ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55-2021 от 17.02.2022 Курского областного суда (Курская область)

Судья Мацько О.В. Дело № 21-32/2022 г.

№ 12-55-2021

46RS0022-01-2021-003724-93

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Курского областного суда Ягерь Е.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение Фатежского районного суда Курской области от 22 октября 2021 года, которым отменено постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 13 июля 2021 года № 57-02-221/2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Мираторг-Курск»,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 13 июля 2021 года № 57-02-221/2021 ООО «Мираторг-Курск» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 305 000 рублей.

Решением судьи Фатежского районного суда Курской области от 22 октября 2021 года постановление должностного лица от 22 октября 2021 года отменено, производство по делу в отношении ООО «Мираторг-Курск» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственный инспектор в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи изменить, заменить назначенное наказание в виде штрафа предупреждением.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитников ООО «Мираторг-Курск» Косарева Е.И. и Стаценко Г.А., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 30 июня 2021 года № 57-02-221/2021, ООО «Мираторг-Курск» в нарушение требований 11.3 приложения № 1 к Лицензии ОРЛ 00199ВР, ст.ст. 11, 12 п.п. 1, 4, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» не предоставлен ежеквартальный отчет в срок до 05 апреля 2021 года о результатах ведения мониторинга подземных вод за 1 квартал 2021 года в Орловский филиал ФБУ «ТФГИ» по Центральному федеральному округу.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора постановления от 13 июля 2021 года № 57-02-221/2021.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Мираторг-Курск» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такие выводы нельзя признать обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и сделанными на основе правильного применения норм права.

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.

В силу части первой статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно части второй статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону.

Частью второй статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 названного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Под геологической информацией о недрах понимаются информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных Законом о недрах видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах) (часть первая статьи 27 Закона о недрах).

В соответствии с пунктом 11.3 раздела 11 приложения к лицензии на пользование недрами ОРЛ N 00199 ВР владелец лицензии обязан ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в уполномоченный центр Государственного мониторинга состояния недр отчет о результатах ведения мониторинга подземных вод.

В установленные сроки до 05 апреля 2021 года общество не представило данные мониторинга подземных вод за 1 квартал 2021 года, то есть не выполнило положения пункта пунктом 11.3 раздела 11 указанной выше лицензии.

В соответствии с положениями ст. 6 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" геологическое изучение месторождения и добыча полезных ископаемых являются самостоятельными видами пользования недрами.

Из лицензии на право пользования недрами ОРЛ N 00199 ВР, выданной обществу в 2020 г., следует, что обществу предоставлено право на геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого и технического водоснабжения, их разведка и добыча.

Как следует из материалов дела обществом выполнялись работы по бурению и гидрогеологическому опробованию разведочно-эксплуатационных скважин.

Данные обстоятельства имеют существенное значение для разрешения дела и требовали проверки.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования ст. ст. 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.

При таких обстоятельствах, решение судьи Фатежского районного суда Курской области от 22 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Мираторг-Курск» не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Поскольку на момент рассмотрения в Курском областном суде жалобы государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущему специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 срок давности привлечения ООО «Мираторг-Курск» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Фатежский районный суд Курской области.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем решении, оценить приведенные доводы сторон и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда.

р е ш и л а:

решение Фатежского районного суда Курской области от 22 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Мираторг-Курск» отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

В соответствии с п.3 ст.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Курского областного суда Е.А. Ягерь