ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-555/2023 от 27.07.2023 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2023-003934-23

Дело № 12-555/2023

РЕШЕНИЕ

27 июля 2023 года г. Оренбург

Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Линькова В.В.,

при секретаре Бангояне Д.А.,

с участием

заместителя прокурора г. Новотроицка Оренбургской области Д.В. Кирякова посредством ВКС,

рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство о восстановлении срока на подачу протеста и протест прокурора г. Новотроицка Оренбургской области на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей ФИО1N от 26 января 2023 года (в постановлении допущена описка 26 января 2022 года) и решение по протесту на это постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО2 от 2 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской об административных правонарушениях в отношении директора государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Новотроицкий строительный техникум» ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

постановлением N от 26 января 2023 года заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей ФИО1, оставленным без изменения решением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО2 от 2 марта 2023 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской об административных правонарушениях в отношении директора государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Новотроицкий строительный техникум» ФИО3 за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанными постановлением и решением прокурор г. Новотроицка Оренбургской области просил восстановить срок на подачу протеста, поскольку копия решения по жалобе в его адрес прокурора до 2 мая 2023 года не поступала, и отменить указанные постановления, решение поскольку должностными лицами не дана оценка выводам прокурора, изложенным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Должностное лицо ФИО4 в нарушение статьи 3.4 закона №223 установила требование о предоставлении участниками закупки согласия на обработку персональных данных, а также требование о ношении одежды образца, согласованного с лицензирующим органом по месту регистрации. Эти действия образуют состав вмененного правонарушения. При иной квалификации должностное лиц УФАС должно было решить вопрос о переквалификации правонарушения.

Вышестоящим должностным лицом по протесту прокурора также оценка этим обстоятельствам не дана.

В судебное заседание ФИО3 не явилась, сведения о надлежащем извещении имеются.

Протест рассмотрен в её отсутствие.

Заместителя прокурора г. Новотроицка Оренбургской области Д.В. Киряков, участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференц-связи поддержал ходатайство и протест, просил их удовлетворить.

При разрешении ходатайства о восстановлении срока на подачу протеста установлено, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей ФИО1N вынесено 26 января 2023 года. 8 февраля 2023 года копия постановления получена прокурором г. Новотроицка. 16 февраля 2023 года на постановление подан протест прокурора. Решением руководителя УФАС по Оренбургской области от 2 марта 2023 года в удовлетворении протеста отказано. Копия решения получена прокурором 28 апреля 2023 года. Протест подан 10 мая 2023 года, что подтверждается почтовым реестром.

С учётом того, что последние дни срока подачи протеста приходятся на нерабочие праздничные дни, полагаю возможным признать причины пропуска срока подачи протеста уважительными и восстановить пропущенный срок на подачу протеста.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, допросив в качестве свидетеля ... В.В., прихожу к следующим выводам.

В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ. В соответствии с положениями пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с положениями статьей 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок: за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Частью 9 статьи 4 названного Закона установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:

1) способ осуществления закупки;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;

7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);

8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при осуществлении конкурентной закупки);

8.1) размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке;

8.2) размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения;

9) иные сведения, определенные положением о закупке.

В силу части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

15.1) размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке;

15.2) размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Из материалов дела следует, что 18 августа 2022 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет и на электронной площадке РТС-тендер ГАПОУ «НСТ» размещено извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме N на оказание услуг по охране объекта и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах ГАПОУ «НСТ» по адресу <...> в отношении которых установлены обязательные для исполнения требования к антитеррористической защищенности.

Документация о закупке утверждена Заказчиком в лице директора ГАПОУ «НСТ» ФИО3

Согласно Приложению №2 для оценки квалификации участника закупки установлено требование для оценки общего количества специалистов предоставить согласие на обработку персональных данных.

Кроме того, пунктом 1.5.3 Технического задания охранники, привлекаемые к дежурству, должны быть одетыми по сезону, в специальную форменную одежду, установленного образца, согласованного с лицензирующим органом по месту регистрации организации.

Указанные требования расценены прокурором как излишние и нарушающие положения Закона №223.

Действия по утверждению документации о закупке с указанными требованиями квалифицированы по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Председателем наблюдательного совета ГАПОУ «Новотроицкий строительный техникум» 11 апреля 2022 года утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новотроицкий строительный техникум».

Согласно пункту 6.4 Положения извещение о закупке должно содержать: способ осуществления, закупки, наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона Заказчика, предмет договора, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, сведения о начальной максимальной цене договора. В силу пункта 6.5 документация о закупке должна содержать требования к участникам закупки, описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 ФЗ №223-ФЗ, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.

Пунктами 7.2 – 7.4 Положения установлены требования, предъявляемые к участникам закупки, установлено, что Заказчик вправе предъявлять к участникам закупки иные требования.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Все указанные в документации требования и критерии применяются ко всем участникам в равной степени (пункт 7.8 Положения).

По результатам рассмотрения дела начальником отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей ... В.В. вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При этом должностное лицо исходило из того, что предъявление вышеуказанных требований к участникам закупки не нарушает положения Закона «О закупках», а значит в действиях ФИО3 отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Руководитель Управления, рассматривая жалобу, с выводами, изложенными в постановлении, согласилась.

В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Следовательно, при оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

(Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31 июля 2017 года №305-КГ17-2243)

Таким образом, наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о закупках возможно установить при рассмотрении конкретной закупки при поступлении жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», исходя из положений документации о закупке и всех обстоятельств дела.

Поскольку согласно материалам дела закупка была проведена, по её итогам был заключен договор с ООО «ОП Легионер», жалоб на ограничение конкуренции от участников закупки не поступало, должностные лица УФАС пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях директора ГАПОУ «НСТ» состава правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

При этом само по себе установление в документации о закупке требований к участникам по усмотрению заказчика соответствует Положению о закупке и ФЗ №233, поскольку это не привело к нарушению прав участников закупки.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

удовлетворить ходатайство прокурора г. Новотроицка Оренбургской области о восстановлении срока на подачу протеста,

Восстановить срок на подачу протеста на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей ФИО1N от 26 января 2022 года и решение по протесту на это постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО2 от 2 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской об административных правонарушениях в отношении директора государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Новотроицкий строительный техникум» ФИО3.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей ФИО1N от 26 января 2022 года и решение по протесту на это постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО2 от 2 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской об административных правонарушениях в отношении директора государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Новотроицкий строительный техникум» ФИО3 - оставить без изменения, протест прокурора г. Новотроицка Оренбургской области – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: подпись В.В. Линькова