ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-558/2021 от 17.09.2021 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

17сентября 2021 года <адрес>

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А.А., при секретаре Федоровой А.Ю.,рассмотрев в судебном заседании жалобу главного бухгалтера – начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление капитального строительства» ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>ФИО2,

у с т а н о в и л :

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>ФИО2, главный бухгалтер – начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление капитального строительства» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подана жалоба, в которой содержится просьба об его отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что оплата земельного налога по Объекту в период его строительства за счет средств субсидии произведена правомерно и не является нецелевым использованием бюджетных средств.

В судебном заседании ФИО1 и ее защитник – Черемных Е.М. на основании доверенности, доводы жалобы поддержали.В случае установления вины, заявитель просила применить ст. 2.9 КоАП РФ.

Представители должностного лица заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>ФИО2ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании полагали, что обжалуемое постановление является законным и отмене не подлежит.

Выслушав пояснения лиц, исследовав письменные доказательства по делу, прихожу к следующим выводам.

Как следует из оспариваемого постановления, в рамках реализации федерального проекта «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда» в части реализации мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства <адрес>, Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление капитального строительства» (далее ГКУ НСО «УКС») в 2020 г. на основании Государственного контракта осуществлялось строительство объекта «Школа по <адрес>.

На строительство данного объекта соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение) выделена субсидия в размере 250 000 руб. Объем субсидии за счет средств федерального бюджета составляет 175 000руб., за счет областного 75 000 руб.

Распределением ассигнований на капитальные вложения из областного бюджета по направлениям и объектам в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов, являющимся приложением к закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в <адрес> «Об областном бюджете <адрес> на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», ГКУ НСО «УКС» доведены бюджетные ассигнования в сумме 250 000 руб. по КБК 124 0702 070F150210.

При осуществлении ГКУ НСО «УКС» в 2020 году бюджетных полномочий в части обеспечения целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований и исполнения бюджетных обязательств, принятых путем заключения ГКУ НСО «УКС» с обществом с ограниченной ответственностью «Брусника. Организатор строительства» государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение подрядных работ по строительству объекта «Школа по <адрес>» (далее - Государственный контракт), за счет средств областного бюджета <адрес>, источником финансового обеспечения которых являлись средства субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию федерального проекта «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда», по элементу вида расходов414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» (КБК 124 0702 070F150210 414) главным бухгалтером - начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности ГКУ НСО «УКС» ФИО1 произведены расходы по уплате земельного налога, не включенного в главу 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета стоимости строительства «Школа по <адрес>» и в локальныйсметный расчет «Подготовительные работы», в общей сумме 1 343 596 руб. (из них: средства субсидии из федерального бюджета в сумме 940 517,20 руб. и средства областного бюджета <адрес> в сумме 403 087,80 руб.), за земельный участок в период строительства на нем объекта «Школа по <адрес>», подлежащего уплате за счет средств элемента вида расходов 851 «Уплата налогана имущество организаций и земельного налога» (КБК 124 0412 9900000590851),что всоответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств, в том числе:

- в сумме 447 880 руб. (за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 313 516 руб. и за счет средств бюджета <адрес> в сумме 134 364 руб.) на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ;

- в сумме 447 880 руб. (за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 313 516 руб. и за счет средств бюджета <адрес> в сумме 134 364 руб.) на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ;

- в сумме 447 836 руб. (за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 313 485,20 руб. и за счет средств бюджета <адрес> в сумме 134 350,80 руб.) на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из пункта 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), цели предоставления субсидий определяются правилами предоставления субсидий и соглашениями исходя из необходимости достижения результатов использования субсидии. Правила предоставления субсидий могут устанавливать требования к составу расходных обязательств субъекта Российской Федерации, софинансируемых из федерального бюджета, включающие требования к составу приобретаемых в целях достижения результатов использования субсидий товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) и (или) способам финансового обеспечения реализации соответствующих расходных обязательств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Указанные в настоящем пункте требования в случаях, установленных правилами предоставления субсидий, могут утверждаться актами главного распорядителя средств федерального бюджета, принятыми не позднее 20-го рабочего дня со дня утверждения правил предоставления субсидий (внесения изменений в правила предоставления субсидий), но не позднее начала финансового года, в котором предоставляется субсидия. В случае отсутствия указанных актов, утвержденных в установленные сроки, состав расходных обязательств субъектов Российской Федерации определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно исходя из целей предоставления субсидий и подлежит включению в соглашение. Адресное (пообъектное) распределение субсидий по объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества устанавливается соглашением в соответствии с правилами предоставления субсидий, а также принимаемыми в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 Правил , актами Правительства Российской Федерации или решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства, являющихся приложением к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), Правила устанавливают цель, порядок и условия предоставления субсидий из федеральногобюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства, в рамках федерального проекта «Жилье» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - субсидии).

В соответствии с пунктом 6 Правил субсидии могут быть направлены на следующие цели:

а) возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на строительство и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов инженерной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий, а также на обеспечение такими объектами земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;

б) возмещение затрат (части затрат) на выплату платы концедента по концессионным соглашениям на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, заключенным в целях реализации проектов по развитию территорий;

в) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях реализации проектов по развитию территорий;

г) строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в целях реализации проектов по развитию территорий, финансирование которых осуществлялось в рамках федерального проекта по 2021 год включительно;

д) строительство (реконструкция) объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий;

е) строительство (реконструкция) объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в том числе магистральных сетей, в целях реализации проектов по развитию территорий.

Таким образом, субсидия может быть использована на цели, предусмотренные Соглашением, а именно на строительство объекта «Школа по <адрес>», строительство которого осуществляется согласно проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.

Пунктом 48.4.3.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, являющегося приложением к приказу Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн (далее Порядок н) определено, что по элементу вида расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства.

Пунктом 48.8.5.1 Порядка н определено, что по элементу вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организации и земельного налога» отражаются расходы по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства).

Сводный сметный расчет стоимости строительства «Школа по <адрес>» содержит сведения по главам 1-9, в том числе сведения по главе 1 «Подготовка территории строительства» (номера сметных расчетов и смет: 01-01-01, 01-01-02; общая сметная стоимость: 594,88 тыс. руб.), а также раздел «Непредвиденные затраты» (МДС 81-35.2004; общая сметная стоимость: 14 020,92 руб.).

Согласно пункту 4.78 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - МДС 81-35.2004) и действующей на момент составления сводного сметного расчета стоимости строительства «Школа по <адрес>», в главу 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета включаются средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. К этим работам и затратам относится в том числе выплата земельного налога в период строительства.

Аналогично пунктом 144 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр (далее - Методика) и вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что в главу 1 сводного сметного расчета включаются затраты, связанные с оформлением земельного участка, с созданием геодезической разбивочной основы для строительства и освоением территории строительства, произведенных на момент подготовки проектной документации и (или) планируемых к осуществлению в период строительства.

Перечень работ и затрат, включаемых в главу 1 сводного сметного расчета, приведен в Приложении к Методике (пункт 145 Методики). Согласно данному перечню земельный налог на период строительства подлежит учету в главе 1 сводного сметного расчета стоимости строительства (пункт 1.1.3 Приложения к Методике).

Как следует из материалов дела, сумма земельного налога, подлежащего уплате ГКУ НСО «УКС» в 2020 году, в главу 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета стоимости строительства «Школа по <адрес>», не включена.

В соответствии 4.96 МДС 81-35.2004 в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденныеработы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

Аналогичное положение содержится в пункте 179 Методики, в соответствии с которым резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.

Таким образом, уплата земельного налога не отнесена законодателем к категории непредвиденных работ и затрат, предназначенных для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с положениями статьи 38 Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает,что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся доконкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, чтонецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средствбюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежныхобязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям,определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой,договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием дляпредоставления указанных средств.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ административная ответственность за данное правонарушение наступает занецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Приказом ГКУ НСО «УКС» от ДД.ММ.ГГГГ-лс, ФИО1 занимает должность главного бухгалтера – начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности ГКУ НСО «УКС».

Пунктом 1.7 должностной инструкции главного бухгалтера – начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности ГКУ НСО «УКС» определено, что основной задачей главного бухгалтера - начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности является организация и постановка бухгалтерского учета Учреждения, а также отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций с целью обеспечения условий для сохранения собственности Учреждения и рационального использования материальных и финансовых ресурсов в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими действующими нормативными актами Российской Федерации, с разъяснениями компетентных органов, касающихся методологии организации и ведения бухгалтерского учета, с учетной политикой Учреждения.

Учитывая, что в 2020 году при использовании средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию федерального проекта «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда» главным бухгалтером - начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности ГКУ НСО «УКС» ФИО1 не соблюдены требования подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 48.4.3.4, 48.8.5.1 Порядка н, пункта5 Правил , пункта 6 Правил , пунктов 4.78, 4.96 МДС 81- 35.2004, пунктов 144, 145, 179 Методики, пункта 1.1.3 приложения к Методике, что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств федерального бюджета, действия ФИО1 правомерно квалифицированы по статье 15.14 КоАП.

Таким образом, должностным лицом, полно и объективно исследованы, верно установлены фактические обстоятельства дела, а все представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку, оснований сомневаться в правильности которой не имеется. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с жалобой не представлено и в материалах дела не содержится.

Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Доводы заявителя о применении ст. 2.9 КоАП РФ и освобождении от административной ответственности, судьей отвергаются.

Как указано в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Оснований для признания правонарушения малозначительным судьей не установлено.

При этом полагаю необходимым отметить, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.

По существу, доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки должностным лицом и отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом постановлении.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не допущено.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, а административное наказание назначено в соответствии с санкцией названной статьи.

При таких обстоятельствах вынесенное по делу постановление о привлечении к административной ответственности сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а потому оснований для его отмены не имеется.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решении, в том числе, об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>ФИО2 о привлечении главного бухгалтера – начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление капитального строительства» ФИО1 административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья Е.А. А.