Дело № 12-54/2022 УИД 43RS0018-01-2022-000955-54
Р Е Ш Е Н И Е
09 сентября 2022 года г. Котельнич
Судья Котельничского районного суда Кировской области Злобин А.А.,
при секретаре Ежовой С.В.,
с участием законного представителя юридического лица ФИО1,
рассмотрев жалобу защитника Бобок Е.В. с дополнениями законного представителя ФИО1 на постановление от 12.05.2022 №03-49/02-22 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Нургуш», <...> юридический адрес: <адрес>, <...>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора С., от 12.05.2022 №03-49/02-22 ФГБУ «Государственный природный заповедник «Нургуш» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Защитником юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Бобок Е.В., заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в обоснование которого указано, что при подаче первоначальной жалобы, оставленной определением Котельничского районного суда Кировской области от 20.07.2022 без рассмотрения, защитником ошибочно была представлена доверенность, не содержащая необходимых полномочий, что было обусловлено наличием у него нескольких доверенностей для разных категорий дел.
В отзыве на жалобу врио заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора С., со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 №367-О, а также постановления Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного суда РФ, просит отказать в восстановлении пропущенного срока обжалования постановления, считая, что заявителем не приведено уважительных причин, объективно препятствующих своевременному обращению с жалобой в суд, доказательств обратного не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч.2 ст.30.3 КоАП РФ). При этом, рассматривая ходатайство о восстановлении срока обжалования, суд должен установить уважительность причин его пропуска.
Судом установлено, что обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении получено законным представителем ФГБУ «Государственный природный заповедник «Нургуш» ФИО1 12.05.2022. 20.05.2022 в Ленинский районный суд г.Кирова поступила жалоба защитника Бобок Е.В. на указанное постановление, действующей на основании доверенности, выданной директором ФГБУ «Государственный природный заповедник «Нургуш» ФИО1 Определением Ленинского районного суда г.Кирова от 20.06.2022 данная жалоба направлена по подсудности в Котельничский районный суд Кировской области. Определением Котельничского районного суда Кировской области от 20.07.2022 жалоба Бобок Е.В. с приложенными материалами возвращена заявителю, как поданная неуполномоченным лицом, поскольку представленной доверенностью Бобок Е.В. не наделена полномочиями представлять ФГБУ «Государственный природный заповедник «Нургуш» в судах общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также правом подписания и подачи жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. Указанное определение получено Бобок Е.В. 26.07.2022. 03.08.2022 после устранения недостатков в Котельничский районный суд Кировской области вновь поступила жалоба защитника юридического лица Бобок Е.В. на постановление от 12.05.2022 №03-49/02-22 о назначении административного наказания по делу №02-03/167-22 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Нургуш».
Поскольку первоначальная жалоба была подана в установленный законом срок, недостатки, указанные в определении суда от 20.07.2022 были устранены в кратчайшие сроки, указанную заявителем причину пропуска срока обжалования постановления суд признает уважительной и в целях обеспечения права на защиту лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обеспечения ему доступа к правосудию, усматривает основания для восстановления данного срока.
Согласно обжалуемому постановлению для лесничества «Государственный природный заповедник «Нургуш» разработан лесохозяйственный регламент, утвержденный 31.10.2019 зам. директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий и Байкальской природной территории. В 2020 году для лесничества разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы 17.04.2020. Общая площадь лесничества по материалам лесоустройства определена 5653 га. Согласно Плану тушения лесных пожаров на 2022 год пожароопасный сезон определен с 16 апреля по 12 ноября. 01.04.2022 и 12.04.2022 инспектором С. произведены осмотры противопожарного обустройства территории заповедника, в ходе которых установлено отсутствие в 100 квартале стенда (информационного щита), что не соответствует разделу 5.2.2 проекта освоения лесов. Также 01.04.2022 произведены осмотры пункта сосредоточения инвентаря, расположенного в <адрес>, в ходе которых продемонстрированы 4 мотопомпы (2 в комплекте малого лесопатрульного комплекса и 2 дополнительные), 2 зажигательные установки в комплекте малого лесопатрульного комплекса, 10 ранцев противопожарных в комплектации малого лесопатрульного комплекса, 20 лопат, 6 комплектов одежды для тушения пожаров. Пункт 5.2.3 проекта освоения лесов предусматривает наличие 2 малых лесопатрульных комплекса, а также 5 ранцевых лесных опрыскивателей, 1 зажигательного аппарата. Таблица 23 плана тушения лесных пожаров предусматривает наличие 17 ранцевых опрыскивателей, 2 аппарата зажигательных, 4 мотопомпы отдельно от тех, которыми укомплектованы малые лесопатрульные комплексы, 50 лопат, 10 комплектов одежды. В рамках осмотра не продемонстрированы отдельно 5-17 ранцевых опрыскивателей, 1-2 зажигательных аппарата, их наличие не подтверждено, не подтверждено наличие 5 мотоциклов «Минск» для наземного патрулирования, согласно приложению к плану тушения лесных пожаров, не продемонстрирована емкость 750 л. для организации лесопожарного формирования при 2 классе пожарной опасности в соответствии с таблицей 21 плана тушения лесных пожаров. Таким образом, наличие пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря на лесном участке не соответствует п. 5.2.3 проекта освоения лесов и плану тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона (отсутствуют 5 мотоциклов, емкость 750 л., требуемое количество ранцевых опрыскивателей, зажигательных аппаратов, лопат, комплектов одежды, мотопомп). Должностным лицом Росприроднадзора усмотрены нарушения ч.2 ст.53, ч.3 ст.53.1 Лесного кодекса, п.п. 5, 12, 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, абз.4 п.3, п.9 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Минпироды России от 12.08.2021 № 558.
В жалобе защитника с дополнениями законного представителя – директора ФИО1 содержатся требования отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу. В обосновании доводов жалобы указано следующее. Заявитель уведомлял Западно-Уральское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о приобретении в конце 2021 года информационного стенда, установка его в зимний период в промерзшую землю невозможна, кроме того, 100 квартал во время половодья ежегодно затапливается. Помимо того, данный квартал расположен в заповедной зоне, нахождение в которой без соответствующего разрешения не допускается. Стенд планировалось установить после схода паводковых вод, он установлен 08.06.2022. Таким образом нарушение п. 5.2.2 проекта освоения лесов отсутствует, а заявителем приняты все необходимые меры для соблюдения противопожарных норм. План тушения лесных пожаров разрабатывается ежегодно, во время проверки был предоставлен контролирующему органу, т.о. п.3 ч.1 ст.53.1 Лесного кодекса исполнен. Заявитель принимает все меры пожарной безопасности в соответствии с проектом освоения лесов. Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определены Проектом освоения, все средства, предусмотренные Проектом, имеются в распоряжении заявителя. Во время проверки соответствие наличия противопожарного оборудования, техники и инвентаря определялось по Плану тушения пожаров (табл.23), разрабатываемому ежегодно ФГБУ «Государственный заповедник «Нургуш», который не является нормативным актом, считает, что проверка готовности объекта к пожароопасному сезону должна была поводиться по Проекту освоения лесов. Таким образом, отсутствует нарушение п.12 Правил пожарной безопасности. В постановлении не указано, в чем выражено нарушение п. 16 Правил пожарной безопасности, имеющееся противопожарное оборудование, снаряжение и инвентарь позволяют в полной мере осуществлять недопущение возникновения и распространения пожаров и оперативную доставку сил и средств в местам таковых, т.о. отсутствуют нарушения абз.4 п.3 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Кроме того, авторы жалобы просят признать недействительным акт выездной проверки № 172-ВВК-07 от 13.04.2022, поскольку во время выездных проверок по непонятным обстоятельствам не была учтена часть пожарного оборудования и снаряжения, хранящаяся в ПСПИ в <адрес>. На балансе учреждения имеются 5 мотоциклов «Минск», емкость РДВ объемом 1000 л. и емкость объемом 750 л. Кроме того, техника, пожарное оборудование и снаряжение, указанные в Проекте освоения лесов заповедника, предназначены для профилактики и тушения лесных пожаров на территории «Нургуш» в Котельничском районе (площадь 5653 га.), в 2010 году территория заповедника расширена за счет присоединения 17815,5 га. лесных земель в Нагорском районе «Тулашор». Оба участка окружены лесными охранными зонами, на которые распространяются полномочия заповедника. Техника, оборудование и снаряжение, указанные в плане тушения лесных пожаров, предназначены для обоих участков. На период проверки для обеспечения пожарной безопасности участков «Нургуш» и «Тулашор» и их охраняемых зон на балансе ФГБУ «Государственный заповедник «Нургуш» имелись вышеуказанные техника, оборудование и снаряжение, в Плане тушения заповедника на 2022 год техника, оборудование и снаряжение при уровнях пожарной опасности в лесах 3 КПО, 4 КПО и 5 КПО предоставляются не только учреждением, но и КОГСАУ «Лесоохрана», МЧС и Морозовским сельским поселением по соглашениям.
В судебном заседании законный представитель ФГБУ «Государственный заповедник «Нургуш» ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на отмене постановления, полагая отсутствие вины учреждения. Дополнительно пояснила, что согласна с отсутствием во время проверки информационного стенда в квартале, который не успели установить к пожароопасному периоду, во время осмотра 01.04.2022 проверяющие требовали от неё наличие оборудования и инвентаря согласно Проекту освоения лесов, которое было предоставлено и имелось в наличии. 12.04.2022 во время осмотра ей предъявили требование проверить наличие техники и инвентаря согласно Плану тушения пожаров: мотоциклов и емкости 750 литров. В ходе проверки ею предоставлялись ПТС на имеющиеся мотоциклы, которые были и имеются в наличии, но их не приняли, поскольку мотоциклы были к тому моменту не застрахованы, что было сделано позже, по поводу емкости на 750 литров – данная емкость имелась в наличии в прицепе к малому патрульному комплексу, но по непонятным причинам её не зафиксировали.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть жалобу без участия представителя Управления, направив возражения, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать. Указывает, что обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении правил пожарной безопасности в лесу, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Оснований для признания недопустимым доказательством протокола, составленного по результатам осмотра 01.04.2022 принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, и находящихся там вещей и документов не имеется, поскольку осмотр проводился в присутствии законного представителя ФГБУ «Государственный природный заповедник «Нургуш» ФИО1, которая в ходе осмотра замечаний не сделала, о чем свидетельствует ее собственноручная подпись и запись «замечаний нет». Кроме того установка информационного щита в 100 квартале лесничества «Государственный заповедник «Нургуш» была запланирована в 2-3 квартале 2021 года, следовательно жалобой подтверждается его отсутствие не только во 2 квартале 2022 года, но и в пожароопасный сезон 2021 года, поскольку фактически он приобретен только в конце 2021 года. Из анализа документов, поступивших от законного представителя ФИО1 сопроводительным письмом от 04.04.2022 №01-50/2010, установлена некомплектность имеющихся ранцевых лесных опрыскивателей, зажигательных аппаратов, лопат, комплектов одежды для тушения пожара, мотопомп, тому количеству, которое утверждено Планом тушения пожаров на 2022 год, что подтверждается и протоколами осмотров от 01.04.2022 и 12.04.2022. Указанное имущество должно располагаться отдельно, а не в составе лесопатрульного комплекса.
Заслушав законного представителя юридического лица, изучив доводы жалобы с дополнениями и возражений, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, в том числе представленные в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В соответствии с ч.3 названной статьи судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в целях указанного Закона определено понятие «нормативные документы по пожарной безопасности» – национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (абз. 14).
В соответствии со ст. 22.1 указанного Закона реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) и положениями данной статьи.
В силу ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 ЛК РФ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 утверждены «Правила пожарной безопасности в лесах» (далее по тексту – Правила ПБ), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно ч. 1 ст. 53 ЛК РФ и п. 3 Правил ПБ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) (п. 1 и п. «а»); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (п. 2 и п. «б»); разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров (п. 3 и п «в»); иные меры пожарной безопасности в лесах (п. 4 п. «г»).
Согласно п. 5 Правил мера пожарной безопасности, предусмотренная п/п. «а» п. 3, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с п. 12 Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в том числе, соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Согласно п. 16 Правил ПБ в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ к мерам противопожарного обустройства лесов относятся и иные определенные Правительством Российской Федерации меры, которые в силу ч. 3 ст. 53.1 ЛК РФ осуществляются, в том числе, арендаторами лесного участка или землепользователями.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ, отнесена установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 53.3 ЛК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 данного Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие, в том числе: перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.
В силу ч. 4 ст. 53.3 ЛК РФ порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 № 377 утверждены «Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров» и его формы.
Согласно п.п. 2, 6 «Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров» планы разрабатываются и утверждаются в том числе Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; план разрабатывается в отношении лесничества (лесопарка); в текстовой части плана содержится общая характеристика лесов на территории лесничества (лесопарка), информация о мерах противопожарного обустройства лесов, об организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; при этом в плане устанавливаются: а) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; б) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; в) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; г) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; д) иные мероприятия.
Согласно Форме плана тушения лесных пожаров, а также Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденным Приказом Минприроды России от 16.12.2013 № 591, в п. 1 раздела IV Плана приводятся расчетные потребности сил и средств лесопожарных формирований с учетом местных условий; при расчете используются данные о численности работников, комплектности оснащения лесопожарных формирований; для заполнения этого пункта необходимо учитывать положения приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 05.07.2011 № 287 «Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды». В п. 2 раздела IV Плана указываются специализированные государственные бюджетные и автономные учреждения, предусмотренные статьей 53.8 ЛК РФ, а также организации, получившие право в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке осуществлять тушение лесных пожаров (Форма предусматривает, в том числе, отражение сведений о количестве снаряжения и инвентаря, количестве пожарной техники и оборудования).
Приказом Минприроды России от 12.08.2021 № 558 в соответствии с ч.5 ст.112 ЛК РФ утверждены «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту – «Особенности использования лесов на ООПТ»), согласно которым:
- лица, которым земельные участки, расположенные на особо охраняемых природных территориях, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с положением о соответствующей особо охраняемой природной территории и проектом освоения лесов (абз. 4 п. 3);
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного, нефтяного) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству в соответствии с лесным законодательством, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории (п. 9).
В целях сохранения и изучения долинных хвойно-широколиственных лесов, болотных массивов, редких и исчезающих видов животных и растений в пойме реки Вятка, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 № 529 на основании распоряжения администрации Кировской области от 07.10.1993 № 916, в соответствии с Приказом Минприроды России от 20.06.1994 № 189 учрежден и организован на территории общей площадью 5918,5 га. государственный заповедник «Нургуш».
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.02.2004 № 163 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Нургуш», которое определяет, в том числе, правовой статус, виды деятельности заповедника. В силу п. 14.1 указанного Положения, государственный контроль в области организации и функционирования заповедника осуществляется Росприроднадзором и другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в пределах их компетенции.
Согласно материалам дела в период с 31.03.2022 по 13.04.2022 сотрудниками Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании Распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Р. (л.д. 115) и Решения № 30-Ре-К от 22.03.2022 заместителя управления Росприроднадзора Г. (л.д. 116-119) в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Нургуш» в рамках федерального государственного лесного контроля проведена внеплановая выездная проверка в части подготовки к пожароопасному сезону 2022 года.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ФГБУ «ГЗ «Нургуш» установлено, что в состав заповедника «Нургуш» входят два участка: «Нургуш» и «Тулашор», в то же время на 30.04.2021 земли участка «Тулашор» не переведены в категорию «особо охраняемые природные территории» и не переданы заповеднику. Для лесничества «Государственный природный заповедник «Нургуш» разработаны: лесохозяйственный регламент, утвержденный 31.10.2019 заместителем директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий и Байкальской природной территории Г.А.И. (л.д. 140-142); проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное 17.04.2020 также Г.А.И. (л.д. 23-78); План тушения лесных пожаров на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Нургуш» на период пожароопасного сезона 2022 года, утвержденный 19.01.2022 заместителем директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Я. (л.д. 79-102).
Согласно приказу № 217-лс от <дд.мм.гггг>ФИО1 назначена на должность директора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Нургуш».
В ходе проверки при осмотрах 01.04.2022 и 12.04.2022 на территории заповедника «Нургуш» в Котельничском районе Кировской области (пункт сосредоточения противопожарного инвентаря <адрес>), выявлено: в 100 квартале лесничества Государственного заповедника отсутствует стенд (информационный щит); в пункте сосредоточения отсутствуют: пять мотоциклов «Минск», при использовании которых планируется осуществлять наземное патрулирование в соответствии с приложением 2 к плану тушения пожаров; емкость 750 литров, необходимая для организации лесопожарного формирования при 2 классе пожарной опасности в соответствии с таблицей № 21 плана; отсутствует требуемое количество ранцевых лесных опрыскивателей (17), зажигательных аппаратов (2), лопат (30), комплектов одежды для тушения пожаров (4), мотопомп (2).
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте выездной проверки № 172-ВВК-07 от 13.04.2022 (л.д. 120-124), наличие представленной во время проверки техники, инвентаря и оборудования зафиксировано в протоколах осмотров 01.04.2022 пункта сосредоточения противопожарного инвентаря в <адрес>, кварталов 100-103 лесничества, повторного осмотра пункта в <адрес> 12.04.2022 (л.д. 125-139). При этом директор ФГБУ ФИО1 ознакомлена с указанными актом и протоколами, замечаний на которые не выразила.
19.04.2022 в отношении ФГБУ «ГЗ «Нургуш» составлен протокол об административном правонарушении № 03-49/02-22 по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (л.д. 149-152).
12.05.2022 старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, начальником отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора С. в отношении юридического лица вынесено Постановление № 03-49/012-22, о назначении административного наказания в виде предупреждения за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Заявителем жалобы в обосновании доводов представлены документы:
- копии государственного контракта № 1 от 04.09.2007 на приобретение малого лесопатрульного комплекса со спецификацией, в состав которого входит, в оом числе 5 ранцев противопожарных, зажигательный аппарат, 5 лопат;
- копии товарной накдладной от 24.11.2015 с актом приема-передачи и спецификацией, подтверждающие приобретение второго автомобиля, укомплектованного, в том числе мотопомпой, зажигательным аппаратом, 5 ранцами противопожарными;
- копии товарных накладных от 02.12.2010, 13.02.2012, 28.02.2012, 28.03.2013, 18.06.2013, 21.05.2012, 18.03.2013, 26.11.2015, 05.04.2019, 06.12.2010, 30.04.2015, товарных чеков на приобретение мотопомп, противопожарных ранцев, зажигательных аппаратов, резервуара для воды емкостью 1000 л., лопат штыковых, костюмов защитных, перчаток, сапог, защитных очков, касок;
- копии ПТС от 30.11.1999, 29.03.2000, 30.03.2000, 06.09.2000, 5-ти мотоциклов «Минск», с полисами ОСАГО от 2022 года;
- копия контракта от 25.11.2021 на оказание услуг по предоставлению техники Администрацией Морозовского сельского поселения на случай возникновения пожаров;
- копия контракта № 3794 от 25.11.2021 на оказание КОГСАУ «<...>» услуг по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожарв на территории Государственного природного заповедника «Нургуш» в 2022 году;
- копия соглашения № 50 от 27.04.2020 о взаимодействии с ГУ МЧС по Кировской области в области обмена информацией, предупреждения и тушения лесных и торфяных пожаров;
- фототаблица с изображением комплекта оборудования в малом патрульном комплексе, 4 мотопомп, 5 зажигательных аппаратов, 27 противопожарных ранцев, емкости РДВ объемом 1000 л., стенда с 50 лопатами, 10 жилетов специальных, 10 пар сапог, 10 защитных касок, 10 пар перчаток, 10 защитных очков, 10 респираторов, 5 мотоциклов с гос. номерами, емкости объемом 750 л.;
- копию Положения о ФГУ «Государственный природный заповедник «Нургуш»;
- фотоизображения установленного 08.06.2022 в квартале 100 лесничества информационного щита.
Переходя к анализу исследованных материалов дела и дополнительно представленных документов, суд отмечает следующее.
Из акта проверки, отзыва на жалобу усматривается наличие в заповеднике всей необходимой техники, оборудования и инвентаря, предусмотренных Проектом освоения лесов, в необходимом количестве. За исключением информационного стенда в квартале 100 лесничества.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания Акта выездной проверки недопустимым доказательством, а результатов контрольного мероприятия – недействительными с учетом положений ст. 91 ФЗ № 248-ФЗ судом, не установлено.
План тушения лесных пожаров разрабатывается в соответствии с требованиями ст. 53.3 Лесного кодекса и Постановления Правительства РФ от 17.05.2011 № 377, а потому его исполнение носит обязательный характер.
В таблице № 21 Плана тушения лесных пожаров на территории лесничества «Государственный природный заповедник «Нургуш», для организации лесопожарного формирования при 2 классе пожарной опасности предусмотрена емкость 750 литров. Таблицей № 22 указанного Плана предусмотрено, в том числе, снаряжение и инвентарь: 50 лопат, 10 комплектов одежды для тушения, а также, пожарная техника и оборудование: 4 помпы, 17 ранцевых лесных огнетушителей РП-18 «Ермак», 2 аппарата зажигательных АЗ-4 «Ермак». Приложением № 2 к Плану предусмотрено привлечение для наземного патрулирования на участке «Нургуш» пяти мотоциклов «Минск».
В судебном заседании заявленные законным представителем привлекаемого к административной ответственности юридического лица доводы о наличии вышеуказанной техники, оборудования и инвентаря на момент проверки не опровергнуты и подтверждены дополнительно представленными документами, из которых следует, что на участке заповедника «Нургуш» имеются:
- пять мотоциклов «Минск»: ММВЗ 3.1131, г.р.з. 7505АВ43 (копия ПТС 52 ТК 353243), зарегистрирован за Учреждением 23.12.2000, ММВЗ 3.1131, г.р.з. 6810АВ43 (копия ПТС 52 ТА 863892), зарегистрирован за Учреждением 25.07.2000, ММВЗ 3.11212, г.р.з. 7507АВ43 (копия ПТС 52 ТК 353471), зарегистрирован за Учреждением 23.12.2000, ММВЗ 3.1131, г.р.з. 6809АВ43 (копия ПТС 52 ТА 863878), зарегистрирован за Учреждением 25.07.2000, ММВЗ 3.112.12, г.р.з. 5353АВ43 (копия ПТС 43 ЕР 619266), зарегистрирован за Учреждением 30.11.1999; на которые также предоставлены диагностические карты о прохождении технического осмотра и действующие полисы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- 27 ранцевых лесных огнетушителей РП-18 «Ермак», 10 из которых хранятся в двух малых лесопатрульных комплексах;
- 6 мотопомп, 2 из которых хранятся в двух малых лесопатрульных комплексах;
- 5 аппаратов зажигательных АЗ-4 «Ермак», 2 из которых хранятся в двух малых лесопатрульных комплексах (том № 2 л.д. 27 – 31, 33 – 34, 39 – 40, 117, 150);
- не менее 60 лопат, 10 из которых хранятся в двух малых лесопатрульных комплексах;
- 10 комплектов одежды для тушения;
- емкость РДВ объемом 1000;
- емкость объемом 750 л.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Факт отсутствия фиксации в акте проверки и протоколах осмотров мотоциклов, указанной емкости, лопат, мотопомп при не опровергнутых доводах директора заповедника не свидетельствуют однозначно об их отсутствии. Указанные противоречия в документах проверки и представленных в судебном заседании суд толкует в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Доводы должностного лица Росприроднадзора о том, что 10 ранцевых лесных огнетушителей входят в состав малого лесопатрульного комплекса и не могут учитываться отдельно, в качестве пожарного оборудования, предусмотренного Таблицей № 23 Плана тушения лесных пожаров, суд признает необоснованными.
Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р утверждены «Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», согласно которым под малым лесопатрульным комплексом понимается грузопассажирский автомобиль на базе полноприводного шасси общей массой до 3,5 т., укомплектованный (оборудованный) пожарным оборудованием и имуществом, водоподающим оборудованием и емкостью для воды, с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением.
Приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161 утверждены «Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».
В силу п. 2 Приложения № 1 к данному Приказу средства предупреждения и тушения лесных пожаров в зависимости от назначения и области применения подразделяются на следующие виды: 1) Мобильные средства пожаротушения; 2) Пожарное оборудование; 3) Пожарный инструмент; 4) Системы связи и оповещения; 5) Средства индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; 6) Огнетушащие вещества; 7) Дополнительные.
В свою очередь, под мобильными средствами понимаются: пожарные автомобили (в том числе лесопатрульные, малые лесопатрульные комплексы или легковые автомобили повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования), пожарные самолеты и вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда (катера), пожарные мотопомпы (переносные, прицепные), приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора).
Пожарное оборудование – это съемные цистерны или емкости для воды, напорно-всасывающие и напорные пожарные рукава, стволы пожарные ручные (торфяные), стволы пожарные лафетные комбинированные, переходные соединительные головки, разветвления и др. для обеспечения подачи воды, навесные и эжекторные насосы.
Пожарный инструмент – бензопилы, воздуходувки, ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные), лопаты, топоры и мотыги, почвообрабатывающие орудия (навесные лесные и лесопожарные плуги, канавокопатели, мотоблоки), универсальные топоры, грабли, пилы поперечные, емкости для доставки воды объемом 10 - 15 литров.
Анализ вышеприведенных нормативно-правовых актов не позволяет сделать однозначный вывод о том, что ранцевые опрыскиватели (ранцы противопожарные) входят в состав малого лесопатрульного комплекса и не подлежат отдельному учету как пожарный инструмент, поскольку данные опрыскиватели могут быть отнесены и к индивидуальному снаряжению пожарных, для транспортировки которых и предназначен сам малый лесопатрульный комплекс.
Представленные законным представителем юр.лица документы свидетельствуют о наличии в ФГБУ «Государственный природный заповедник «Нургуш» количества противопожарных ранцев, необходимого в соответствии как с Проектом освоения лесов, так и Планом тушения пожаров, составленным самим учреждением.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности вывода должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, о нарушении п. 5.2.3 Проекта освоения лесов и Плана тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона и недоказанности вмененных Учреждению нарушений, связанных с отсутствием 5 мотоциклов, емкости 750 л., требуемого количества ранцевых опрыскивателей, зажигательных аппаратов, лопат, комплектов одежды, мотопомп. Данные нарушения подлежат исключению из объема нарушений.
В то же время, суд считает установленным нарушение п.5.2.2 Проекта освоения лесов и соответственно требований ч.2 ст.53 ЛК РФ в части отсутствия в квартале 100 лесничества заповедника «Нургуш» информационного щита (стенда), что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» в качестве одной из мер противопожарного обустройства лесов. Отсутствие данного информационного щита на момент проверки и начало лесопожарного периода не оспаривается и подтверждается исследованными материалами дела.
Доводы о том, что указанный стенд был приобретен в конце 2021 года, но установлен только 08.06.2022, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, не свидетельствуют о том, что юридическим лицом были приняты все необходимые меры для соблюдения требований норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В указанном бездействии ФГБУ «ГЗ «Нургуш» суд усматривает не принятие мер противопожарного обустройства лесов, выразившееся в не установке стенда, содержащего информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, т.е. нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что является административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления по делу, суд не усматривает.
При рассмотрении дела обоснованно в качестве смягчающего ответственность обстоятельства учтено совершение правонарушения учреждением впервые, отягчающие обстоятельства отсутствуют.
Должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, сделан вывод о невозможности в данном случае применения к юридическому лицу положений о малозначительности правонарушения ввиду нарушения конституционно защищаемых ценностей (права каждого на благоприятную окружающую среду), посягательства на общественные отношения, связанные с загрязнением окружающей среды.
Вместе с тем, статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее применении по каким-либо составам, предусмотренным КоАП РФ. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в п.21 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд приходит к убеждению, что характер и степень общественной опасности правонарушения в настоящем случае, выразившегося в отсутствии стенда, носящего информационный характер, с учетом специального режима посещения особо охраняемой территории, устранения данного нарушения на день рассмотрения жалобы, при соблюдении иных требований пожарной безопасности в лесах, не свидетельствует о нарушениях каких-либо конституционно защищаемых ценностей, не связывает правонарушителя с загрязнением окружающей среды, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений и не препятствует признанию данного правонарушения малозначительным с освобождением юридического лица от административной ответственности.
Исходя из целей и принципов назначения наказания, учитывая конкретные обстоятельства правонарушения, суд считает обоснованным, справедливым и соразмерным содеянному применение по настоящему делу положений ст. 2.9 КоАП РФ с отменой постановления и прекращением производства по делу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № 03-49/02-22 от 12.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Нургуш», вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, начальником отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора С., отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Объявить ФГБУ «Государственный заповедник «Нургуш» устное замечание.
Жалобу защитника Бобок Е.В. с дополнениями законного представителя ФИО1 удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Злобин
Решение14.09.2022