Дело № 12-557/2019
Р Е Ш Е Н И Е
15 августа 2019 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Богомолова Л.А.,
при секретаре Бобиной Д.А.,
с участием защитника Фонда развития и поддержки экологических программ «...» по доверенности ФИО1
представителя ГУ МЧС России по пермскому краю ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фонда развития и поддержки экологических программ «...» (далее – ДЗАТИ ФОНД) на постановление мирового судьи судебного участка №7 Дзержинского судебного района г. Перми от 25.06.2019 №, которым Фонд развития и поддержки экологических программ «...» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №7 Дзержинского судебного района г. Перми от 25.06.2019 № № ДЗАТИ ФОНД признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 20.7, ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 110000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ДЗАТИ ФОНД обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что указанное судом в постановлении противоречит нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам. Здание защитного сооружения по Адрес не находится в пользовании ДЗАТИ ФОНД в силу прекращения действия договора безвозмездного пользования от Дата№Дата согласно ч. 1 ст. 699 ГК РФ. Дата ДЗАТИ ФОНД представил в Росимущество уведомление об отказе от исполнения договора, Дата защитное сооружение передано в Росимущество о акту приема-передачи защитного сооружения. Кроме того, примерные программы обучения работников организации в области гражданской оборон для г.Перми и Пермского края уполномоченным органом не утверждены и не размещены в общедоступном источнике, ДЗАТИ ФОНД не отнесено к какой-либо группе по гражданской обороне, а также в силу Приказа МЧС России от 16.02.2012 №70, не является организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне и продолжающей работу в военное время или расположенной в зоне возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), в связи с чем, не обязано разрабатывать план по гражданской обороне.
Защитник заявителя ФИО1 в судебном заседании на доводах жалобы настаивала, дополнительно пояснив, что здание гражданской обороны передавалось в состоянии не отвечающим требованиям закона, предъявляемых к объектам гражданской обороны, на выполнение требований требуется значительное количество денежных средств, которых у Фонда не имеется.
Представитель административного органа ФИО2 с доводами жалобы не согласился, пояснил, что гражданская оборона это обширный комплекс мероприятий, не выполнение которых был выявлено в данной организации. ДЗАТИ ФОНД должен был в силу п.2.1 Договора о Дата использовать здание, являющийся объектом гражданской обороны с последующим улучшением его состояния. В целях снижения нагрузки на федеральный бюджет здание было передано данной организации в безвозмездное пользование Фонду, который в свою очередь должен был поддерживать данный объект гражданской оборону в соответствии с требованиями закона, улучшая его состояние, организация используя здание под склад, не производило необходимых мероприятий, связанных с гражданской обороной. Росимущество не приняло здание, до настоящего времени оно находится в распоряжении Фонда. Требования Предписания не исполнены.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Частью 2 ст. 20.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п.п. 4, 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2017 №804 порядок подготовки к ведению гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются: развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны; создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны.
Согласно п. 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841 подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению.
Подготовка является обязательной и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
Повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны работников гражданской обороны, руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время, проводится не реже одного раза в 5 лет, повышение квалификации преподавателей предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также работников учебно-методических центров и курсов гражданской обороны - не реже одного раза в 3 года. Для указанных категорий лиц, впервые назначенных на должность, повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны проводится в течение первого года работы.
Обучение групп населения, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 3 настоящего Положения, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также в организациях по месту работы граждан и на курсах гражданской обороны по программам курсового обучения в области гражданской обороны осуществляется по соответствующим программам, разрабатываемым организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и другими организациями на основе соответственно примерных дополнительных профессиональных программ в области гражданской обороны и примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обучение в области гражданской обороны лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Согласно п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841 в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации: разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.
В силу п. 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 №303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» работники эвакуационных и эвакоприемных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, на учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 3, 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 26.11.2008 №12740) подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).
Согласно п.п. 3, 4, 5 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 №547 основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются: а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты; б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.
В соответствии с п.п. 89, 115, 116 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного Приказом МЧС от 16.02.2012 №70ДСП, В план гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне включаются три раздела: а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника; б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны; в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне, продолжающие осуществлять деятельность в военное время, и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне в связи с обеспечением выполнения мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом согласно приложению № 12 к настоящему Порядку.
Организации, прекращающие свою деятельность в военное время, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются: структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2, 3 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782 Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.
Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной с Дата по Дата по выполнению установленных требований в области гражданской обороны, юридическому лицу ДЗАТИ ФОНД выдано предписание № от Дата об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, со сроком его исполнения до Дата (...).
На основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от Дата№ Отделением надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНПР по г. Перми проведена внеплановая, выездная проверка ДЗАТИ ФОНД с целью контроля исполнения предписания от Дата№ со сроком его исполнения до Дата (...).
В ходе проверки в соответствии с актом от Дата№ выявлен факт нарушений и неисполнения предписания об устранении нарушения, в частности:
- должностные лица организации не прошли подготовку в области гражданской обороны в соответствующих учебных заведениях;
- не разработано положение об организации и ведении гражданской обороны в организации;
- не разработан план основных мероприятий гражданской обороны на год;
- не планируется и не осуществляется обучение работников организации в области гражданской обороны, не разработаны расписания занятий, журналы проведения учебных занятий;
- не разработаны с учетом особенности деятельности организации рабочие программы обучения работников организации в области гражданской обороны;
- не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебная материально-техническая база для подготовки работников в области гражданской обороны.
В связи с неисполнением предписаний составлены два протокола об административном правонарушении в отношении ДЗАТИ ФОНД по ч. 1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Определением мирового судьи судебного участка №7 Дзержинского судебного района г.Перми от 10.06.2019 административные протоколы в отношении ДЗАТИ ФОНД объединены в одно производство.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от Дата; протоколом об административном правонарушении № от Дата; выпиской из ЕГРЮЛ; копией распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой/выездной проверки юридического лица в области гражданской обороны от Дата№; копией акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № от Дата, согласно которому выявлен факт нарушений и неисполнения предписания об устранении нарушения; копией предписания № по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны № от Дата; копией договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от Дата№; копией акта приема-передачи государственного имущества от Дата; копией ответа Росимущества от Дата.
В соответствии с договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от Дата№ ДЗАТИ ФОНД в установленном порядке отвечает за пользование имуществом в целях, ухудшающих и препятствующих надлежащей готовности его в соответствии с главным предназначением – приемом укрываемых, утрату имущества, повреждение имущества, принимает меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по назначению и дальнейшему совершенствованию, обеспечивает возможность выполнения плановых мероприятий по защите рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени, их обеспечению в чрезвычайных ситуациях, участвует в мероприятиях гражданской обороны.
Таким образом, ДЗАТИ ФОНД не выполнил мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий ил вследствие этих действий.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что ДЗАТИ ФОНД не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области гражданской обороны, доказательств, свидетельствующих о невозможности для выполнения указанных выше норм и правил, не представлено.
Довод заявителя о том, что здание защитного сооружения по Адрес не находится в пользовании ДЗАТИ ФОНД суд находит несостоятельным.
Согласно информации Росимущества от Дата защитное сооружение гражданской обороны №, ... класса, вместимость ... человек, находящееся по Адрес передано по договору от Дата№ «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны» ДЗАТИ ФОНД, в отношении данного сооружения предприятие несет полную ответственность, обеспечивает сохранность и поддерживает постоянную готовность к использованию по назначению, ТУ Росимущество вопрос о расторжении договора не согласовывался, законодательством односторонний отказ от такого договора не установлен.
В соответствии с п. 1 ст. 699 ГК РФ каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
При этом положения гл. 36 ГК РФ о договоре безвозмездного пользования (ссуды) направлены на урегулирование правоотношений, в которых по общему правилу соглашение заключается в интересах ссудополучателя, которому предоставляется возможность пользоваться чужим имуществом. Напротив, договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.
В связи с изложенным лицо, заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны при проведении приватизации, или его правопреемник не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора на основании ст. 699 ГК РФ. Данный договор может прекратить свое действие только в порядке, установленном ч. 7 ст. 31 Закона о приватизации для прекращения обременения.
Довод о том, что примерные программы обучения работников организации в области гражданской оборон для г.Перми и Пермского края уполномоченным органом не утверждены и не размещены в общедоступном источнике, в связи с чем, Фонд не имел возможности разработать программу, суд находит необоснованным.
Согласно п. «г» ч.5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.
Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций утверждена Министром МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14, находится в общедоступных источниках (интернет, Консультант Плюс и т.п.).
При этом, действующее Положение не предусматривает разработку программ обучения на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В данной редакции норма действовала до 02.05.2017 года.
Иные приведенные доводы жалобы в совокупности повторяют позицию юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, сводятся к оспариванию выводов мирового судьи, переоценке установленных судом обстоятельств и не свидетельствуют о незаконности постановления мирового судьи.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, препятствующих выполнению требований законодательства в области гражданской обороны, не установлено.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу ДЗАТИ ФОНД по делу не усматривается, принцип презумпции невиновности не нарушен, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественного положения юридического лица, в пределах санкции статьи.
Руководствуясь ч.1 п.1 ст.30.7 КоАП РФ,
р е ш е н и е:
Постановление мирового судьи судебного участка №7 Дзержинского судебного района г. Перми от 25.06.2019 № о привлечении Фонда развития и поддержки экономических программ «...» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5, ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента принятия.
.
. Судья Л.А. Богомолова