УИД 47RS0005-01-2021-006935-50
Дело № 12-556/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Выборг 30 ноября 2021 года
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева М.В.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» по доверенности от 22.07.2021 № 210722003 ФИО1,
рассмотрев жалобу защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» по доверенности ФИО1 на постановление № АД-852/26/2021/ПС от 27.09.2021 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Транс/ООО «РПК – Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № АД-852/26/2021/ПС от 27.09.2021 о назначении административного наказания юридическое лицо ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» по доверенности ФИО1 подал жалобу, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы заявитель указал, что комплекс ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-П» является одним из объектов структуры морского порта Высоцк. Порты РФ, исходя из смысла положений ст.1 ФЗ №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», относятся к внутренним морским водам. Соответственно, вышеуказанный Закон распространяет своё действие на объекты морского порта Высоцк и его инфраструктуру, находящуюся в пределах внутренних морских вод. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется, в том числе, в целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта посредством проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов.
Согласно п. 2 ст. 34 Закона № 155-ФЗ все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, подлежат государственной экологической экспертизе. Все виды хозяйственной и иной деятельности во "внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Приказом № 215 от 19.03.2003 Государственной службы охраны окружающей природной среды было утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ТЭО (проекта) «Строительство распределительного перевалочного комплекса нефтепродуктов ЛУКОИЛ-II в г. Высоцк Ленинградской области» с установлением в п. 3 срока действия заключения - 5 лет.
Таким образом, заявителем перед завершением строительства своего объекта, было выполнено требование о проведении государственной экологической экспертизы. Однако административный орган считает, что подобная экспертиза должна проводиться заново, каждый раз по мере истечения срока предыдущей государственной экологической экспертизы, что, по мнению заявителя, в рассматриваемом случае является ошибочным.
Кроме того, полагает, что назначенное наказание является несоразмерным.
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержал.
В суд государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № АД-852/26/2021/ПС от 27.09.2021 о назначении административного наказания юридическое лицо ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
Вина ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» установлена в том, что распределительный перевалочный комплекс, морской терминал, осуществляет хозяйственную деятельность с использованием причалов № 1-4 в Выборгском заливе, во внутренних морских водах Российской Федерации в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Между тем выводы должностного лица при вынесении обжалуемого постановления являются ошибочными.
Статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" определен перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в числе прочего, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Законе о внутренних морских водах (подпункт 7 ст. 11 Закона об экологической экспертизе).
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Пунктом 2 ст. 34 Закона о внутренних морских водах определено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
В силу п. 3 ст. 34 Закона о внутренних морских водах объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-З «Об охране окружающей среды» установлено, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Судом установлено и из материалов следует, что комплекс ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» введен в эксплуатацию в 2004 году.
У ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» имеется положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ТЭО (проекта) «Строительство распределительного перевалочного комплекса нефтепродуктов Лукойл-П в г. Высоцк Ленинградской области», утвержденное Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.03.2003 № 215, сроком действия до 19.03.2008.
Согласно пункту 8 статьи 11 Закона об экологической экспертизе к объектам государственной экологической экспертизы относится проектная документация, ранее получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе в случае реализации объекта с отступлениями от документации и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.
Необходимость представления на государственную экологическую экспертизу проекта технической документации, который ранее получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, по истечению срока действия этого положительного заключения может быть обусловлена реализацией объекта государственной экологической экспертизы с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, внесением изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также если объект государственной экологической экспертизы не был реализован в течение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области обращения с отходами, не предусматривают обязательности проведения повторной государственной экологической экспертизы проектной документации после истечения срока действия утвержденного уполномоченным государственным органом положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Комплекс эксплуатируется с 2004 года, доказательства проведения работ по реконструкции объекта капитального строительства, требующих повторного введения в эксплуатацию, доказательства фактического повторного введения в эксплуатацию распределительного перевалочного комплекса, морского терминала для ведения хозяйственной деятельности с использованием причалов № 1-4 в Выборгском заливе обществом после завершения работ по реконструкции в период после 19.03.2008 отсутствуют.
Таким образом, у должностного лица отсутствовали основания для привлечения ООО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, вынесенное постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление № АД-852/26/2021/ПС от 27.09.2021 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Транс/ООО «РПК – Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.В. Прокопьева