ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-557/19 от 23.10.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Чулкова Н.А. Дело № 12-557/19

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 23 октября 2019г.

Судья Кемеровского областного суда Загребельная Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении

Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр обучения Профессионал» (далее – АНО ДПО «Центр Профессионал»), , находящегося по адресу: ул. Коммунистическая, д.109, оф.14, г. Кемерово,

по жалобе директора АНО ДПО «Центр Профессионал» Долгополовой Т.Н. на постановление судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 16 сентября 2019г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 16.09.2019 АНО ДПО «Центр Профессионал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

В жалобе директор АНО ДПО «Центр Профессионал» Долгополова Т.Н. просит указанное постановление отменить, в связи с отсутствием события административного правонарушения, мотивируя тем, что профиль (направленность) образования преподавателей соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю); педагоги, получая основное высшее образование прослушали и получили знания по читаемым профильным дисциплинам, а также регулярно повышали квалификацию; при реализации образовательных программ нарушений прав и законных интересов слушателей выявлено не было, что подтверждается представленными отзывами, в которых отмечается высокий уровень организации обучения и профессионализма сотрудников АНО ДПО «Центр Профессионал»; полагает, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным, в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения директора АНО ДПО «Центр Профессионал» Долгополовой Т.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО3, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Общий порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с ч. 9 п. 6 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится, в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.

В силу требований подп. «д» п.6 Положения о лицензировании лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с требованиями к квалификации, указанными в квалификационной характеристике должности «Преподаватель», утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", лицо, замещающее должность «Преподаватель», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Пунктом 9 раздела I "Общие положения" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, АНО ДПО «Центр Профессионал» является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, профессионального обучения на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии , регистрационный номер , предоставленной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области 18.05.2018.

В период с 01.08.2019 по 23.08.2019 на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, согласованного с Прокуратурой Кемеровской области, в соответствии с приказом Кузбассобрнадзора от 19.06.2019 была проведена плановая выездная проверка в отношении АНО ДПО «Центр Профессионал», находящегося по адресу: г. Кемерово, ул. Коммунистическая, 109, часть помещения на первом этаже здания (по техпаспорту №14), в ходе которой были установлены грубые нарушения лицензионных требований, выразившиеся в следующем:

-должность «Преподаватель» (тем «Общие требования охраны труда и промышленной безопасности», «Оборудование и технология выполнения работ по профессии» образовательной программы профессионального обучения по профессии «Стропальщик») замещает на основании трудового договора от 09.01.2019 ФИО4, имеющий высшее образование по специальности «Медико-профилактическое дело». Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» (специальность «Медико-профилактическое дело» к данному направлению подготовки не относится) или в области, соответствующей вышеназванным преподаваемым предметам ФИО4 не имеет. Полученное ФИО4 дополнительное профессиональное образование по образовательным программам «Общая гигиена», «Обеспечение единства измерений», «Педагог дополнительного образования», «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», «Безопасность строительства и качества устройства электрических сетей и линий связи, на особо опасных технически сложных и уникальных объектах», «Проектирование зданий и сооружений. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды», «Безопасность строительства и осуществление строительного контроля», «Организация подготовки строительной документации», «Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта», «Проектирование зданий и сооружений. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка», «Организация архитектурно-строительного проектирования», «Организация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов» не является дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности ФИО4 в образовательном учреждении;

-должность «Преподаватель» (тем «Нормативно-правовые основы деятельности государственной дошкольной образовательной организации. Нормативно-правовые особенности деятельности негосударственных ДОО. Правовые особенности работы помощника воспитателя (няни) в семье», «Основы возрастной психологии дошкольников. Основы дошкольной педагогики», «Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Уход и присмотр за детьми» образовательной программы дополнительного профессионального образования «Профессиональная деятельность по уходу и присмотру за детьми (с присвоением квалификации: помощник воспитателя (няня)», тем «Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых», «Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования», «Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ» образовательной программы дополнительного профессионального образования «Педагогика и методика дополнительного образования детей и взрослых (с присвоением квалификации: педагог дополнительного образования)») замещает на основании трудового договора от 09.01.2019 ФИО11 имеющий высшее образование по специальности «Социальная работа». Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» (специальность «Социальная работа» к данному направлению подготовки не относится) или в области, соответствующей вышеназванным преподаваемым предметам ФИО10 не имеет. Полученное ФИО5 дополнительное профессиональное образование по образовательным программам «Социология», «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи» не является дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности ФИО5 в образовательном учреждении;

-должность «Преподаватель» (тем «Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС», «Планирование мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «Организация предупреждения чрезвычайных ситуаций и повышения устойчивости функционирования объектов экономики» образовательной программы дополнительного профессионального образования «Обучение должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций») замещает на основании трудового договора от 09.01.2019 ФИО6, имеющий высшее образование по специальности «Информационные системы и технологии» по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» (специальность «Информационные системы и технологии», направление подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» к данному направлению подготовки не относятся) или в области, соответствующей вышеназванным преподаваемым предметам ФИО6 не имеет. Полученное ФИО6 дополнительное профессиональное образование по образовательным программам: «Экономист-аналитик производственно-хозяйственной организации», «Повышение квалификации по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в области международных автомобильных перевозок», «Педагогика, методика и организация производственной практики в профессиональном обучении, профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании», «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи» не является дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности ФИО6 в образовательном учреждении;

-должность «Преподаватель» (тем «Законодательная база в области пожарной безопасности. Общие понятия о горении и пожаровзрывоопасных свойствах веществ и материалов, пожарной опасности зданий» образовательной программы дополнительного профессионального образования «Пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность дошкольных учреждений и общеобразовательных школ»; тем «Законодательная база в области пожарной безопасности. Общие понятия о горении и пожаровзрывоопасных свойствах веществ и материалов, пожарной опасности зданий», «Пожарная опасность организации. Меры пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ и при хранении веществ и материалов. Требования пожарной безопасности к путям эвакуации», «Общие сведения о системах противопожарной защиты в организации», «Организационные основы обеспечения пожарной безопасности в организации», «Действия ИТР, рабочих и служащих при пожарах» образовательной программы дополнительного профессионального образования «Пожарно-технический минимум для руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность пожароопасных производств») замещает на основании трудового договора от 09.01.2019 ФИО7, имеющая высшее образование по специальности «Металлорежущие станки и инструменты», «Мировая экономика». Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» (специальности «Металлорежущие станки и инструменты», «Мировая экономика» к данному направлению подготовки не относятся) или в области, соответствующей вышеназванным преподаваемым предметам, ФИО7 не имеет. Полученное ФИО7 дополнительное профессиональное образование по образовательным программам: «Педагогика, методика и организация производственной практики в профессиональном обучении, профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании», «Охрана труда», «Обучение и проверка знаний требований охраны труда членов комиссий по проверке знаний охраны труда обучающихся организаций», «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», не является дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности ФИО7 в образовательном учреждении.

Информация о наличии рекомендации аттестационной комиссии о назначении ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 на должность «Преподаватель», а также замещении ими должности «Преподаватель» в порядке исключения АНО ДПО «Центр Профессионал» представлена не была.

Таким образом, в нарушение требований подп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966 «О лицензировании образовательной деятельности» преподаватели ФИО4ФИО5, ФИО6, ФИО7 не обладают необходимой квалификацией.

Кроме того, согласно учебной и кадровой документации лицензиата, представленной при проведении проверки, функции мастера производственного обучения (должность которого действующим штатным расписанием АНО ДПО «Центр Профессионал», утвержденным 01.05.2019 не предусмотрена) при обучении по профессии «Стропальщик» в период с 02.07.2019 по 19.07.2019, в данной организации исполнял ФИО8, замещающий на основании трудового договора от 09.01.2019 должность «Преподаватель».

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копиями: Приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 19.06.2019 , Акта проверки от 23.08.2019, лицензии на осуществление образовательной деятельности, письменных объяснений директора АНО ДПО «Центр Профессионал» Долгополовой Т.Н., расписаний занятий, журналов учета занятий, Приказов о зачислении слушателей, дипломов и удостоверений о повышении квалификации, трудовых договоров, заключенных с преподавателями ФИО4ФИО5, ФИО6, ФИО7, и другими материалами дела.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения дела по существу, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АНО ДПО «Центр Профессионал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, поскольку объективных данных, свидетельствующих о том, что у АНО ДПО «Центр Профессионал» отсутствовала возможность для соблюдения лицензионных требований, а также убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что АНО ДПО «Центр Профессионал» были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных норм, материалы дела не содержат.

Между тем, вменение АНО ДПО «Центр Профессионал» нарушения требований подп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966 «О лицензировании образовательной деятельности», в связи с привлечением на должность «Мастер производственного обучения» ФИО8, не обоснованно, поскольку на момент проведения проверки ФИО8 функции мастера производственного обучения не исполнял, в связи с чем, подлежит исключению из объема предъявленного обвинения. Однако это не влечет за собой отмену или изменение судебного акта, поскольку не влияет на правильность выводов судьи о наличии в действиях АНО ДПО «Центр Профессионал» состава административного правонарушения, а также на вид и размер назначенного наказания.

Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, аналогичные доводам настоящей жалобы, были предметом тщательной проверки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты как не состоятельные по мотивам, изложенным в судебном решении, не согласиться с которыми оснований не имеется.

В целом, доводы жалобы не содержат указаний на события и факты, которые бы поставили под сомнение законность привлечения юридического лица к административной ответственности, а сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки судьи районного суда, не согласиться с которой оснований не имеется.

Выводы суда о виде и размере наказания должным образом мотивированы, наказание АНО ДПО «Центр Профессионал» в виде административного штрафа назначено с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.2, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также целям наказания, установленным ст. 3.1. КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния, а также с учетом того, что санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, помимо значительных сумм штрафа, устанавливает для юридических лиц наказание в виде приостановления деятельности, что свидетельствует об особой значимости охраняемых общественных отношений, правовых оснований для признания его малозначительным и освобождения АНО ДПО «Центр Профессионал» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Постановление судьи вынесено в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами, в порядке, предусмотренном КоАП РФ, должным образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся судебное постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Центрального районного суда г.Кемерово от 16 сентября 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр обучения Профессионал» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в силу в день его вынесения, но может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Е.В. Загребельная