ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-553/17 от 25.09.2017 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 12-553/17

РЕШЕНИЕ

25 сентября 2017 года город Владивосток,

ул. Адмирала Фокина, д. 23А

Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Н.А. Буланова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации г. Владивостока по доверенности Смоленкова В.В. на постановление главного государственного инспектора Фрунзенского района г.Владивостока по пожарному надзору от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Фрунзенского района г.Владивостока по пожарному надзору Потоцкого К.Ю. от дата Администрация г. Владивостока была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель Администрации г. Владивостока по доверенности Смоленков В.В. обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что Администрация г. Владивостока считает постановление от дата. незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку административным органом не исследован вопрос о принадлежности пожарных гидрантов, которые были предметом выездной внеплановой проверки, следовательно, административным органом не доказано, что лицом ответственным за содержание спорных пожарных гидрантов является Администрация г. Владивостока. Полагает, что Администрация г. Владивостока не обязана организовывать регулярную проверку источников внутреннего противопожарного водоснабжения и установку указателей направления движения к пожарным гидрантам и водоёмам, являющимися источниками противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения на территории села Берегового. В дополнении к жалобе указал, что спорные объекты не находятся и никогда не находились в муниципальной собственности. Владельцем пожарных гидрантов является владелец сетей холодного водоснабжения на территории села Берегового. Пожарный гидрант не является самостоятельным объектом гражданского оборота. Просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебном заседании представитель Администрации г. Владивостока по доверенности Петракова А.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Главного управления МЧС России по Приморскому краю Потоцкий К.Ю. в судебном заседании против доводов заявителя возражал, полагая их необоснованными, поскольку при проведении проверки представители Администрации г. Владивостока утверждали, что гидранты принадлежат им. Информация была предоставлена после проверки, на момент рассмотрения постановления никаких доказательств предоставлено не было.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее ФЗ "О пожарной безопасности") под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности закреплены в статье 19 Закона № 69-ФЗ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из приведенных норм закона усматривается, что именно орган местного самоуправления обязан решать вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Основанием для привлечения Администрации г.Владивостока к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ послужило нарушение требований пожарной безопасности, а именно: по адресу: <адрес>, тер. <...><адрес> отсутствуют акты проверки источников внутреннего противопожарного водоснабжения (гидранты); отсутствуют указатели направления движения к пожарным гидрантам и водоемам являющимися источником противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Указанные нарушения образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения Администрацией г.Владивостока требований пожарной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении от дата актом проверки от дата предписанием по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оснований полагать, что у Администрации г. Владивостока отсутствовала возможность для своевременного и надлежащего устранения выявленных недостатков при реализации мер пожарной безопасности, в том числе по материально-техническому обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях Администрации г. Владивостока состава административного правонарушения, суд находит несостоятельными.

На основании статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.

В силу статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В силу пункта 4 статьи 6 Закона № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статьей 63 Закона №123-Ф3 предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний, социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно статьям 30,32 Устава г. Владивостока администрация города Владивостока является исполнительно-распорядительным органом города Владивостока, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Владивостока федеральными законами и законами Приморского края; к компетенции администрации г. Владивостока относятся ряд полномочий по организации решения вопросов местного значения, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Принимая во внимание, что Администрация г. Владивостока, не предприняла всех необходимых мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в связи с чем обоснованно привлечена его к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что спорные объекты не находятся и никогда не находились в муниципальной собственности, не подлежат удовлетворению.

Согласно распоряжению начальника ОНДиПР <адрес> УНДиПР Главного управления МЧС России по ПК Потоцкого К.Ю. от 10.05.2017г. № 51 о проведении внеплановой выездной проверки производственных объектов п/о Песчаный, <адрес>, Администрации <адрес> было предложено к началу проведения проверки предоставить документацию, используемую при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования Администрации <адрес> по адресу: <адрес>, <...><адрес>.

Вместе с тем, при проведении проверки дата. сотрудникам по пожарному надзору сведений о не принадлежности пожарных гидрантов администрации г. Владивостока, представлено не было, при составлении протокола об административном правонарушении указанные сведения также отсутствовали.

Суд приходит к выводу о том, что поддержание находящихся на территории городского округа средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, поскольку КГУП «Водоканал» является лишь эксплуатирующей организацией, осуществляющей деятельность на праве хозяйственного ведения.

Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы государственным инспектором при рассмотрении дела.

Главным государственным инспектором по пожарном надзору не допущено нарушения норм процессуального права, всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, созданы необходимые условия для реализации лицом своих процессуальных прав.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора Фрунзенского района г.Владивостока по пожарному надзору Потоцкого К.Ю. от дата, которым Администрация г. Владивостока признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения - оставить без изменения, жалобу представителя Администрации г. Владивостока по доверенности Смоленкова В.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд.

Судья Н.А.Буланова