Судья Маркова О.А. Дело №7-21-164/2021
(1-я инстанция №12-558/2021)
УИД 75RS0001-02-2020-010823-54
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите 31 мая 2021 года жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Федеральной службы в сфере природопользования №03-077/2020 от 27 ноября 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г.Читы от 19 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ведущего инженера отделения ПЭК по ПО ЖКС №8 (г.Чита) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Федеральной службы в сфере природопользования ФИО2 №03-077/2020 от 27 ноября 2020 года ведущий инженер отделения ПЭК по ПО ЖКС №8 (г.Чита) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г.Читы от 19 апреля 2021 года постановление изменено, исключен вывод о несоставлении и ненаправлении в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования паспорта отхода (код по ФККО 72210101714).
Не согласившись с данными актами, ФИО1 обратилась в Забайкальский краевой суд с жалобой, в которой просила их отменить. По её мнению, факт наступления вредных последствий в результате неисполнения обязанности по отнесению отходов производства и потребления к конкретному классу опасности не доказан. Паспорта на отходы в настоящее время разработаны и каждый вид отхода отнесен к конкретному классу опасности. Просит прекратить производство по делу, а в случае признании вины заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок на обжалование решения.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала.
Выслушав объяснения ФИО1, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, проверив законность постановления в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 14).
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности).
В соответствии с пунктом 4 названного Порядка паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Согласно пункту 7 Порядка копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 года №541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности), который устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наступление административной ответственности по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки, проведённой с 28 сентября по 23 октября 2020 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, осуществляющего эксплуатацию очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, военный городок № (код объекта 76-0175-001067-П, категория объекта - II, категория риска - высокая), были выявлены нарушения частей 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 3, 4, 5, 6, 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», Приказа Минприроды России от 5 декабря 2014 года №541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности», выразившееся в несоставлении и ненаправлении в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования паспорта отхода (код по ФККО 72210101714) и невыполнении обязанности по отнесению следующих видов отходов: мусор и смет от производственных помещений малоопасный (код по ФККО 73321001724); мусор с защитных решёток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный (код по ФККО 72210101714); осадок биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный с применением флокулянтов практически неопасный (код по ФККО 72223111335); осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный (код по ФККО 72210201394), к конкретному классу опасности.
В соответствии с пунктами 2.5, 2.21, 2.22 должностной инструкции ведущего инженера (экология ТХ, ВКХ) отделения промышленного, экологического контроля и производственного обучения жилищно-коммунальной службы №8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, утвержденной начальником ЖКС №8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО 1 июня 2019 года, контроль за проведением инвентаризации опасных отходов, учетом образования и накопления отходов, осуществление паспортизации опасных отходов, контроль за соблюдением в подразделениях ЖКС филиала действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства возлагается на ведущего инженера (экология ТХ, ВКХ) отделения промышленного, экологического контроля и производственного обучения жилищно-коммунальной службы №8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО.
Таким образом, являясь ведущим инженером отделения ПЭК и ПО ЖКС №8 (г.Чита) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, ФИО1 является лицом ответственным за выполнение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и вина ведущего инженера отделения ПЭК и ПО ЖКС №8 (г.Чита) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Федеральной службы в сфере природопользования обоснованно постановлением №03-077/2020 от 27 ноября 2020 года привлек ведущего инженера отделения ПЭК и ПО ЖКС №8 (г.Чита) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО ФИО1 к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу ФИО1, правомерно изменил постановление должностного лица, исключив из него выводы о несоставлении и ненаправлении в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования паспорта отхода (код по ФККО 72210101714), поскольку «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» отнесен к конкретному классу опасности и паспорт отхода (код по ФККО 72210101714) направлен руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 22 сентября 2020 года, что подтверждается сопроводительным письмом (т.1 л.д.17).
Доводы жалобы ФИО1 об исполнении ею обязанности по отнесению видов отходов ФККО 72210101714, 73321001724, 72223111335, 72210201394 к конкретному классу опасности, составлению и направлению паспортов отходов, заслуживают внимания лишь частично.
Поскольку паспорт отхода (код по ФККО 72210101714) «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» составлен и направлен, как указано выше, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 22 сентября 2020 года, следовательно, обязанность по отнесению указанного вида отхода к конкретному классу опасности исполнена на момент проведения проверки.
Также из материалов дела следует, что ФИО1 исполнена обязанность по отнесению к конкретному классу опасности следующих отходов: «мусор и смет от производственных помещений малоопасный» (код по ФККО 73321001724) и «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных малоопасный» (код по ФККО 72210201394), что подтверждается паспортами отходов, направленными в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 19 марта 2020 года (т.1 л.д.8, 14) и 22 сентября 2020 года, соответственно (т.1 л.д.17, 18).
Исполнение обязанности по отнесению к конкретному классу опасности «осадок биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный с применением флокулянтов практически неопасный» (код по ФККО 72223111335) после проведения проверки 17 ноября 2020 года (т.1 л.д.19), свидетельствует о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат изменению.
Довод жалобы о недоказанности наступления негативных последствий, не свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, который является формальным.
Срок давности и порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 9 статьи 8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Федеральной службы в сфере природопользования №03-077/2020 от 27 ноября 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г.Читы от 19 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ведущего инженера отделения ПЭК по ПО ЖКС №8 (г.Чита) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ изменить: исключить из оспариваемых актов вывод о невыполнении обязанности по отнесению отходов к конкретному классу опасности - «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» (код по ФККО 72210101714), «мусор и смет от производственных помещений малоопасный» (код по ФККО 73321001724), «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных малоопасный» (код по ФККО 72210201394). В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесение и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статей 30.12.-30.14 КоАП РФ.
Судья
Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.