УИД: 56RS0018-01-2022-000173-38
№ 12-551/2022
Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2022 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Захаровой И.Ю.,
с участием:
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Д.Н.,
представителя Южного-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Уральская Сталь» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта Южного-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Д.Н.N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Уральская Сталь»,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта Южного-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ...N от ... акционерное общество «Уральская Сталь» (далее - АО «Уральская Сталь», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Уральская Сталь» обратилось в суд с жалобой, в которой указывает на отсутствие в действиях АО «Уральская Сталь» состава и события административного правонарушения в части невнесения в Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ... год сведений по установленным нормативам выбросов загрязняющих веществ с учетом периода установки нормативов и о невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в ..., просит в указанной части постановление отменить.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главный специалист-эксперт Южного-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Д.Н., который подтвердил обстоятельства совершенного административного правонарушения, указанные в постановлении о назначении административного наказания от ....
Заслушав защитника, свидетеля, рассмотрев доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
В соответствии с положениями пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению также подлежат: наличие события административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность по ст.8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса.
Установлено, что Южно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в рамках осуществления государственного экологического надзора и проведения плановых мероприятий по соблюдению требований природоохранного законодательства проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Уральская сталь», эксплуатирующего объект HBOC I категории - «Уральская Сталь -1» (код объекта: NП), расположенного по адресу: ....
В ходе проверки установлено, что в ... году АО «Уральская сталь» проведена инвентаризация стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ и выбросов вредных загрязняющих веществ для источников, расположенных на территории объекта HBOC «Уральская сталь-1», согласно которой выявлено 378 источников загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе: 119 неорганизованных, 259 - организованных (60 источников оснащены газоочистным оборудованием). Выбросы в атмосферный воздух содержат 62 наименования загрязняющих веществ, из них 29 твердых, 33 - жидких/газообразных, 16 загрязняющих веществ обладают эффектом суммации и образуют 17 групп суммаций. Суммарный выброс загрязняющих веществ от источников объектов I категории АО «Уральская сталь» составлял 16743,11652 т/год.
АО «Уральская сталь» для объекта HBOC «Уральская сталь-1» в ... году разработан проект допустимых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В период с ... по ... АО «Уральская сталь» осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с разрешением от ...N (приказ Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от ... № N).
Управлением на основании приказа от ...N АО «Уральская сталь» выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ...N, на период с ... по .... Согласно разрешению, в ... году Обществу от объекта HBOC «Уральская сталь-1» разрешено выбрасывать 14688,17678 т (с учетом залповых выбросов), в ... году -14688,17678 т (с учетом залповых выбросов) загрязняющих веществ, разрешенный выброс (загрязняющего) вещества в пределах установленных временно согласованных выбросов на ... годы составляет 69,12 т (пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния выше 70 %).
На основании приказа от ...N-П АО «Уральская сталь» выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ...N, на период с ... по .... Согласно разрешению, в ... году Обществу от объекта HBOC «Уральская сталь-1» разрешено выбрасывать 14688,17678 т (с учетом залповых выбросов), в ... году - 14693,97664 т (с учетом залповых выбросов) загрязняющих веществ, разрешенный выброс (загрязняющего вещества в пределах установленных временно согласованных выбросов на ... годы составляет 69,12 т (пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния выше 70 %).
Согласно статистическому отчету по форме N-ТП (воздух) за ... год, от источников выбросов загрязняющих веществ объекта «Уральская сталь - 1» в ... году в атмосферный воздух выброшено 14343,92 т, в том числе твердых 1693,552 т, газообразных и жидких 12650,368 т, из них: диоксид серы 1454,241 т, оксид углерода 9122,895 т, оксид азота (в пересчете на NO2) 1902,4 т.
Согласно статистическому отчету по форме № 2-ТП (воздух) за 2020 год, от источников выбросов загрязняющих веществ объекта «Уральская сталь - 1» в ... году в атмосферный воздух выброшено 15280,359 т, в том числе твердых 2326,553 т, газообразных и жидких 12953,806 т, из них: диоксида серы 1857,497 т, оксида углерода 8092,783 т, оксида азота (в пересчете на NO2) 2596,091 т.
Согласно письму АО «Уральская сталь» от ...N, в период с ... по ... технологическое оборудование объекте HBOC «Уральская сталь-1» АО «Уральская сталь» работало в штатном режиме, залповых и аварийных ситуаций, связанных с увеличением выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов не установлено.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ... год, представленной ... года, от источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объекта HBOC «Уральская сталь-1» АО «Уральская сталь» в ... году выброшено в атмосферный воздух 13578 т загрязняющих веществ, сумма платы за выброс от стационарных источников составила 4776635,61 руб., из них: в пределах нормативно допустимых выбросов – 644672,95 руб., в пределах временно разрешенных выбросов - 155347,11 руб., сверх временно разрешенных выбросов, нормативно допустимых выбросов, технических нормативов - 3976615,55 руб.
По итогам проверки должностное лицо пришел к выводу о том, что в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ... год содержатся недостоверные сведения о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по всем указанным источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объекта HBOC «Уральская сталь-1» АО «Уральская сталь», о сумме платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных объекте HBOC «Уральская сталь-1», а также недостоверные сведения о коэффициенте к ставке платы за выброс сверх ВРВ, НДВ, ТН равный 25.
Между тем, с таким выводом должностного лица согласиться нельзя.
Пунктом 1 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (пункт 3 статьи 16.4).
Согласно пункту 5 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255.
Согласно пункту 9 указанных Правил платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.
Пунктом 12(1) Правил установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, с ... получившие или переоформившие в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до получения комплексных экологических разрешений при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящих Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил. При превышении нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил.
Согласно п.21(1) Правил при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ а также в случае, предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил (Пср), рассчитывается по формуле, где для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, коэффициент Кср с ... применяется равным 25.
С 1 января 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» внесены изменения в части нормирования в области охраны окружающей среды, включая технологическое нормирование исходя из технологических показателей НДТ.
Согласно п. 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Материалами дела установлено, что Общество не имело разрешительной документации на выброс вредных (загрязняющих) веществ в период с ... по ....
Действующим законодательством не урегулирован вопрос применения коэффициента в случае отсутствия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Как следует из положений п.5 ст.16.3 Федерального закона №7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициент 100 применятся за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Согласно п.21 Правил Кпр - коэффициент равный 100 применяется к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории.
При таких обстоятельствах, выводы должностного лица о недостоверных сведениях о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о сумме платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных объекте HBOC «Уральская сталь-1», а также недостоверных сведениях о коэффициенте к ставке платы за выброс сверх ВРВ, НДВ, ТН, суд находит необоснованными и подлежащими исключению из обвинения, а доводы жалобы Общества заслуживающими внимание.
Между тем, такие установленные должностным лицом при проведении проверки нарушения требований действующего законодательства, как предоставление статистического отчета по форме N-ТП (воздух) за ... год для объекта HBOC «Уральская сталь-1» (N) с недостоверными сведениями о количестве стационарных источников выбросов и о количестве источников выбросов загрязняющих веществ с временно согласованными выбросами на конец ... года, а также предоставление статистического отчета по форме N-ТП (отходы) с недостоверной информацией о количестве образованного в ... году отхода - «Осадок мокрой очистки доменного газа» (код по ФККО: N), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ.
Факт совершения АО «Уральская Сталь» правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, которые собраны без нарушений закона, являются относимыми, допустимыми, согласующимися между собой, они получили надлежащую правовую оценку в постановлении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что у Общества не имелось возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не представлено.
Порядок и срок давности привлечения АО «Уральская Сталь» к административной ответственности соблюдены.
Оснований для прекращения производства по настоящему делу, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено АО «Уральская Сталь» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.2, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 8.5 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, является справедливым.
Учитывая изложенное, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта Южного-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Д.Н.N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Уральская Сталь» подлежит изменению путем исключения из его мотивировочной части вывода о предоставлении недостоверных сведений о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о сумме платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных объекте HBOC «Уральская сталь-1», а также недостоверных сведений о коэффициенте к ставке платы за выброс сверх ВРВ, НДВ, ТН.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта Южного-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Д.Н.N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Уральская Сталь» изменить, исключив из мотивировочной части вывод о предоставлении недостоверных сведений о нормативах допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о сумме платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных объекте HBOC «Уральская сталь-1», а также недостоверных сведений о коэффициенте к ставке платы за выброс сверх ВРВ, НДВ, ТН.
В остальной части постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта Южного-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Д.Н.N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Уральская Сталь» – оставить без изменения.
Жалобу АО «Уральская Сталь» – удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.
Судья: подпись О.А. Пименова
Копия верна. Судья:
Секретарь: