Судья: Бережинская Е.Е. Дело № 12-557/18Решение
«01» марта 2018 года г. Краснодар
судья Краснодарского краевого суда < Ф.И.О. >6 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту первого заместителя прокурора края < Ф.И.О. >4 на постановление судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 07 декабря 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении < Ф.И.О. >1,
установил:
постановлением заместителя прокурора Краснодарского края старшего советника юстиции < Ф.И.О. >3 возбуждено дело об административном правонарушении, рассмотренном ч.2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении консультанта отдела государственного строительного надзора по <...> департамента по надзору в строительной сфере края < Ф.И.О. >1, <...> г.р., в связи с тем, что по результатам проведенной проверки 09.02.2017г. были составлены акты проверок ООО «СтройИнвест-Кубань» <...>, в которых также отражены нарушения, выявленные в деятельности ООО «СК «Вершина», выполняющего функции генерального подрядчика на объектах, в рамках заключенных с застройщиком договоров. < Ф.И.О. >1 выданы предписания об устранении выявленных нарушений ООО «СтройИнвест-Кубань», а также ООО «СК Вершина» (от <...><...>).
Аналогичные нарушения допущены < Ф.И.О. >1 при проведении внеплановой выездной проверки ООО «СК Вершина» в период с <...> по 23.03.2017г. без приказа (распоряжения) руководителя (заместителя) департамента, что также подтверждается актом от <...><...>-Ю - 163-АЦ, предписанием от 23.03.2017г. <...>-Ю-27-АЦ.
В соответствии с п. п. 3.2, 5 должностного регламента консультанта отдела государственного строительного надзора по г. Краснодару департамента по надзору в строительной сфере края, утвержденного врио руководителя Департамента 25.04.2016г., с которым < Ф.И.О. >1 ознакомлен 25.04.2016г, он обязан осуществлять региональный государственный строительный надзор, проводить проверки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Таким образом, своими действиями, выразившимися в проведении выездных проверок ООО «СК Вершина» без приказа распоряжения руководителя, < Ф.И.О. >1 нарушены требования законодательства, чем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения постановления об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.9.1 КоАП РФ, в отношении < Ф.И.О. >1 и направлению материала в Прикубанский районный суд г. Краснодара.
Обжалуемым постановление судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 07 декабря 2017 года производство по делу прекращено.
Первый заместитель прокурора Краснодарского края < Ф.И.О. >4 обратился с протестом в вышестоящий суд, просит отменить постановление суда первой инстанции.
Ознакомившись с доводами протеста, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнение прокурора < Ф.И.О. >5, настаивающего на удовлетворении протеста, судья вышестоящего суда усматривает основания для отмены постановления, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что в соответствии с 4.1 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) указанный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно п. 1 ст.2 Закона №294-ФЗ государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений,
В силу п.6 ст.2 Закона №294-ФЗ проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
Согласно п. 18 ч.4 ст.1 Закона №294-ФЗ при осуществлении государственного строительного надзора особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами.
При этом, возможность принятия решений о проведении проверок либо выдаче предписаний в ином порядке, кроме установленного Законом № 294 - ФЗ, не предусмотрена.
В соответствии с ч.5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей.
В силу ч. 1 ст. 14, п.З ст. 18 Закона №294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки, в том числе указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Пунктом 6 ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю.
Возможность проведения проверки в отсутствие приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля на проведение контрольных мероприятий ст. 54 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрена.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.20 Закона №294-ФЗ проведение проверки без распоряжения относится к грубым нарушениям требований законодательства к организации и проведению проверок.
Несмотря на то, что в соответствии с приказами заместителя руководителя Департамента от 30.01.2017 <...> и <...> проверкам подлежало ООО «СтройИнвест-Кубань», являющееся застройщиком объектов капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, автостоянкой и магазином с офисными помещениями по <...>» 2 этап строительства - подземная парковка, 3 этап - жилой дом со встроенными помещениями, < Ф.И.О. >1 в период с <...> по <...> также проведены контрольные мероприятия в отношении ООО «СК Вершина» без приказа на их проведение.
По результатам <...> составлены акты проверок ООО «СтройИнвест-Кубань» <...>, в которых также отражены нарушения, выявленные в деятельности ООО «СК Вершина», выполняющего функции генерального подрядчика на объектах, в рамках заключенных с застройщиком договоров.
Кроме того, < Ф.И.О. >1 выданы предписания об устранении выявленных нарушений ООО «СтройИнвест-Кубань», а также ООО «СК Вершина» (от <...><...>).
Аналогичные нарушения допущены < Ф.И.О. >1 при проведении внеплановой выездной проверки ООО «СК Вершина» в период с <...> по <...> без приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Департамента, что также-» подтверждается актом от <...><...>, предписанием от <...><...>.
Установление в п.1 ч.2 ст.54 Градостроительного кодекса РФ, п.4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №54 (далее - Положение) в качестве предмета государственного строительного надзора проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, не исключает предусмотренной 4.1 ст. 14, п.З ст. 18 Закона № 294-ФЗ обязанности должностных лиц органов контроля проводить проверочные мероприятия на основании соответствующего приказа (распоряжения) в отношении конкретного хозяйствующего субъекта.
Определение в п.З Положения в качестве задачи государственного строительного надзора предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации, в полном объеме согласуется с п.1 ст.2 Закона №294-ФЗ.
Выводы суда об издании заместителем руководителя Департамента вышеуказанных приказов о проведении выездных проверок в отношении объектов капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями, автостоянкой и магазином с офисными помещениями по <...>» не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как приказы Департамента от <...> №<...> и от <...><...> изданы на проведении проверки в отношении ООО «СтройИнвест-Кубань» на вышеуказанном объекте строительства.
Кроме того, согласно решения Арбитражного суда края от <...> по делу <...>, оставленного в силе постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от <...> (дело <...>) действия Департамента по проведению проверки и выдаче предписания ООО «СК «Вершина» признаны незаконными, предписание отменено.
При таких обстоятельствах судья вышестоящей инстанции находит постановление судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 07 декабря 2017 года подлежащим отмене, а материалы дела – направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении судье первой инстанции необходимо учесть вышеизложенное, принять меры к исследования всех обстоятельств по делу и принять правильное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 07 декабря 2017 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1.24 КоАП РФ, в отношении < Ф.И.О. >1 – отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу в ином составе.
Судья
краевого суда: В.Г. Пегушин