Мировой судья Павлова М.Н.
Дело № 12-555/2018
РЕШЕНИЕ
15 октября 2018 года г. Ярославль
Судья Фрунзенского районного суда г. Ярославля Ивахненко Л.А.,
при секретаре Лесовой М.В., с участием старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Ярославля Ковальской О.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Фрунзенского района г. Ярославля на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского судебного района г. Ярославля Павловой М.Н. от 16.05.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),
в отношении Чернецовой Светланы Борисовны, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, зарегистрированной по месту жительства и проживающей по адресу ......,
установил:
07.02.2018 между МОУ «Средняя школа № 66» в лице директора Чернецовой С.Б. с гражданином Рыбиным Валентином Андреевичем заключен трудовой договор № 132, согласно которому он принят на должность учителя.
Рыбин В.А. до приема на работу в МОУ «Средняя школа № 66» занимал должность федеральной государственной гражданской службы - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Отдела судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля, откуда уволен на основании приказа № 1522-к от 28.09.2017.
О приеме Рыбина В.А. на работу в МОУ «Средняя школа № 66» директором учреждения Чернецовой С.Б. издан приказ № 03-01/24 от 07.02.2018, трудовая книжка Рыбина В.А., содержащая сведения о предыдущем месте его работы, передана в МОУ «Средняя школа № 66».
Постановлением прокурора Фрунзенского района г. Ярославля от 29 марта 2018 года в отношении должностного лица - директора Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 66» Чернецовой Светланы Борисовны возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, выразившимся в том, что сообщение о трудоустройстве Рыбина В.А. в МОУ «Средняя школа № 66» в адрес УФССП России по Ярославской области либо иные структурные подразделения службы судебных приставов в установленный законом 10-ти дневный срок направлено не было.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского судебного района г. Ярославля от 05.09.2018 г. (л.д.153) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Чернецовой С.Б., прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
На указанное постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского судебного района г. Ярославля от 05.09.2018 г. и.о. прокурора Фрунзенского района г. Ярославля принесен протест, в котором прокурор просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов протеста указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены требования административного законодательства. Поскольку гражданин Рыбин В.А. был принят на должность учителя в муниципальное учреждение, которое не входит в структуру государственных либо муниципальных органов, при заключении трудового договора у работодателя возникла обязанность сообщать о заключении трудового договора представителю нанимателя.
В судебном заседание старший помощник прокурора Фрунзенского района г. Ярославля Ковальская О.А. основания и доводы протеста поддержала в полном объеме.
Чернецова С.Б. в судебном заседании с доводами протеста не согласилась, представила письменный отзыв на протест, указала, что о факте включения должности Рыбина В.А. в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной службы судебных приставов, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, ей стало известно лишь при опросе в прокуратуре Фрунзенского района г. Ярославля 22.03.2018 года, после чего в кратчайший срок 23 марта 2018 г., добровольно устранила последствие правонарушения и направила в Отдел судебных приставов по Кировскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по ЯО Уведомление о приеме на работу Рыбина В.А. С учетом характера деятельности школы, следует, что исполнение Рыбиным В.А. должностных обязанностей учителя физической культуры в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 66» не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней должностью в службе судебных приставов. Неправомерное уведомление о факте трудоустройства могло повлечь, в свою очередь, нарушение требований ФЗ «О защите персональных данных».
Указала на отсутствие вины в совершенном правонарушении, поскольку на установленном в школе компьютере в базе данных вследствие фильтрации контентов соответствующие нормативные акты отсутствовали, а также на малозначительность деяния, поскольку Рыбин В.А., отработав в указанной должности три месяца, был уволен на основании его заявления.
Выслушав участников производства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Ст. 19.29 КоАП РФ предусматривает, что привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что 07.02.2018 МОУ «Средняя школа № 66» в лице директора Чернецовой С.Б. с гражданином Рыбиным Валентином Андреевичем заключен трудовой договор № 132, согласно которому он принят на должность учителя.
Рыбин В.А. до приема на работу в МОУ «Средняя школа № 66» занимал должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Отдела судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г.Ярославля, откуда уволен на основании приказа № 1522-к от 28.09.2017.
О приеме Рыбина В.А. на работу в МОУ «Средняя школа № 66» директором учреждения Чернецовой С.Б. издан приказ № 03-01/24 от 07.02.2018, трудовая книжка Рыбина В.А., содержащая сведения о предыдущем месте его работы, передана в МОУ «Средняя школа № 66».
При приеме Рыбина В.А. директору МОУ «Средняя школа 66» Чернецовой С.Б. стали достоверно известны сведения о предыдущем месте работы данного гражданина.
Сообщение о трудоустройстве Рыбина В.А. в МОУ «Средняя школа № 66» в адрес УФССП России по Ярославской области либо иных структурных подразделений службы судебных приставов в установленный законом 10-дневный срок направлено не было.
На основании приказа департамента образования мэрии г. Ярославля от 22.06.2017 № 02-03/882 Чернецова Светлана Борисовна осуществляет полномочия директора МОУ «Средняя школа № 66» до 01.07.2022.
Согласно должностной инструкции руководителя муниципального образовательного учреждения, утвержденной приказом департамента образования мэрии г. Ярославля от 20.07.2015 № 01-05/525 (с которой Чернецова С.Б. ознакомлена 01.10.2015) лицо, замещающее указанную должность, является единоличным исполнительным органом и осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения, обеспечивая, в том числе, административно- хозяйственную деятельность учреждения, то есть является должностным лицом.
К должностным обязанностям руководителя учреждения указанная выше инструкция относит соблюдение требований законодательства РФ, принятие мер по обеспечению учреждения кадрами, обеспечение взаимодействия учреждения с органами государственной власти и организациями, выполнение иных обязанностей (в том числе предусмотренных локальными актами учреждения).
Приказом МОУ «Средняя школа № 66» от 24.03.2016 № 03-03/37 утверждена антикоррупционная политика учреждения, целью которой является принятие мер по предупреждению коррупции в организации. Согласно разделу 5 данного документа ответственным за реализацию всех мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, является руководитель организации.
Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.
Суд соглашается с данными выводами и.о. мирового судьи, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который в соответствии с частью 4 статьи 12 названного закона при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой в городе Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция).
Пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и, в надлежащих случаях, установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер.
Согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 12 Конвенции меры, направленные на достижение этих целей, могут включать, среди прочего, предупреждение возникновения коллизии интересов путем установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Из анализа пункта 1, подпункта "е" пункта 2 статьи 12 Конвенции, частей 2, 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в частном секторе.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.
Как указано в п. 3 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016), обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы у представителя нанимателя (работодателя) не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении. Такое несообщение не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 9.2. ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Таким образом, из анализа пункта 1, подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции, частей 2, 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Следовательно, у государственного (муниципального) органа обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, не возникает.
В соответствии с Приказом ФСС РФ от 15.09.2015 г. № 437, зарегистрированным Минюстом РФ 29.09.2015 г. № 39019, должность «судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов структурного подразделения» включена в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные гражданские служащие представляют сведения о доходах и имуществе, обязательстве имущественного характера.
В соответствии с п.п. 1.1., 1.4., 1.6., 1.8.,1.12. 2.1. Устава МОУ «Средняя школа № 66»муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 66» относится к типу образовательной организации, к типу бюджетное учреждение. Учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является городской округ г. Ярославль, Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования, мэрия, КУМИ г. Ярославля. Источниками формирования имущества является имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, имущество, приобретенное за счет средств бюджета города, бюджетные ассигнования в виде субсидий из городского бюджета, бюджетные инвестиции.
Основной целью деятельности школы является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства и департаменте финансов мэрии г. Ярославля в порядке, установленном законодательством РФ, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета горда и иных, не запрещенных федеральными законами источников.
Следует учесть, что положениями статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение определено как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Из должностной инструкции учителя МОУ СОШ № 66, с которой также был ознакомлен Рыбин В.Н. 07.02.2018 г., (л.д.88 об.), следует, что учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся, проводит уроки и другие учебные занятия в закрепленных за ним по распределению бюджетной нагрузки классах, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину, реализует применяемые в школе образовательные программы (л.д.85, 86). Поэтому суд не находит доказанным в ходе рассмотрения данного дела то, что исполнение должностных обязанностей Рыбиным В.Н. в учреждении связано с коррупционными рисками и может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью на государственной службе
Доводы Чернецовой С.Б. об отсутствии в ее распоряжении соответствующих приказов ФСС РФ, 23 марта 2018 г., добровольного устранения последствий правонарушения путем направления в Отдел судебных приставов по Кировскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по ЯО Уведомление о приеме на работу Рыбина В.А., малозначительности совершенного правонарушения правового значения по делу не имеют и судом во внимание не принимаются.
Таким образом, проанализировав изложенное, суд не находит оснований для отмены постановления. Все доказательства, положенные в основу постановления, являются относимыми и допустимыми, поскольку добыты в соответствии с требованиями закона и касаются исследуемого факта. Оснований ставить указанные доказательства под сомнение у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского судебного района г. Ярославля Павловой М.Н. от 05.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Чернецовой Светланы Борисовны, оставить без изменения, протест и.о.прокурора Фрунзенского района г. Ярославля без удовлетворения.
Судья Л.А.Ивахненко