ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-554/2022 от 24.06.2022 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0011-01-2022-006619-69

(№ 12-554/2022)

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

24 июня 2022 г. г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (<...>) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Исраэлян Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Корм» ФИО1 на постановление временно исполняющего обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Корм» ФИО1,

установил:

постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ. конкурсный управляющий ОАО «Корм» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

С таким постановлением не согласен ФИО1, в жалобе просит его отменить. Указывает, что извещение о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено по адресу: , по которому ФИО1 не зарегистрирован и не проживает, почтовые уведомления не получает. Сведения о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 ноября 2021 г. были направлены 1 ноября 2021 г. на электронную почту, указанную на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия P10_mail@gks.ru, в связи с чем, вывод о непредоставлении в установленный срок информации о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 ноября 2021 г. несостоятелен. Вывод о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а именно о наличии иных постановлений по аналогичным правонарушениям в отношении ФИО1, также несостоятелен, поскольку по указанным делам конкурсным управляющим также представлялись все необходимые отчеты в установленный законом срок. Кроме того, просил восстановить срок на обжалование постановления в связи с тем, что в пределах срока на обжалование обратился Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным постановления, однако заявление было передано в Верховный Суд Республики Карелия для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом, определением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия по делу № г. указанное заявление было возвращено заявителю.

В дополнении к жалобе ФИО1 указывает, что в письме Росстата от 08.04.2019 №СЕ-04-4/49-СМИ сообщено, что статистическая форма предоставляется только при наличии наблюдаемого явления, сдавать отчет с нулевыми показателями не требуется. Предоставление «пустых» отчетов за отчетный период по таким формам не требуется и отсутствие отчета квалифицируется как отсутствие явления у респондента. В соответствии с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» (далее - форма), утвержденной заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты юридическими лицами только при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам (кроме субъектов малого предпринимательства), утвержденными приказом Росстата от 06.08.2018 № 485, сведения по форме №3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты юридическими лицами только при наличии просроченной задолженности по заработной плате работника, в случае отсутствия просроченной задолженности отчет по форме в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики не предоставляется. В связи с тем, что у ОАО «Корм» отсутствует просроченная задолженность по заработной плате, соответственно представленная отчетность составлена с нулевыми показателями, у ФИО1 отсутствовала обязанность по ее предоставлению. Таким образом, ФИО1 не будет подлежать привлечению к административной ответственности. Между тем, сведения о просроченной задолженности были направлены 1 ноября 2021 г. по электронной почте, 9 ноября 2021 г. – простым письмом, то есть в установленный срок. Кроме того, указывает, что на момент рассмотрения дела истек срок давности привлечения к ответственности.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил провести судебное заседание в свое отсутствие.

Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала постановление не подлежащим отмене.

Заслушав объяснения представителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, изучив доводы жалобы и ходатайства, исследовав материалы настоящего дела и материалы дела №, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Положениями части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен общий срок для подачи жалобы, который составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

В целях проверки доводов жалобы, учитывая подачу первоначальной жалобы в Арбитражный суд Республики Карелия в установленный срок, судья находит заявленное ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления обоснованным и подлежащим удовлетворению в соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что он, являясь конкурсным управляющим ОАО «КОРМ» и лицом, подвергнутым административному наказанию по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: , в нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и пункта 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620, не представил в срок до 9 ноября 2021г. в орган государственной статистики первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения №3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» (месячная) по состоянию на 1 ноября 2021 г.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Положениями частей 7-9 статьи 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» предусмотрено, что первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами, за исключением респондентов, указанных в части 2 настоящей статьи, субъектам официального статистического учета в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами. При этом вид электронной подписи определяется субъектами официального статистического учета самостоятельно, за исключением случаев, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи предусмотрено федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия. Респондентами, указанными в части 2 настоящей статьи, первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, могут предоставляться субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно. Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620, первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020 №412 утверждены, в частности, форма федерального статистического наблюдения №3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» (приложение № 6) с указанием по ее заполнению.

Пунктом 1 указаний по заполнению вышеуказанной формы федерального статистического наблюдения №3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» предусмотрено, что данную форму предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие основную деятельность: растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях; лесозаготовки; рыболовство и рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений; строительство; деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта; деятельность водного транспорта; деятельность воздушного и космического транспорта; складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность; производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ; деятельность в области телевизионного и радиовещания; деятельность в области информационных услуг прочая; управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе; научные исследования и разработки; образование; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений; деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры; деятельность в области отдыха и развлечений. Первичные статистические данные заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности после отчетной даты только при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам. В случае отсутствия просроченной задолженности отчет по форме в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики не предоставляется.

С отчета за январь 2022 г. указанная форма утратила силу на основании приказа Росстата от 30.07.2021 №457 и в связи с введением новой формы.

Согласно пункту 1 указаний по заполнению первичных статистических данных (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения №3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» (приложение №8 к приказу Росстата от 30.07.2021 №457) данные по указанной форме предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие основную деятельность: растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях; лесозаготовки; рыболовство и рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений; строительство; деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта; деятельность водного транспорта; деятельность воздушного и космического транспорта; складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность; производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ; деятельность в области телевизионного и радиовещания; деятельность в области информационных услуг прочая; управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе; научные исследования и разработки; образование; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений; деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры; деятельность в области отдыха и развлечений. Данные заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности на следующий день после отчетной даты только при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам. В случае отсутствия просроченной задолженности отчет по форме в территориальные органы Росстата не предоставляется.

В силу разъяснений, содержащихся в письме Росстата от 08.04.2019 № СЕ-04-4/49-СМИ «О сдаче нулевой отчетности в Росстат», в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения, которые являются их неотъемлемой частью, как правило, приводится порядок предоставления (или порядок непредоставления) отчета в случае отсутствия соответствующих явлений в деятельности юридического лица, в том числе о возможности предоставления отчета, не заполненного значениями показателей, либо официального письма в соответствующий территориальный орган Росстата об отсутствии показателей в отчетном периоде. Ряд форм федерального статистического наблюдения согласно указаниям по их заполнению предоставляются в территориальные органы Росстата только при наличии наблюдаемого события (например, наличии задолженности по заработной плате, финансовых вложений и пр.). Предоставление «пустых» отчетов за отчетный период по таким формам не требуется и отсутствие отчета квалифицируется как отсутствие явления у респондента. В формах федерального статистического наблюдения, в указаниях по заполнению которых не содержатся требования по предоставлению данных исключительно при наличии наблюдаемого явления, и при отсутствии такого явления у респондента по факту его вида деятельности (основного или дополнительного), необходимо представить в органы статистики «пустой» отчет, либо официальное письмо об отсутствии показателей в отчетном периоде (вместо «пустых» отчетов).

Учитывая положения вышеуказанных норм права и разъяснений, судья приходит к выводу, что при отсутствии просроченной задолженности по заработной плате в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики не подлежит предоставлению как отчет по форме федерального статистического наблюдения №3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате», так и официальное письмо об отсутствии таких показаний.

Принимая во внимание, что по состоянию на 1 ноября 2021 г. просроченная задолженность по заработной плате у ОАО «Корм» отсутствовала, то у конкурсного управляющего ОАО «Корм» ФИО1 отсутствовала обязанность по предоставлению спорных первичных статистических данных, следовательно, состав административного правонарушения отсутствует.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая вышеизложенное, ссылки в объяснительной начальника отдела статистики труда, науки, образования и инноваций Карелиястата ФИО3 от 25 мая 2022 г. на предоставление Государственной инспекцией труда в Республике Карелия в рамках межведомственного взаимодействия информации о наличии просроченной задолженности по заработной плате в ОАО «Корм» не свидетельствуют о наличии просроченной задолженности по заработной плате у ОАО «Корм» по состоянию на 1 ноября 2021 г. с учетом, в том числе отзыва конкурсным управляющим ОАО «Корм» ФИО1 отчета о просроченной задолженности за декабрь 2021 г. ввиду ее отсутствия, а также с учетом представленных конкурсным управляющим ОАО «Корм» ФИО1 отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и реестра требований кредиторов должника; а также полученного по запросу суда ответа Управления труда и занятости Республики Карелия от 17 июня 2022 г. о невозможности предоставления подробной расшифровки задолженности по заработной плате и о направлении в Государственную инспекции труда в Республике Карелия информации о погашении задолженности в ОАО «Корм» ввиду отсутствия документального подтверждения данного факта. Кроме того, к жалобе конкурсный управляющий ОАО «Корм» ФИО1 приложил спорный отчет с нулевыми показателями во всех строках.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах постановление временно исполняющего обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении конкурсного управляющего ОАО «Корм» ФИО1 подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь положениями статей 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление временно исполняющего обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Корм» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (<...>) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (<...>) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: <...>).

Судья И.А. Кузнецова