликвидации последствий причинения вреда окружающей среде при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, в рамках регионального проекта «Чистая страна», направленного на достижение целей федерального проекта «Чистая страна». Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от /ТЭЭ утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде, включая проектно-изыскательские и прочие работы и услуги, на территории закрытой свалки твердых бытовых отходов в Советском административном округе г. Омска», со сроком действия - 3 года. Согласно решению о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г. Омска, как контролируемому лицу, необходимо было предоставить документацию и сведения об использовании и охране земель. Документация об организации и проведении мероприятий по использованию и охране земель Администрацией г. Омска не предоставлена в виду её отсутствия. Лица назначенные приказом (распоряжением), ответственные за проведение таких мероприятий, планы мероприятий и отчёты по их выполнению отсутствует. В Администрации г. Омска отсутствует информация о состоянии земель и почв (включая информацию о проведенных лабораторных исследованиях). Контроль за состоянием земель и почв не осуществляется. Документы и сведения о проведении земляных и иных работ (строительство, реконструкция, иные работы) Администрацией г. Омска не представлены в виду их отсутствия. Таким образом, Администрацией г. Омска не принимаются меры по охране земель. В части проведения Администрацией г. Омска муниципального земельного контроля установлено следующее. В соответствии с письменными пояснениями начальника отдела муниципального земельного контроля департамента имущественных отношении ФИО2, мероприятия в рамках муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером департаментом имущественных отношений не осуществлялись. В ходе натурного осмотра земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ установлено, что территория участка не огорожена Границы участка не вынесены в натуру. Обваловка участка по периметру не усматривается. Какие-либо конструкции, ограждения, ограничивающие въезд на земельный участок, отсутствуют. Информационные баннеры, знаки о запрете свалки мусора (отходов) не установлены. Большая часть участка поросла сорными растениями, растущими на мусорных свалках: полынь, репей, крапива, конопля, сурепка. Свалочный грунт представляет собой насыпь, состоящую из техногенного грунта с включениями инертных строительных отходов (лом бетонных и железобетонных изделии, бои кирпича, отходы щебня, песка, керамических покрытий, пластик, стекло, резинотехнические изделия). Мощность свалочного грунта неравномерна на всем протяжении участка. Но периметру земельного участка местами встречается естественный почвенно-растительный слой, на который распространяются отходы с полигона. При проведении осмотра зафиксированы организованные места въезда автомобильной техники на тело полигона, а также дороги, по которым движется техника, для размещения отходов. На теле полигона зафиксированы свежие навалы. При проведении повторно натурного осмотра земельного участка с кадастровым номером 22.09.2021г. на теле полигона зафиксированы локальные места с признаками эрозии почв, а также признаки негативного воздействия полигона па прилегающие территории. Установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером не выполняются установленные требования и мероприятия по охране земель и почв, по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, выразившиеся в разрастании и увеличении объекта негативного воздействия на окружающую среду (тела полигона) Администрацией <адрес> также не принят меры по недопущению использования для целей размещения отходов земельного участка с кадастровым номером . В ходе обследования специалистом Омского филиала ФГЬУ «ЦЛЛТИ по СФО» произведен отбор проб почв на прилегающей к телу полигона территории (земельном участке с кадастровым номером ) с глубины 0-5 см и 5-20 см для проведения испытаний на загрязнение почвы и установление наличия плодородного слоя почвы. Фоновые пробы отобраны для сравнения степени загрязнения и наличия плодородного слоя почвы. Отбор проб почв проведён с северной, западной и южной сторон полигона, а также отобрана фоновая проба почвы на земельном участке, расположенном севернее тела полигона. Результаты испытаний качества почв, проведенные аналитической службой ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО», на прилегающей к телу полигона территории (земельном участке с кадастровым номером ) показали:

Отбор проб с южной стороны:

-концентрация загрязняющих веществ (цинк) превышена в пробах Г- ПП-1. Г-11П-2 (акт отбора проб Ж789Г-ПП) с глубины 0-5 см составляет 66 мг/кг уровень фонового показателя превышен в 1,78 раза (величина фонового показателя - 37 мг/кг), с глубины 5-20 см составляет 63 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,66 раза (величина фонового показателя - 38 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (кобальт) превышена в пробах Г- ПП-1. Г-ПГ1-2 (акт отбора проб Г-Г1П), с глубины 0-5 см составляет 8 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1.36 раза (величина фонового показателя - 5,9 мг/кг), с глубины 5-20 см составляет 7.1 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1.09 раза (величина фонового показатели 6.5 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (свинец) превышена в пробах ЛЬ789J - 1111- 1, Г-ПП-2 (акт отбора проб Г-1 II I). с глубины 0-5 см составляет 15. уровень фонового показателя превышен в 5.6 раза (величина фонового показателя - 2,7 мг/кг), с глубины 5-20 см составляет от 10.8 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,19 раза (величина фонового показателя 9,1 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (никель) превышена в пробах Г- НП- 1. Ж789Г-ПП-2 (акт отбора проб Г- ПП), с глубины 0-5 см составляет 17 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,13 раза (величина фоновою показателя - 15 мг/кг), с глубины 5-20 см составляет 18 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,13 раза (величина фонового показателя 16 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (подвижные Формы калия) превышена в пробах Г-ГН1-1, Г-П1 1-2 (акт отбора проб Г - 1111), с глубины 0-5 см составляет 280 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 4.7 раза (величине фонового показателя - 60 мг/кг), с глубины 5-20 см составляет 230 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 3,43 раза (величина фонового показателя 67 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (хром) превышена в пробе &apos;- ГII1-2 (акт отбора проб Г- ПП), с глубины 5-20 см составляет 34 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,03 раза (величина фонового показателя 33 мг/кг).

Отбор проб с западной стороны:

- концентрация загрязняющих веществ (свинец) превышена в пробах - ПП-1 (акт отбора проб Г - ПП), с глубины 0-5 см составляет 6,0 mt/ki, уровень фонового показателя превышен в 2,22 раза (величина фонового показателя - 2.7 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (хром) превышена в пробах - ПГ1-1, Г-ПП-2 (акт отбора проб Г - HI I), с глубины 0-5 см составляет 35 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,03 раза (величина фонового показателя - 34 мг/кг), с глубины 5-20 см составляет 45 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1.36 раза (величина фонового показателя 33 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (цинк) превышена в пробах Г- Г1П-1, Г-ПП-2 (акт отбора проб Г - ПГ1), с глубины 0-5 см составляет 47 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,27 раза (величина фоновою показателя - 37 мг/кг), с глубины 5-20 см составляет 56 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,47 раза (величина фонового показателя 38 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (никель) превышена в пробе - ПП-2 (акт отбора проб ’ - ПП), с глубины 5-20 см составляет 17 мг/кг. уровень фонового показателя превышен в 1,06 раза (величина фонового показателя 16 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (кобальт) превышена в пробе Г-ПП-1 (акт отбора проб Г - IIII), с глубины 5-20 см составляет 7,2 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,11 раза (величина фонового показателя 6,5 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (подвижные формы калия) превышена в пробах П-ПП-1, Г-ПП-2 (акт отбора проб %Г- 1111), с глубины 0-5 см составляет 179 мг/кг, уровень фонового показателя превышен и 2,98 раза (величина фонового показателя - 60 мг/кг), с глубины 5-20 см составляет 73 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1.09 раза (величина фонового показателя 67 мг/кг).

Отбор проб с восточной стороны:

-концентрация загрязняющих веществ (кобальт) превышена в пробе Г-ПИ- I (акт отбора проб Г- ПП), с глубины 0-5 см составляет 6.2 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,05 раза (величина фонового показа геля 5.9 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (свинец) превышена в пробе Г-П11-1 (акт отбора проб Г- Г1Г1), с глубины 0-5 см составляет 4,4 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,63 раза (величина фонового показателя 2,7 мг/кг);

-концентрация загрязняющих веществ (цинк) превышена в пробе Г-ПП-2 (акт отбора проб - ПГ1), с глубины 5-20 см составляет 47 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,24 раза (величина фонового показателя - 38 мг/кг);

- концентрация загрязняющих веществ (подвижные Формы калим) превышена в пробах Г-ПП-1, Г-ПП-2 (акт отбора проб Г - ПИ), с глубины 0-5 см составляет 172 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 2,87 раза (величина фонового показателя - 60 мг/кг). с глубины 5-20 см составляет 200 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 2.99 раза (величина фонового показателя 67 мг/кг). Содержание органического вещества в пробах на глубине 0-5 см составляет 3,10- 3,90%, с глубины 5-20 см составляет 1.90-3,50%. Фоновое содержание органического вещества на глубине 0-5 см составляет 3,50%, с глубины 5-20 см составляет 4,00%.

На основании лабораторных исследований, обследовании территории объекта накопленного вреда окружающей среде (закрытая свалка на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:3168), следует, что на прилегающей к телу полигона территории местами установлено наличие плодородного слоя почвы, мощность которого составляет 39 см. Также установлено негативное воздействие на окружающую среду (почву), ухудшающие качественное состояние земель, выразившееся в захламлении и загрязнении (превышение фоновых концентраций загрязняющих веществ) земель прилегающих к телу полигона. В соответствии со сведениями ГРОМВОС, площадь объекта накопленного вреда окружающей среде - земельного участка с кадастровым номером 55:36:030114:3168 составляет 17.850 га. В соответствии с проектной документацией «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде, включая проектно изыскательские и прочие работы и услуги, на территории закрытой свалки твердых бытовых отходов в Советском административном округе города Омска», площадь работ по ликвидации накопленного вреда составляет — 24.2705 га (в том числе 5,6 га на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:4647). Площадь, занимаемая отходами в соответствии с указанной проектной документацией - 17.85 га.

Таким образом, проведенной проверкой установлено, что директором департамента имущественных отношений г. Омска ФИО3 не приняты меры по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду выразившегося в разрастании и увеличении объекта негативного воздействия на окружающую среду (тела полигона), допущено захламление территории земельных участков: по результатам геодезических замеров, проведенных в ходе проверки, установлено, что общая площадь тела полигона составляет 20,8 га, из них 14,6 га в пределах земельного участка с кадастровым номером 55:36:030114:3168, за границами земельного участка, отведенного под свалку: 0.9 га. на землях не разграниченной государственной собственности; 5,3 га на земельной участке с кадастровым номером 55:36:030114:4647 и на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:18, имеющим взаимное наложение; 0,0052 га на земельном участке с кадастровым номером 55:36:0301 14:3164 (итого 6,3 га). Тем самым нарушены: ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 13, абз. 2, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ, за совершение указанного административного правонарушения директор Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО3 был привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, директор Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО3 обратился в Центральный районный суд <адрес> с жалобой на вышеуказанное постановление. В обоснование указал, что постановление о привлечении к административной ответственности, также как и протокол об административном правонарушении были составлены на основании акта внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ-в, подготовленного с грубым нарушением требований действующего законодательства РФ.

Акт проверки, являющийся основанием для рассмотрения вопроса о составлении постановления о привлечении к административной ответственности, составлен в отсутствие основания для его проведения.

В соответствии с актом внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-в, контролируемым лицом является Администрация города Омска. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора. Вместе с тем, в Акте внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-в указано, что проверка была проведена на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № РП-02/110. Решение о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № РП-02/110 в свою очередь содержит в себе указание на то, что основанием для проведения проверки является пункт 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также подпункт «б» пункта 9 Перечня поручений по итогам программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» от № Пр-1170. Указывают, что в силу пункта 1 части 2 статьи 91 Федерального закона № 248-ФЗ нарушение требований данного закона в части отсутствия оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий, является грубым нарушением к организации и проведению проверок. Указывают, что ни акт внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-в, ни решение о проведении внеплановой выездной проверки от № РП-02/110 в нарушение подпункта 79.3 пункта 79 Административного регламента не содержат в себе указания на Приказ (распоряжение) руководителя Росприроднадзора, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, что исключает возможность рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности на основании документов, полученных с грубым нарушением требований Федерального закона № 248-ФЗ. Указывают, что перечень поручений по итогам программы «Прямая линия с Владимиром Путиным», который утвержден Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ № Пр- 1170, содержит в себе следующее поручение Росприроднадзору: обеспечить проведение проверки объектов накопленного вреда окружающей среде в городе Омске и обеспечить представление предложений о мерах, необходимых для выполнения большей части мероприятий по ликвидации таких объектов до конца 2023 года. Выездная проверка проводилась в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:130114:3168 и 55:36:080101:360 (страница 2 акта проверки), на которых расположены объекты накопленного вреда окружающей среде - закрытые свалки. Вместе с тем, объекты накопленного вреда окружающей среде не входят в предмет государственного земельного контроля (надзора). Таким образом, государственный земельный контроль (надзор) не мог быть осуществлен в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде. Считают, что предписание об устранении выявленных нарушений выдано в отношении земельных участков, расположенных «за границами земельного участка, отведенного под свалку» при этом указанные земельные участки в соответствии с актом проверки не входят в предмет проведенной проверки. Выводы, сделанные в ходе проверки контролирующим лицом, а также выявленные нарушения не соответствуют предмету проведенной проверки, что является в порядке ст. 91 ФЗ №248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) - отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий (пп.1 ч.2 ст. 91 ФЗ №248-ФЗ). Указывают, что объектами проверки являлись объекты накопленного вреда окружающей среде (закрытие свалки), расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:130114:3168 и 55:36:080101:360. В соответствии с п. 2 ст. 71 ЗК РФ к предмету государственного земельного надзора объекты накопленного вреда окружающей среде не относятся. Тем более не могут относятся к предмету проверки земельные участки, выходящие за пределы проверяемых, за которые по сути Росприроднадзор рассматривает вопрос о применении к административной ответственности. Поскольку государственный земельный контроль (надзор) не мог быть осуществлен в отношении указанных объектов, то орган контроля вышел за пределы проверки. Совершил в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные Федеральным законом № 248-ФЗ для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия, что является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) (п. 9 ч. 2 ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ).

Из постановления о привлечении к административной ответственности следует, что Администрацией города Омска в лице ее структурных подразделений в рамках предоставленных полномочий были проведены мероприятия по устранению отходов производства и потребления. Так, из материалов дела следует, что согласно решению Исполнительного комитета Омского городского совета народных депутатов от 01.01.1988 № 3 решено закрыть свалку в Центральном районе с ДД.ММ.ГГГГ, обязать управление благоустройства разработать проект рекультивации территории закрытой свалки. При этом из акта проверки следует, что во исполнение решения Исполнительного комитета Омского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:360 Администрацией города Омска проведены следующие мероприятия: постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена государственная программа Омской области «Охрана окружающей среды Омской области». Приложением .1 к данной программе установлена подпрограмма «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами» Перечнем определен, в том числе объект - «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде на территории закрытой свалки твердых бытовых отходов в ЦАО г. Омска» в период с 2022-2023 гг.; постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № Ю99-п утверждена муниципальная программа г. Омска «Формирование комфортной городской среды». Постановлением Администрации г. Омска -п в данную программу введена подпрограмма «Чистый и уютный город», в соответствии с которой включено мероприятие «Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среды на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов)», включающее создание условии для ликвидации последствий причинения вреда окружающей среде при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, в рамках регионального проекта «Чистая страна», направленного на достижение целей федерального проекта «Чистая страна». Согласно паспорту проекту «Чистая страна», срок реализации - 2022 - 2024;-ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Омска и Минприроды России заключено соглашение «О реализации проекта Регионального «Чистая страна» (Омская область) на территории Омской области» -G10052-1. Минприроды Омской области ДД.ММ.ГГГГ (№ ИСХ.-20/МПР-14153) обратилось с заявлением в Министерство природных ресурсов и экологии РФ «О включении объекта накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде»;- приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ свалка бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 55:36:080101:360 включена в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Наименование объекта - «Закрытая свалка в Центральном административном округе г. Омска», площадь -35,806 га, объем отходов - 931 585, класс опасности: отходы IV-V класса опасности;- в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:360 был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ/п, включающий в себя проведение государственной экологической экспертизы. Получена проектная документация, но рекультивации, получено положительное заключение государственной экспертизы проекта.

Таким образом, Администрацией города Омска в лице ее структурных подразделений в пределах своих полномочий были приняты мероприятия по устранению отходов производства и потреблении свалки в ЦАО г. Омска путем включения в региональный проект «Чистая страна» (Омская область).

Считают, что Департамент имущественных отношений Администрации города Омска не является лицом, ответственным за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, что исключает привлечение как департамента, так и директора департамента, к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ. У департамента, и директора департамента, отсутствуют полномочия по проведению мероприятий, связанных с рекультивацией, мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Считают, что к полномочиям департамента отнесены функции по Управлению муниципальным имуществом, управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска, заключающиеся в заключение договоров аренды, договоров купли-продажи земельных участков, взыскание долгов по арендной плате, неосновательному обогащению, оспариванию сделок, нарушающих права муниципального образования г. Омск в пределах своей компетенции и иные аналогичные вопросы, вытекающие из защиты, реализации интересов города Омска в сфере распоряжения имуществом города Омска. Функции по рекультивации, уборке земельных участков распределены между другими структурными подразделениями Администрации города Омска. Так, Департамент имущественных отношении Администрации города Омска в соответствии с положением о департаменте общественной безопасности, реализует полномочия собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности, в части распоряжения собственностью, но не осуществляет полномочий по рекультивации земельных участков и связанных с этим мероприятием. Финансовое обеспечение на данные мероприятия бюджетом города Омска в адрес департамента также не предусматриваются, не распределяются. Главным распорядителем бюджетных средств города Омска по разработки проектов рекультивации земель, проектов консервации земель, выполнении работ по рекультивации земель, консервации земель в границах города Омска является департамент строительства Администрации города Омска. Считает, что не учтено, что вопросами организации деятельности, в том числе, по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, а не органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления принимают лишь участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, в то время как полномочиями в части организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов наделено Министерство природных ресурсов и экологии Омской области. Данный вывод подтверждается и вышеуказанными мероприятиями проведенными Администрацией города Омска и Минприродой Омской области путем включения земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:360 в региональный проект «Чистая страна» (Омская область). Указывает на то, что Администрацией города Омска и Минприродой Омской области проведен комплекс мероприятий путем включения земельного участка с кадастровым номером 55:36:080101:360 в региональный проект «Чистая страна» (Омская область); вопросами организации деятельности, в том числе, по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, а не органов местного самоуправления; с учетом проведенных органом местного самоуправления мероприятий, Администрацией города Омска выполнены все необходимые действия, направленные на выполнение требований ч.1, п.2 ч.2 ст. 13, абз. 2,4,7,8 ст. 42 ЗК РФ; мероприятия проводились структурными подразделениями Администрации г. Омска в рамках предоставленных полномочий, при этом у департамента имущественных отношений Администрации города Омска в силу вышеуказанных норм отсутствуют полномочия по проведению каких-либо мероприятий «по свалкам», а следовательно, директор департамента, не мог быть привлечен к административной ответственности за мероприятия по рекультивации, «очистки» земельного участка. Указывают, что поскольку результаты проверки получены с нарушением закона, при этом вменяемый состав административного правонарушения отсутствует, считаю, что имеются основания для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения подлежит прекращению. Просит спорное постановление - отменить, производство по административному делу- прекратить.

В судебном заседании защитник директора Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО3 по доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержала, просила требования удовлетворить.

Должностное лицо ФИО5 возражал против удовлетворения жалобы.

Представитель Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности ФИО6 просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Поддержала доводы письменных возражений. Полагает, что в действиях директора Департамента имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Изучив дело об административном правонарушении, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, в целях земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защите земель от водной и ветровой зрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3, собственники земельных участков и липа, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, полных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № РП-02/109 в отношении Администрации г. Омска была проведена внеплановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведенной проверкой установлено, что директором департамента имущественных отношений г. Омска ФИО3 не приняты меры по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду выразившегося в разрастании и увеличении объекта негативного воздействия на окружающую среду (тела полигона), допущено захламление территории земельных участков: по результатам геодезических замеров, проведенных в ходе проверки, установлено, что общая площадь тела полигона составляет 20,8 га, из них 14,6 га в пределах земельного участка с кадастровым номером 55:36:030114:3168, за границами земельного участка, отведенного под свалку: 0.9 га. на землях не разграниченной государственной собственности; 5,3 га на земельной участке с кадастровым номером 55:36:030114:4647 и на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:18, имеющим взаимное наложение; 0,0052 га на земельном участке с кадастровым номером 55:36:0301 14:3164 (итого 6,3 га). Тем самым нарушены: ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 13, абз. 2, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ, за совершение указанного административного правонарушения директор Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО3 был привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Объектами накопленного вреда окружающей среде причиняется вред компонентам природной среды, одним из которых является земля. Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, но распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является невыполнение обществом установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков): граждане, должностные лица, юридические лица.

В соответствии с Распоряжением Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ-к «О назначении директора департамента имущественных отношений Администрации г.Омска» ФИО3 назначен директором департамента имущественных отношений Администрации г.Омска.

Согласно должностной инструкции директора департамента имущественных отношений Администрации г.Омска в области профессиональной служебной деятельности исполняет должностные обязанности в области управления в сфере природных ресурсов, природопользования и экологии; в осуществлении муниципального земельного контроля.

Доводы заявителя о том, что акт внеплановой выездной проверки и решение о проведении внеплановой выездной проверки составлены с нарушением пп. 793 пункта 79 Административного регламента (был Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению. Из материалов административного дела следует, что Управлением на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № РП-02/109 (с дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ, изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении Администрации г.Омска была проведена внеплановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по 29.09.2021г. и с ДД.ММ.ГГГГ по 25.10.2021г. Поручение Президента РФ было принято в соответствии с законом, в связи с чем, у Управления отсутствовала обязанность по проверке данного поручения на соответствие закону.

При проведении проверки Управление руководствовалось положениями Закона № 248-ФЗ, который обладает большей юридической силой, чем Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора. Данный Административный регламент утратил силу в связи с изданием приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет- портале правовой информации http://pravo.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ). Из данного приказа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Административный регламент утратил силу в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона № 248-ФЗ порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается: для вида федерального государственного контроля (надзора) - положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1081 утверждено Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), которым при проведении проверки также руководствовалось Управление.

Довод заявителя о том, что государственный земельный контроль (надзор) не мог быть осуществлен в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде также подлежит отклонению. Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Из п. 6 решения о проведении проверки от 17.09.2021г. также следует, что выездная проверка проводится в отношении деятельности Администрации г.Омска по распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами 55:36:030114:3168, 55:36:080101:360, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования земельного законодательства (пп. 1 п.6 решения).

В обязанности директора департамента имущественных отношений Администрации города Омска включена в том числе обязанность беречь муниципальное имущество, в том числе предоставленное для исполнения должностных обязанностей. Проведенной проверкой установлено, что директором департамента имущественных отношений Администрации города Омска ФИО3 не приняты меры по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, выразившегося в разрастании и увеличении объекта негативного воздействия на окружающую среду (тела полигона), допущено захламление территории земельных участков.

Должностное лицо - директор Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска ФИО3 является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-122278779 земельный участок с кадастровым номером 55:36:080101:360 принадлежит на праве собственности Администрации г. Омска ( от ДД.ММ.ГГГГ). На правах аренды и иного пользования земельный участок с кадастровый номером 55:36:080101:360 кому-либо не предоставлен. Ограничения (обременения), сервитуты на данный участок не зарегистрированы.

На территории города Омска находится 2 закрытые свалки твердых бытовых отходов, подлежащих рекультивации (консервации, в том числе свалка в Советском административном округе города Омска «Советская-1», расположенная на земельном участке площадью 178 508 кв.м. Свалка открыта в 1986 году, прием и утилизация твердых бытовых отходов прекращены в 2005 году.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:080101:360 не проведены работы по рекультивации. Загрязнение грунтов под свалками происходит ливневыми водами, которые проходят через толщу отходов, а также от стока с поверхности свалок загрязненных талых и ливневых вод. В целях обеспечения безопасной и комфортной для естественных экологических систем и здоровья человека окружающей среды, а также соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления необходима рекультивация (консервация) земельных участков, предоставленных под свалки.

Таким образом, директор департамента имущественных отношений Администрации г.Омска ФИО3 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, при назначении наказания суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, а также то обстоятельство, что в настоящее время выявленные нарушения устранены.

Устанавливаемые Кодексом РФ об административных правонарушениях размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

Суд полагает, что правонарушение совершено в условиях исключительных обстоятельств, позволяющих снизить предусмотренное наказание на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст., 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 № З-1287в/2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор Департамента имущественных отношений Администрация г. Омска ФИО3 был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей изменить, снизив размер назначенного наказания до 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья О.А. Феоктистова