ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-552/2022 от 03.10.2022 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 12-552/2022

66RS0002-01-2022-001328-81

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Екатеринбург 03 октября 2022 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,

рассмотрев жалобу лица, привлеченного к административной ответственности Межберга Т.В.

на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Нижнему Тагилу и надзора в области охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Каримовой Д.В. № 03-02-14/24-2022 от 10.03.2022, вынесенное в отношении

должностного лица – начальника службы по экологии и качеству АО «РУСАЛ Урал» «РУСАЛ Краснотурьинск» Межберга Тимура Викторовича, <...>

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,установил:

постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Каримовой Д.В. № 03-02-14/24-2022 от 10.03.2022, должностному лицу – начальнику службы по экологии и качеству АО «РУСАЛ Урал» «РУСАЛ Краснотурьинск» Межбергу Т.В. назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 2000рублей.

В качестве основания к тому указано на несоблюдение должностным лицом экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, выразившееся не исполнении обязанности по корректировке сведений, содержащихся в инвентаризации об источниках выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В жалобе должностное лицо Межберг Т.В. просил отменить указанное постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, часть фактов вменяемого правонарушения признаны необоснованными и незаконными на основании жалобы юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В судебное заседание лицо, привлеченное к административной ответственности, представители Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении жалобы не представили.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, полагаю необходимым отметить следующие обстоятельства.

На основании Решения заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Н. от 20.10.2021 № РЕ-09/84 о проведении плановой выездной проверки (в ред. решений от 16.11.2021 № РЕ-09/126) (далее - «Решение») в отношении АО «РУСАЛ УРАЛ» была проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).

По результатам выездной проверки составлен Акт выездной плановой проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 0904-84Пл-А/146-1021 от 08.12.2021 (далее - «Акт») и Предписание № 0904-84Пл-А/146-1021 от 08.12.2021 Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзор) об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - «Предписание»).

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 обжалуемого постановления АО «Русал Урал» 9код объекта ***) не проводит в полном объеме мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий и регистрацию уведомлений периодов НМУ в полном объеме.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

В силу пунктов 1,2,3,23 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов). При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает: получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ; регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ (рекомендуемый образец формы представлен в Приложении N 4 к настоящим Требованиям); передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ; принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ; организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ; контроль за выполнением мероприятий в период НМУ; регистрацию информации о выполненных мероприятиях; проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.

В ходе проверки установлено, что АО «РУСАЛ Урал» не выполнило мероприятия по сокращению выбросов в 5 периодов предупреждений первой степени опасности в 2021 году, а также данные предупреждения не были занесены в журнал регистрации уведомлений о наступлении НМУ.

Довод лица, привлеченного к административной ответственности о том, что на предприятии издан приказ от 05.08.2019 №БАЗ-09-П194 о введении в действие «Порядка действия персонала в период установления неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)» и действия ответственных лиц соответствуют указанному порядку судом отклоняется, поскольку не представлено доказательств принятия мер со стороны предприятия в полной мере отвечающих требований законодательных актов, в том числе не представлен журнал регистрации сообщений в период НМУ.

Доводы должностного лица, изложенные в оспариваемом постановлении, в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,11 являются необоснованными.

Согласно п. 2, 3, 4 (1), 5, 6, 7 обжалуемого постановления стационарные источники выбросов №№ 2001, 2002, 2003, 2004, 0066, 0091 (организованные, точеные) не оборудованы местом отбора проб в соответствии с требованиями нормативных документов, а именно: источники не оборудованы местами (точками) для отбора проб, (Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/1, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/2, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/4, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/5, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/6, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/7); Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проведена с нарушением установленных требований, а именно: 1) точки отборов источников выбросов №№ 2001, 2002, 2003, 2004, 0066, 0091 (организованные, точеные) не оборудованы местом отбора проб в соответствии с требованиями нормативных документов (Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/1, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/2, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/4, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/5, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/6, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/7); разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов: I) в связи с не оборудованием на источниках выбросов №№ 2001, 2002, 2003, 2004, 0066, 0091 (организованные, точеные) мест отбора проб в соответствии с требованиями нормативных документов (Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/1, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/2, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/4, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/5, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021№ 855ПВ/6, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/7); АО «РУСАЛ Урал» (код объекта № 65-0166-000532-П) осуществляет производственный экологический контроль в соответствии с программой производственного экологического контроля, содержащей недостоверные сведения: 1) о местах отбора проб промышленных выбросов на источниках №№ 2001, 2002, 2003, 2004, 0066, 0091 выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух не соответствуют требованиям, установленным к местам отбора проб (Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/1, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/2, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/4, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/5, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/6, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/7); инструментальные замеры промышленных выбросов, осуществляемые в рамках проведения производственного экологического контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов №№ 2001,2002, 2003, 2004, 0066, 0091 проводятся с нарушением установленных требований, а именно: источники не оборудованы местами (точками) отбора проб (Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855IJB/1, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/2, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 №855ПВ/4, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/5, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/6, Акт о невозможности отбора проб от 10.11.2021 № 855ПВ/7).

Данные пункты постановления являются незаконными и подлежат отмене на основании следующего.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 июля 2018 г. №341 "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" вступил в действие с 04 ноября 2018 года, после проведения и утверждения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для «РУСАЛ Краснотурьинск». До вступления в действие Приказа № 341, по действующей на тот момент нормативной базе, использованные при проведении инвентаризации в 2013 году расчетные методики, входили в перечень рекомендуемых методик, формируемый НИИ Атмосфера. Легитимность такого использования подтверждена письмами Минприроды России № 12-50/01239-ОГ от 13.02.2019 г и № 12-50/12483-ОГот 10.10.2019г.

В соответствии с Приложением № 18 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

До 1 июля 2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Соответственно, учитывая тот факт, что «РУСАЛ Краснотурьинск» не относится к объектам, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных в городах, указанных в абзаце пятом подпункта "б" пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", перечисленные в п.1 Акт проверки и используемые при инвентаризации расчетные методики, считаются легитимными.

Пунктом 3 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» не установлено проведение корректировки инвентаризации при изменении и дополнении Перечня расчетных методик, формируемого Минприроды России. Отчет об инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферу и их источников утвержден в 2013 году. В настоящее время проводится новая инвентаризация. В период разработки действующей инвентаризации были неприменимы положения ПП РФ от 16.05.2016 № 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками". П. 20 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" неприменим, т.к. в нем речь идет об инструментальных методах, в то время как указанные источники оцениваются расчетными методами.

В рамках производственного экологического контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов на источниках № 0066, 0091 в соответствии с Программой ПЭК, утвержденной генеральным директором «РУСАЛ-Краснотурьинск» предусмотрен расчетный метод контроля. Поэтому оборудование на указанных источниках мест для отбора проб не требуется.

Согласно п. 16 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" (далее - Порядок проведения инвентаризации) определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.

Положения п. 20 Порядка проведения инвентаризации неприменимы, т.к. в нем речь идет об инструментальных методах, в то время как указанные источники оцениваются расчетными методами.

Согласно п. 25 Порядка проведения инвентаризации использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику).

В соответствии с п. 26 Порядка проведения инвентаризации использование расчетных методов для определения показателей выбросов допускается также для неорганизованных и (или) линейных стационарных источников.

Согласно п. 28 Порядка проведения инвентаризации для определения показателей

выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Если перечень методик расчета выбросов, указанный в абзаце первом настоящего пункта, не содержит соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования.

В рамках производственного экологического контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов на источниках № 0066, 0091 в соответствии с Программой ПЭК, утвержденной генеральным директором «РУСАЛ-Краснотурьинск» предусмотрен расчетный метод контроля, в этой связи оборудование на указанных источниках мест для отбора проб не требуется.

Вывод Росприроднадзора о том, что в нарушение требований природоохранного законодательства РФ должностным лицом (код объекта № ***) разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов является не обоснованным, поскольку программа производственного экологического контроля разработана на основе фактических данных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч. 2 п. 4 оспариваемого постановления, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проведена с нарушением установленных требований, а именно: 2) не учтены стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: очистные сооружения (без номера) и котлы ХБС (без номера).

Данный пункт постановления незаконен и подлежат отмене на основании следующего.

В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 22 Закона РФ № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу объективных причин (ведение подготовки по передаче объектов в управление МО Краснотурьинск) стационарные источники выбросов очистные сооружения и котлы ХБС не были учтены при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу филиала ОАО СУ АЛ БАЗ СУАЛ в 2013 г., в связи с указанным обстоятельством не вошли в перечень источников в действующий ПРОЕКТ нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для филиала ОАО «СУАЛ» «БАЗ-СУ АЛ», разработанный в 2015 г. (приказ Департамента Росприроднадзора по УрФО от 06.11.2015 № 1452 «Об утверждении нормативов выбросов»).

На момент проведения проверки Филиалом АО «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» («РУСАЛ Краснотурьинск») заключен договор от 16.02.2021 № *** с ООО «Природосберегающие технологии» г. Екатеринбург на разработку и согласование комплексного экологического разрешения.

Вышеуказанные источники включены во вновь разрабатываемый ОТЧЕТ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для филиала АО «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» в рамках разработки КЭР. С целью получения комплексного экологического разрешения в 2022 году запланирована подготовка заявки на получение комплексного экологического разрешения, в т.ч. рассмотрение заявки в Росприроднадзоре, доработка заявки по замечаниям (в случае необходимости), получение КЭР. Ссылка Росприроднадзора на нормы и требования Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 № 52522) не состоятельна, так как на момент проведения инвентаризации в 2013 году указанный приказ не действовал.

Согласно п. 8 оспариваемого предписания, с 2020 года и по настоящее время на объекте АО «РУСАЛ Урал» (код объекта № ***) производственный экологический контроль промышленных выбросов на источниках №№ 0022, 0024, 0026-0034, 0041, 0042, 0043, 0044, 0052, 0055, 0068-0089, 2001, 2004 осуществляется Санитарно-промышленной лабораторией «РУСАЛ Караснотуръинск», не имеющей соответствующей аккредитации.

Указанный пункт постановления является незаконным, необоснованным на основании следующего.

Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон 96-ФЗ) эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 (далее - Правила) газоочистная установка (далее - ГОУ) должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ. ГОУ, установленные на источниках выбросов на объекте АО «РУСАЛ Урал» «РСУАЛ Краснотурьинск» имеют паспорта.

Согласно п. 21 Правил технический осмотр ГОУ и проверка показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, должны проводиться не реже двух раз в год, если документацией изготовителя ГОУ или руководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное.

Отметки о прохождении технического осмотра ГОУ отражены в Паспорте ГОУ. АО «РУСАЛ Урал» проводит оценку эффективности показателей работы ГОУ посредством проведения замеров Санитарно-промышленной лаборатории (СПЛ) «РУСАЛ Краснотурьинск», имеющей заключение от 06.08.2021 № 152 о состоянии измерений лаборатории со сроком действия до 06.08.2024. Проведение замеров подтверждается Протоколом № 21-14 ПВ от 11.06.2021, Протоколом № 21-22 ПВ от 19.07.2021.

Согласно п. 32 Правил паспорт ГОУ должен содержать: регистрационный номер ГОУ в реестре ГОУ; информацию о ГОУ, в том числе наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе ГОУ, о месте установки ГОУ и дате начала эксплуатации; наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих эксплуатацию ГОУ; сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, в том числе должность, фамилия, имя, отчество (при наличии); схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления (далее - КИП и автоматики), схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ.

В соответствии с п. 33 Правил к паспорту ГОУ должны прилагаться: сведения об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчеты об их устранении. Данные сведения содержаться в паспортах ГОУ «РУСАЛ Краснотурьинск».

На основании изложенного Росприроднадзором не мотивировано вменяемое нарушение, а вывод не основан на нормах законодательства и не находит подтверждения в материалах дела.

Согласно пункту 11 оспариваемого постановления, АО «РУСАЛ Урал» филиал в г. Краснотурьинск, осуществляет в отсутствии нормативов допустимых сбросов через выпуски №2, 3 в водный объект р. Турья по загрязняющим веществам: марганец и алюминий.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) право пользования поверхностными водными объектами для целей сброса сточных вод возникает на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - решение).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Водного кодекса решение содержит, в том числе, условия использования водного объекта, выполнение которых является обязанностью водопользователя.

Решение действует в течение срока, указанного в нем (части 1, 4 и 5 статьи 22 Водного кодекса).

Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления утверждена приказом Минприроды России от 08.07.2019 № 453 (далее -приказ № 453), редакция которой не предусматривает указания в решении максимального содержания загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах, как это было ранее (ред. от 08.08.2014).

Решения, выданные до дня вступления в силу приказа № 453, действуют с учетом содержащихся в них условий водопользования и изменениям не подлежат, при этом "новые" условия водопользования учитываются при оформлении и выдаче новых решений.

Заявитель, являясь водопользователем, осуществляет пользование водным объектом р. Турья с целью сброса сточных вод по выпускам №№ 2,3 на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 19.12.2017 № 66-14.01.05.024- Р-РСВХ-С-2017-02113/00 (далее - Решение, приложение № 24), выданного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области. Срок действия с 19.12.2017 по 21.06.2020.

В соответствии с п. 10 приложения № 1 и п.4 приложения № 1 (1) постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 (ред. от 17.03.2021) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в 2020 и 2021 годах» решения о предоставлении водных объектов в пользование, срок, действия которых истекают (истекли) в период с 15.03.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.2021 по 31.12.2021, продлевается на 12 месяцев.

Выпуск № 2 в реку Турья сформирован производственными и поверхностными сточными водами филиала АО «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод». Сточные воды поступают на очистные сооружения физико-химической очистки, далее в р. Турья на 42,6 км от устья.

Выпуск № 3 в реку Турья сформирован производственными водами, образующимися в процессе деятельности Теплоэлектроцентрали. По каналам гидрозолоудаления воды поступают на золохранилище (золоотвал), где происходит механическая очистка. Фильтрационные, через тело дамбы золоотвала, воды собираются в один поток и сбрасываются в реку Турья на 41 км от устья.

В соответствии с п.п. 10 п. 2.3 Решения установлен перечень загрязняющих веществ допустимых к сбросу по выпускам №№ 2, 3.

В рамках проверки специалистами экспертной организации ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» (аттестат аккредитации RA.RU. 21УФО02) в присутствии представителей предприятия был произведен отбор проб сбрасываемых сточных вод через выпуски №№ 2,3 в р. Турья (Протокол отбора проб (вода) от 08.11. 2021 №№ 479,480.

АО «РУСАЛ Урал» в соответствии п.5) ст. 2.3 Решения производится ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по «Программе проведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной» от 01.11.2021 утвержденной Генеральным директором в составе «Программы производственного экологического контроля», а также представлении в установленные сроки результатов таких регулярных наблюдений в отдел водных ресурсов по Свердловской области НОБ ВУ (приложение).

В п. 10) ст. 2.3 Решения регламентированы показатели максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах.

В п. 13) Решения содержат требования к воде в реке Турья в месте сброса сточных вод.

Пунктом 15) Решением регламентировано предоставление ежеквартального отчёта о выполнении условий использования водного объекта (отчёты предоставляются своевременно).

В ст. 3.4 Решением установлено качество воды в водном объекте. В 2014 г. По значению удельного комбинированного индекса загрязнённости воды вода характеризовалась как "грязная" по меди и марганцу.

При проверке соблюдения требований водного законодательства специалистами экспертной организации ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» был произведен отбор проб сбрасываемых сточных вод через выпуски №№ 2,3 в р. Турья.

Согласно данным проведенных исследований, установлено, что «РУСАЛ Краснотурьинск» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод (через выпуски №№ 2,3) по показателям не предусмотренным Решением и Разрешением на сброс загрязняющих веществ: по выпуску № 2 - марганец, по выпуску № 3 - алюминий, марганец.

Поскольку в разрешительных документах на сброс загрязняющих веществ для выпусков №№ 2, 3 отсутствуют такие загрязняющие вещества, как марганец и алюминий, производственный экологический контроль в отношении этих загрязняющих веществ не проводился.

Таким образом, должностное лицо Межберг Т.В. выполняет свои обязанности в соответствии с требованиями решения о предоставлении водного объекта в пользование от 19.12.2017 №66-14,01,05,024-Р-РСВХ-С-2017-02113/ОО.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 признаны незаконным и отменены ряд пунктов предписания № 0904-84Пл-А146-1021 от 08.12.2021, выданного Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, по результатам проверки АО «РУСАЛ Урал», в том числе пункты 40,41,42,43,44,45,56.

Относительно пункта 10 обжалуемого постановления в части отсутствия разработанного проекта консервации нарушенных земель, занятых под объектом размещения отходов (земельный участок с КН ***), отсутствие проекта рекультивации нарушенных земель, прошедший государственную экологическую экспертизу, на которых расположен объект «Шламохранилище №1 (земельный участок с КН ***). Согласно решению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по жалобе АО «РУСАЛ Урал», об обжаловании акта выездной проверки от 08.12.2021 №0904-84Пл-А/146-1021, предписания об устранении выявленных нарушений от 08.12.2021 №0904-84Пл-А/146-1021 пункт 49 предписания, по данному нарушению отменен и снят с контроля.

По пункту 9 постановления о предоставлении недостоверной информации об объектах размещения отходов, содержащихся в свидетельствах об актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проверки установлено, что на территории производственной площадки АО «РУСАЛ Урал» филиала в г. Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» расположены два объекта размещения отходов: Зоотвал №2, Шламохранилище №2.

Между тем, согласно информации, имеющейся в распоряжении Управлению на объекте НВОС 1 категории НОВС 65-0166-00532-П «Производственная территория (Лицензия на пользование недрами СВЕ №03811 ВЭ)» также расположен объект размещения отходов «полигон промышленных отходов» № объекта ГРОРО 66-00117-З-00592-250914 расположенный на земельном участке с КН ***, данные о котором не актуализированы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В силу положений пункта 4 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 6 статьи 32.1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Согласно пункту 9 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является специальной по отношению к статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Поскольку санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией статьи 8.1 данного Кодекса (административный штраф на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей), переквалификация действий Межберга Т.В. в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что выводы должностного лица в части пунктов 2-11 постановления не подтверждены представленными доказательствами, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о том, что привлечение должностного лица Межберга Т.В. за совершение административного правонарушения, указанного в п.1 оспариваемого постановления к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено, поскольку совершенное правонарушение представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей среды, выразившееся в загрязнении атмосферного воздуха.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усмотрено.

Вместе с тем на момент рассмотрения настоящей жалобы вступил в силу Федеральный закон от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции указанного Федерального закона, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как видно из решения от 27.10.2021 №РЕ-09/84 выездная проверка проводилась в отношении АО «РУСАЛ Урал», её предметом являлось соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды. В акте от 08.12.2021 №0904-84Пл-А/146-1021 указаны выявленные в ходе проведения проверки нарушения, допущенные юридическим лицом, в области охраны атмосферного воздуха, выдано предписание 08.12.2021 №0904-84Пл-А/146-1021.

Таким образом, в рассматриваемом случае, Росприроднадзором при осуществлении государственного контроля (надзора) проводилось одно контрольное мероприятие, при этом в отношении Межберга Т.В. вынесены постановления №03-04-13/2-4/2022-О от 28.02.2022 о привлечении за совершения правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ к штрафу в сумме 10000 руб., №03-04-13/19-2022 от 25.02.2022 о привлечении за совершения правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ к штрафу в сумме 3000 руб., №03-04-13/17-2022 от 25.02.2022 о привлечении за совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ к штрафу в сумме 10000 руб., №03-04-14/22-2022 от 10.03.2022 о привлечении за совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ к штрафу в сумме 1000 руб. (отменено согласно решению Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 22.07.2022 дело № 12-511/2022).

Поскольку указанные постановления вступили в законную силу, штрафы по правонарушениям в сумме 3000 руб., 10000 руб. уплачены, в связи с чем применение положений ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно.

В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Учитывая вышеизложенное, постановление и.о. главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25.11.2021 №03-02-14/309-2021, подлежит отмене, как вынесенное по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Нижнему Тагилу и надзора в области охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Каримовой Д.В. № 03-02-14/24-2022 от 10.03.2022, вынесенное в отношении должностного лица – начальника службы по экологии и качеству АО «РУСАЛ Урал» «РУСАЛ Краснотурьинск» Межберга Тимура Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья Т.А. Евдокимова

<...>

<...>