ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-555/2012 от 05.10.2012 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 по жалобе на постановление

 по делу об административном правонарушении

 г. Киров 5 октября 2012 года

 Судья Ленинского районного суда г. Кирова Митянина И.Л., с участием представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Новиковой А.Н., рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г.Кирова жалобу Банникова В.А. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Молчанова А.В. по делу об административном правонарушении,

 у с т а н о в и л:

 Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 07 июня 2012 года на

 Банникова Вадима Анатольевича, Адрес изъят, директора ООО Торговый дом Завода профнастила «Металлокомплект», Адрес изъят

 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.3 ч.1 КоАП РФ, наложено административное наказание в виде штрафа.

 06.03.2012 года при осуществлении государственного надзора за соблюдением участниками рекламной деятельности обязательных требований ФЗ «О рекламе» должностными лицами Кировского УФАС РФ установлен факт размещения наружной рекламы на одной из сторон металлоконструкции, расположенной вдоль проезжей части по адресу: г.Киров, угол ул.Производственной и ул.Щорса (4) со следующей информацией: «Группа заводов «Металлокомплект. Зимой кровля в рассрочку 0%. Отгрузка летом! При снижении цены – вернем разницу. 622-377. ТК Планета, павильон 10 «Б»». Рекламодатель ООО ТД ЗП «Металлокомплект» в своей рекламе предоставил потребителям недостоверную информацию об условиях приобретения товара, чем нарушил ст.5 ч.3 п.4 ФЗ «О рекламе» В частности, в рекламных материалах содержалась лишь часть информации об условиях оказания рекламируемой услуги, при этом потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия и сталкиваясь с иными. Рекламная информация в нарушение ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» не содержала сведений о наименовании лица, предоставляющего финансовую услугу (рассрочку). Должностным лицом ООО ТД ЗП «Металлокомплект» на момент совершения административного правонарушения являлся директор Банников В.А., который согласно Уставу руководил текущей деятельностью общества и нес ответственность за нарушение действующего законодательства. Банников В.А. заключил договор на размещение ненадлежащей рекламы. Поэтому нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.

 Банниковым В.А. принесена жалоба на вышеуказанное постановление Управления ФАС по Кировской области, в которой он указал на необоснованное привлечение его к административной ответственности. По его мнению, ООО ТД ЗП «Металлокомплект» не допускало нарушений ФЗ «О рекламе», поскольку текст спорной рекламы не содержит рекламы банковских страховых и иных финансовых услуг. Частью 1 ст.28 Федерального закона «О рекламе» установлены требования к рекламе не каких-либо, а именно финансовых услуг. При этом понятие финансовой услуги в ФЗ «О рекламе» не содержится. Данное понятие приведено в п.2 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»: под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Предоставление банковских услуг по смыслу ФЗ «О банках и банковской деятельности» осуществляют банки и кредитные организации. Деятельность ООО ТД ЗП «Металлокомплект» под понятие деятельности банка и/или кредитной организации не подпадает. Кроме того, виды финансовой деятельности определены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденном постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 года № 454-ст. Таким образом, исходя из положений ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», п.2, 6 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», деятельность ООО ТД ЗП «Металлокомплект» по предоставлению рассрочки по оплате товара, подлежащего передаче после полной оплаты, не является финансовой услугой. Следовательно, на рекламу товара, реализуемого ООО ТД ЗП «Металлокомплект» с условием оплаты товара частями до момента передачи товара покупателю требование ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» не распространяется. Кроме того, реклама ООО ТД ЗП «Металлокомплект» не содержит информацию о финансовой услуге, предоставляемой покупателю, а содержит информацию об условиях оплаты товара: передача товара после полной предварительной оплаты товара частями. Нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают продажу товара в кредит в рассрочку (ст.488, 489). Из текста рекламы следует, что сначала оплачиваются денежные средства, потом покупателю передается товар, то есть товар подлежит передаче покупателю летом с условием предварительной оплаты товара частями (в рассрочку) зимой. Продавец в таком случае никаких услуг, в том числе по предоставлению коммерческого кредита, не оказывает, он лишь выражает свое согласие на продажу товара на условиях предварительной оплаты товара частями. Следовательно, требование ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» на случаи предварительной оплаты частями товара не распространяется. В обжалуемом постановлении отсутствуют доказательства того, что рекламируемый порядок получения услуги на самом деле не соответствует реальным условиям приобретения, не указано, из чего сделан такой вывод. В связи с несоответствием выводов, содержащихся в оспариваемом постановлении фактическим обстоятельствам, а также в связи с неверным толкованием термина «финансовая услуга» считает, что его действия, как директора ООО ТД ЗП «Металлокомплект» не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

 Лицо, привлекаемое к административной ответственности – Банников в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

 В судебном заседании представитель УФАС по Кировской области Новикова А.Н. с доводами жалобы не согласилась, постановление считает законным, а жалобу Банникова В.А. не подлежащей удовлетворению.

 Выслушав представителя, исследовав письменные материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 В соответствии со 14.3 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

     Установлено, что 01.01.2012 года между ООО Торговый дом завода профнастила «Металлокомплект», выступающим заказчиком, и ООО «Александровский Сад» - исполнителем был заключен договор на размещение и распространение рекламной информации заказчика на срок с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года. Данный договор со стороны ООО ТД ЗП «Металлокомплект» подписан директором Банниковым В.А.

     Во исполнение указанного договора исполнителем вдоль проезжей части на углу улиц Производственная и Щорса(4) г.Кирова на металлоконструкции размещена реклама следующего содержания: «Группа заводов Металлокомплект. Зимой кровля в рассрочку 0%. Отгрузка летом! При снижении цены – вернем разницу. 622-377. ТК Планета, павильон 10 «Б».»

     06.03.2012 года данный щит обнаружен специалистами Кировского УФАС РФ и МКУ «Городская реклама», усмотревшими в рекламе нарушение Федерального закона «О рекламе, что подтверждается актом фиксации наружной рекламы от 06.03.2012 года.

 В соответствии с рекламой ООО ТД ЗП «Металлокомплект» рекламодатель предлагал покупателю приобрести у них кровлю в рассрочку без уплаты процентов с передачей товара практически через полгода.    

 По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем УФАС по Кировской области принято постановление от 07.06.2012г. №49р-25-12 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО Торговый дом Завода профнастила «Металлокомплект» Банникова В.А. по статье 14.3 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 4000 руб.

 В соответствии со статьей 3 Федерального закона №38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Положениями статьи 5 вышеуказанного закона установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов или других условиях приобретения товара. Не допускается также реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы (статья 7).

 Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридических лиц - наименование, для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество).

 Данное требование установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

 Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 При этом к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги, а именно: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

 Из части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

 Согласно статье 822 Гражданского кодекса Российской Федерации товарный кредит предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками.

 В силу статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит). Предоставление данного кредита неразрывно связано с тем договором, условием которого он является. Коммерческим кредитом может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязанностей по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

 При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.

 Оплата товара в рассрочку (статья 489 Гражданского кодекса Российской Федерации) - это дополнительные условия, вводимые в договор купли-продажи и фактически устанавливающие режим коммерческого кредита.

 Каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

 Системный анализ приведенных норм и положений статьи 28 Федерального закона «О рекламе» позволяет заключить, что финансовые услуги (в широком смысле данного понятия) могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и не отнесенными Федеральным законом «О защите конкуренции» к их числу организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе потребительскими, жилищными, жилищно-строительными, жилищными накопительными кооперативами, торговыми и иными организациями.

 Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

 Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

 Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит.

 Отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, одно лишь включение в рекламу слова «рассрочка» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, о форме кредита, о лицах, предоставляющих услуги по кредиту, вводит потенциальных клиентов в заблуждение.

     В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

 Текст наружной рекламы также не позволяет установить порядок оплаты товара.

 Из положений ст. 488, 499 ГПК РФ следует, что рассрочка оплаты товара как разновидности кредита, предполагает оплату частями товара, который к моменту начала оплаты уже передан покупателю. Иное условие оплаты товара – авансовый платеж, при котором товар оплачивается, после чего передается покупателю.

 Как следует из жалобы Банникова В.А., текст рекламы указывает на то, что сначала оплачиваются денежные средства, потом покупателю передается товар, т.е. товар подлежит передаче покупателю летом с условием предварительной оплаты частями (в рассрочку) зимой. Реклама не свидетельствует о продаже товара в кредит с условием рассрочки платежа.

 Вместе с тем, текст рекламы содержит указание на рассрочку, что безусловно предусматривает получение товара до его оплаты. Одновременно в рекламе содержится информация о том, что товар передается после его полной оплаты, о чем свидетельствует словосочетание «отгрузка летом», что искажает смысл информации. Реклама не дает потребителям верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, т.к. не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

 Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 По мнению суда, директор ООО Торговый дом Завода профнастила «Металлокомплект» Банников В.А. имел возможность для соблюдения установленных законодательством требований, однако не принял все, зависящие от него меры, для их соблюдения.

 Каких-либо существенных нарушений при производстве по делу, влекущих отмену постановления о назначении административного наказания от 07.06.2012г. №49р-25-12, суд не находит.

 Факт совершения Банниковым В.А. административного правонарушения, предусмотренного ст.14.3 ч.1 КоАП РФ, и вина должностного лица в совершении указанного правонарушения доказаны, при этом Банникову В.А. назначен минимальный размер наказания, предусмотренного санкцией статьи 14.3 ч.1 КоАП РФ.

 Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении директора общества, не установлено.

 Таким образом, УФАС по Кировской области обоснованно пришел к выводу о привлечении директора ООО Торговый дом Завода профнастила «Металлокомплект» к административной ответственности по статье 14.3 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за распространение ненадлежащей рекламы.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,

 РЕШИЛ:

 Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Молчанова А.В. от 07.06.2012г. №49р-25-12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 ч.1 КоАП РФ, в отношении Банникова Вадима Анатольевича оставить без изменения, а жалобу Банникова В.А. - без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 Судья                                И.Л. Митянина