Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дата 2020 года
Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Шиндаева О.И.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
рассмотрев дело по жалобе ФИО1 на постановление № заместителя начальника отдела – начальника отделения № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» ФИО3 от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
ФИО1, Дата года рождения, уроженки Адрес, проживающей по адресу: Адрес,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № заместителя начальника отдела – начальника отделения № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» ФИО3ДатаФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что Дата была продана квартира, в которой были зарегистрированы ФИО1 и ее дочь ФИО4 В начале марта 2020 года ФИО1 с дочерью уехали к родителям в деревню в Адрес на время пандемии коронавирусной инфекции. Дата в период нахождения ФИО1 с дочерью в Адрес агентом по недвижимости по нотариальной доверенности на имя ФИО1 была приобретена квартира по адресу: АдресАдрес. В связи с началом учебного года ФИО1 с дочерью вернулись в Адрес с целью забрать из школы документы и дальнейшего оформления на постоянное место жительства к родителям ФИО1 в Адрес. ДатаФИО1 через портал «Госуслуги» подала заявление о снятии с регистрации ее и ее дочери по месту жительства по адресу: Адрес, и Дата они с дочерью были сняты с регистрации. Вместе с тем решение вопросов со школой дочери, приведение документов по бывшей работе в порядок в связи с отъездом в другой город заняло больше времени, чем планировала ФИО1, она не укладывалась в 7-дневный срок, в связи с чем Дата в 16.00 часов через портал «Госуслуги» она подала заявление на регистрацию по месту жительства в Адрес на адрес приобретенной квартиры: АдресА, Адрес. При этом в сообщении при заполнении заявления на сайте «Госуслуги» имелось уведомление о формировании заявления в течение 3-х рабочих дней, и поскольку по предыдущему опыту ФИО1 в день подачи заявления прием на регистрацию не назначался, она с дочерью Дата уехали на выходные за город, Интернет-связь в этом районе не активна. По возвращении в АдресДатаФИО1 увидела сообщение в «Госуслугах», что прием по регистрации по месту жительства был назначен на выходной день – субботу Дата в 10.20 часов. В этот же день Дата в 09.00 часов ФИО1 приехала в отделение № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» по адресу: Адрес, каб. №, со всеми необходимыми для регистрации документами, но в регистрации ей было отказано в связи с тем, что в понедельник у ведомства нерабочий день, и для регистрации по месту пребывания ФИО1 необходимо вновь подать заявку через портал «Госуслуги». ДатаФИО1 приехала в отделение № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» по адресу: Адрес, каб. №, с целью получения регистрации по месту пребывания, объясняя сложившуюся ситуацию и видя, что у сотрудников имеется реальная возможность ее принять, поскольку в назначенное время не все граждане приходили своевременно, но в регистрации ей сотрудниками ведомства было вновь отказано с пояснением, что ФИО1 придется подавать заявление заново. Поэтому ДатаФИО1 вновь подала заявление на регистрацию по месту пребывания через портал «Госуслуги», Дата заявление было зарегистрировано на портале «Госуслуги». Полагает, что в связи с изложенными в жалобе обстоятельствами в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, должностным лицом при рассмотрении дела не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила её удовлетворить.
Проверив с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Одним из принципов законодательства об административных правонарушениях является презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ,
В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу в отношении ФИО1 должностным лицом не соблюдено.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от Дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Как следует из ст. 6 того же Закона, гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
В силу п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Подвергая ФИО1 административному штрафу в размере 2 000 рублей за нарушение правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ, должностное лицо исходило из доказанности события административного правонарушения, совершенного последней.
Из обжалуемого постановления следует, что Дата в 18.25 часов в отделении № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» выявлена гражданка ФИО1, которая с Дата проживает без регистрации по месту жительства (месту пребывания) по адресу: АдресА, Адрес.
Вместе с тем с данными выводами должностного лица согласиться нельзя.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ, характеризуют проживание или пребывание гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от Дата N 5242-1 документы на регистрацию должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.
Из объяснения ФИО1 должностному лицу от Дата следует, что Дата она выписалась из квартиры в связи с ее продажей. С марта 2020 года проживала у родителей в Адрес, куда планирует переехать на постоянное место жительства. Не зарегистрировалась в установленный срок, поскольку временно проживала за пределами Адрес (в Хомутово) и из-за плохой связи пропустила оповещение на регистрацию.
Из протокола об административном правонарушении от Дата следует, что ФИО1 проживает без регистрации по адресу: Адрес с Дата в нарушение требований Закона Российской Федерации от Дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713.
Вместе с тем из пояснений ФИО1 в судебном заседании следует, что Дата была продана квартира, где ранее были зарегистрированы ФИО1 и ее дочь. В начале марта 2020 года на период распространения коронавирусной инфекции ФИО1 с дочерью уехали к родителям в деревню в Адрес. Дата в период нахождения ФИО1 с дочерью в Адрес на имя ФИО1 агентом по недвижимости по нотариальной доверенности была приобретена квартира по адресу: АдресА, Адрес. В связи с намерением переезда на постоянное место жительства в АдресДатаФИО1 через портал «Госуслуги» подала заявление о снятии с регистрации ее и дочери по прежнему месту жительства по адресу: Адрес, Дата они с дочерью были сняты с регистрации. В этот же период ФИО1 с дочерью, вернувшись в Адрес, занимались решением вопросов, связанных с переездом в Адрес, в том числе по оформлению документов, связанных с обучением ребенка и работой заявителя. В связи с тем, что организационные вопросы по переезду заняли более длительный период, чем рассчитывала заявитель, Дата, то есть не нарушая установленного законом 7-дневного срока, через портал «Госуслуги» ФИО1 подала заявление на регистрацию по месту жительства в Адрес по адресу ее новой квартиры: АдресА, Адрес, однако, Дата не явилась на прием на регистрацию по причине нахождения за городом, где имели место помехи со связью, и неполучения из-за этого своевременно уведомления о дате приема в регистрирующем органе. По возвращении в АдресДатаФИО1, увидев сообщение о пропущенной ею дате приема, в тот же день Дата обратилась в отделение № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» со всеми необходимыми для регистрации документами, однако, в регистрации ей было отказано в связи с нерабочим днем у регистрирующего органа и указано на необходимость вновь подать заявку через портал «Госуслуги». ДатаФИО1 с целью получения регистрации по месту пребывания вновь обратилась в отделение № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» с объяснением сложившейся ситуации, однако, в регистрации ей сотрудниками регистрирующего органа вновь было отказано и рекомендовано подать заявление заново. В связи с чем ДатаФИО1 повторно через портал «Госуслуги» подала заявление на регистрацию по месту пребывания, которое было зарегистрировано Дата.
Несмотря на наличие в деле объяснений ФИО1 о данных обстоятельствах, а также наличие сведений о подаче последней первоначального заявления на регистрацию в установленный законом 7-дневный срок, причинах неявки на регистрацию, должностным лицом отдела миграционного контроля оценки указанным обстоятельствам дано не было. При том что указанные обстоятельства имеют существенное юридическое значение.
Кроме того, во вводной части обжалуемого постановления в нарушение требований ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ отсутствуют полные сведения о привлекаемом к административной ответственности лице - не указана фамилия привлекаемого лица, а указаны только его имя и отчество, что является существенным нарушением закона.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Признавая ФИО1 виновной в совершении правонарушения, должностное лицо в нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, свое постановление не мотивировало, не оценило доказательства, подтверждающие его выводы, не указало на конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, анализ всех доказательств не проведен и, следовательно, доказательства не оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, постановление не отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, так как не содержит оценки имеющихся доказательств, а кроме того во вводной части постановления не содержит сведений о привлекаемом лице. Нарушения процессуальных требований КоАП РФ, допущенные должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, являются существенными, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем судья, не входя в обсуждение других доводов жалобы, приходит к выводу о том, что постановление № заместителя начальника отдела – начальника отделения № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» ФИО3 от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит отмене, и поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, по данному делу об административном правонарушении не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6 – 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление № заместителя начальника отдела – начальника отделения № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» ФИО3 от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить, дело направить на новое рассмотрение в отделение № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ.
Судья О.И. Шиндаева