ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-54/2023 от 19.02.2024 Интинского городского суда (Республика Коми)

<....>

Дело № 12-7/2024

РЕШЕНИЕ

Судья Интинского городского суда Республики Коми Румянцева И.М.,

с ведением протокола судебного заседания секретарем Карташ О.Д.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО5, его защитника Судомойкиной З.В.,

представителя ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2024 г. в городе Инте Республики Коми дело по жалобе представителя ФИО5Судомойкиной З. В. на постановление заместителя главного государственного инспектора по охране территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" от 12.12.2023 №__ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" от 12.12.2023 №__ ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3500 руб.

В жалобе, поданной представителем ФИО5, защитник выражает несогласие с названным актом, ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что ФИО5 пп. "ж" п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 не нарушала, так как не осуществляла движение и стоянку механизированного транспортного средства, не связанные с обеспечением охраны и использования национальных парков. Нарушила пп. 18 <...> "Югыд ва" в связи с тем, что руководство парка сообщило о том, что их с мужем не смогут забрать, так как не встала переправа. В связи с отсутствием продуктов питания и продолжения деятельности по плановому заданию, ФИО5 воспользовалась зимними удочками (которые были обнаружены при уборке в одном из гостевых домиков) для обеспечения себя и мужа питанием. Просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.

ФИО5 и ее защитник в судебных заседаниях поддержали доводы жалобы. Указывали, что вылов рыбы был связан исключительно с крайней необходимостью, в связи с необходимостью обеспечить себя питанием, так как не знали, сколько времени им придется оставаться на базе.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, свидетелей, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14.03.1995) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: в) деятельность, влекущая за собой развитие негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов; е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов в границах зоны национального парка, указанной в подпункте "е" пункта 1 настоящей статьи), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с обеспечением охраны и использования национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 58, пунктам 1 и 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 377 на территории Республики Коми создан национальный парк "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства России общей площадью <....> гектар.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.11.2013 № 534 утверждено Положение о национальном парке "Югыд ва".

Согласно п. 9 Положения на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд) (пп. 6); промысловая, спортивная и любительская охота (пп. 8); промышленное рыболовство (пп. 9); деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира (пп. 11); интродукция живых организмов в целях их акклиматизации (пп. 13); нахождение с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, в том числе с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде на дорогах общего пользования, капканами и другими орудиями охоты, а также с продукцией добывания объектов животного мира и орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по государственному надзору в области охраны и использования территории национального парка уполномоченными должностными лицами, с осуществлением спортивного и любительского рыболовства в соответствии с настоящим Положением (пп. 18); движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянка судов и иных плавучих средств вне водных путей общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, кроме случаев, связанных с функционированием национального парка (пп. 24); нахождение с собаками (за исключением используемых при проведении мероприятий по охране природных комплексов и объектов), содержание собак без привязи, вне вольеров или иных сооружений, ограничивающих зону их передвижения, нагонка и натаска собак (пп. 29).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 30.11.2023 в 11 час. 07 мин. ФИО5 находилась на территории национального парка "Югыд ва" (функциональная особо охраняемая природная территория) согласно планового задания от 26.10.2023 №__, в районе ____ совместно с ФИО1 на транспортном средстве снегоход "Бурлак" с прицепными санями и орудиями лова (зимние удочки в количестве 4 штук), а также выловленной рыбой в количестве 8 штук.

Согласно плановому заданию на проведение выездного обследования территории №__ на основании приказа от 26.10.2023 №__ФИО1 - <....>, и ФИО5, волонтерский договор от 26.10.2023 №__, были поставлены задачи планового выездного обследования территории: мероприятия по обеспечению сохранности объектов и имущества на территории <....> сроки проведения планового выездного обследования территории: с 27.10.2023 по 30.11.2023. В перечень мероприятий, проводимых в ходе планового выездного обследования территории входили: визуальный осмотр района; метеорологические и фенологические наблюдения на территории парка; мероприятия по созданию условий для туризма и отдыха; мероприятия по обеспечению сохранности объектов и имущества на территории <....> Район (маршрут, территория, акватория) планового выездного обследования территории: <....>

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ФИО1, супруг ФИО5, который пояснил, что с __.__.__ на основании планового задания заехали на <....> Плановое задание было сроком до 30.11.2023. 27.11.2023 пришло сообщение, что их не заберут, так как переправа не стала. Запасов продуктов оставалось мало, поэтому Людмила решила выловить рыбу на удочки, которые обнаружила при уборке гостевого домика. В __.__.__ он завез снегоход на базу. Супруга транспортным средством управлять не умеет, за рулем был он. Когда жена ловила рыбу, он ездил за дровами. Их без предупреждения приехали менять <....> и <....>, которые прибыли на карьер на снегоходе. Он помог собрать жене удочки, жена сложила рыбу.

Свидетель ФИО2, работающий <....> в национальном парке "Югыд ва", пояснил, что __.__.__ прибыли на <....> завозил <....> и <....> на смену Загребельным. На базе Загребельных не было, они разгрузились, затопили печь. <....> и <....> поехали искать Загребельных по следам. Когда все вернулись, Загребельные говорили, что у них было безвыходное положение - нечего было кушать, поэтому они поехали рыбу ловить. Видел, что ФИО1 передавал смене 3-4 белых мешка, что в них находилось - не знает, просили не заморозить содержимое мешков. Не знает, где берут воду, перемерзла ли на тот период река.

Свидетель ФИО3, <....> национального парка "Югыд ва", пояснил, что __.__.__ приехал с <....> и <....> менять сторожа на ____ О выезде его предупредили за 1-2 дня. Не знает, оповещали Загребельных о том, что их будут менять или нет. Свидетель ФИО1 не оповещал. Обычно всегда меняют в срок. Продукты каждый рассчитывает сам, сколько брать. При нем не было случаев, чтобы не хватало продуктов на период планового задания. Приехали на базу, там никого не было. По свежему снегу поехали искать. Обнаружили Загребельных в районе ____. Стоял снегоход. ФИО1 поднялся к ним, сказал, что не ждали. ФИО1 лично сматывал леску с лунки. На льду была кровь. Рыба уже была выловлена, находилась в рюкзаке. Супруга стояла возле лунки, лежали удочки. Опрашивали их уже на ____ Проблем с водой на базе нет. Вода была в ручье, ФИО1 и сказал ему, что в ручье есть вода. В баню топят снег. Дрова заготавливают летом. Связь на базе есть спутниковая и по Вацапу.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснил, что ФИО1 знает давно, как <....> на ____ Во время приездов на базу видел у него снегоход, принимал участие в его ремонте. Не знает, в курсе руководство о наличии снегохода у Загребельного или нет. Считает, что без технических средств не возможно доставить воду. Пешком дойти до другой базы тоже не возможно. В лесу есть дикие звери. Спутниковая связь, интернет на базе имеются. Связь работает не постоянно.

Таким образом, в том числе из показаний свидетелей и пояснений самой ФИО5 установлено, что ФИО5 30.11.2023 на территории национального парка "Югыд ва" выловила рыбу удочками.

Доводы свидетелей о возможности или невозможности находиться на ____ без транспортного средства является их субъективным мнением.

Кроме того, из представленной суду копии планового задания следует, что задачами ФИО5 являлись только мероприятия по обеспечению сохранности объектов и имущества на территории ____

Доводы ФИО5 и ее защитника об обнаружении зимних удочек в количестве 4 штук при уборке домиков, о крайней необходимости при вылове рыбы для питания в связи с отсутствием продуктов, расцениваю, как позицию относительно обстоятельств правонарушения с целью избрания наиболее выгодного способа защиты, что не противоречит процессуальному положению ФИО5 как лица, в отношении которого ведется производство по делу, но тем не менее, дает основания критически оценивать указанные доводы и расцениваю их, как желание избежать административного наказания.

Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

В данном случае не усматриваю, что действия ФИО5 совершены в состоянии крайней необходимости.

Из представленных скриншотов переписки ФИО1 и ФИО6 за 27.11.2023 также достоверно не следует, что Загребельные должны были остаться на неопределенный срок. Наоборот, данная переписка подтверждает наличие связи и возможность сообщить о заканчивающихся продуктах питания. В переписке отсутствует информация, что у Загребельных заканчиваются продукты питания, в связи с чем довод о вылове рыбы 30.11.2023 (в последний день планового задания) именно из крайней необходимости также отвергается.

Довод стороны защиты о том, что переправа не встала и невозможно было бы доставить продукты, является предположением, в связи с чем отклоняется.

Таким образом, совершенное ФИО7 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела. Оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему документов для устранения недостатков в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного Кодекса не имелось. Ссылку в протоколе и постановлении на пп. "ж" п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 расцениваю, как техническую ошибку, поскольку в них содержатся указания в чем именно выразилось нарушение ФИО5 установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка: осуществляла вылов рыбы орудиями лова.

Наказание должностным лицом назначено в пределах санкции статьи. При этом в достаточной степени были учтены обстоятельства совершения правонарушения, тяжесть содеянного, имущественное положение ФИО5, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Исключительных обстоятельств не установлено.

На основании вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора по охране территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" от 12.12.2023 №__ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО5 оставить без изменения, жалобу защитника ФИО5Судомойкиной З. В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.

Судья

И.М.Румянцева

<....>

<....>