Дело № 12- 559/19
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
24 декабря 2019 года гор. Щелково Московской области
Судья Щелковского городского суда Московской области Торбик А.В., с участием защитника юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МАУ Щелковского муниципального района Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А.Третьяка по доверенности ФИО1, рассмотрев жалобу директора МАУ ЩМР ФОК « Ледовая арена им. В.А. Третьяка» Белоусова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №277 Щелковского судебного района Московской области от 17.05.2019, в отношении Муниципального автономного учреждения Щелковского муниципального района Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А.Третьяка, о назначении предупреждения,
У С Т А Н О В И Л:
В Щелковский городской суд поступила жалоба директора МАУ Щелковского муниципального района Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А.Третьяка Белоусова А.В. на постановление от 17.05.2019 года, в отношении Муниципального автономного учреждения Щелковского муниципального района Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка по ст.15.14 КоАП РФ.
Белоусов А.В. в поданной жалобе сообщает о необоснованности постановления, так как МАУ Щелковского муниципального района Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка не является получателем бюджетных средств, в силу своего статуса автономного и бюджетного учреждения, что подтверждаются его уставом. Сотрудники филиала МКУ ЩМР «ЦБ ЩМР», признают, что нормативы до директора МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка не доводили, поэтому всю ответственность по вменяемым юридическому лицу действиям должен нести филиал МКУ ЩМР «ЦБ ЩМР» в сфере «Спорт». Предлагает постановление отменить.
В судебном заседании защитник юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МАУ Щелковского муниципального района Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А.Третьяка по доверенности ФИО1 поддержала доводы жалобы, приобщила письменную позицию по делу.
Выслушав защитника юридического лица, допросив свидетелей ФИО2 и ФИО3, поддержавших правовую позицию Контрольно – счетной палаты городского округа Щелково Московской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением мирового судьи судебного участка №277 Щелковского судебного района Московской области от 17 мая 2019 года МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена им. В.А. Третьяка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и подвергнуто наказанию с применением ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ в виде предупреждения.
Решением судьи Щелковского городского суда от 09 августа 2019 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Постановлением заместителя председателя Московского областного суда от 22 октября 2019 года решение судьи Щелковского городского суда от 09 августа 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Юридическому лицу МАУ Щелковского муниципального района Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка вменяется правонарушение предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ.
Ст.15.14 КоАП РФ, предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
При рассмотрении жалобы Белоусова А.В. на постановление от 17.05.2019 года судья приходит к выводу, что постановление от 17.05.2019 года отмене или изменению не подлежит, поскольку правильной квалификацией действий юридического лица МАУ Щелковского муниципального района Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А.Третьяка следует считать ст.15.14 КоАП РФ, юридическим лицом расходованы субсидии предназначенные для выполнения муниципального задания, в расчете нормативных затрат на 2017 год, затраты на приобретение светильников предусмотрены, как реконструкция освещения ледовой арены в размере 257,2 тыс. рублей, фактические расходы составили 1444,9 тыс. рублей, что превышает нормативные затраты на 1.187,7 тыс. рублей. План финансово-хозяйственной деятельности утверждается с ведома руководителя МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка, где имеется подпись Белоусова А.В. Совершение юридическим лицом правонарушения по ст.15.14 КоАП РФ установлено при проведении контрольно-счетной палатой Щелковского муниципального района контрольного мероприятия, что подтверждается дубликатом акта проверки от 20 сентября 2018 года, платежным поручением от 23.08.2017 на сумму 1.444.892 рубля 38 копеек, а также постановлениями Администрации ЩМР от 01.10.2015 №2672, от 25.09.2015 №2579, от 26.01.2017 №353.
Судом проверены доводы жалобы Белоусова А.В., что юридическое лицо не является получателем бюджетных средств, в силу своего статуса автономного и бюджетного учреждения, собственником и учредителем МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка является муниципальное образование Щелковского муниципального района. Директор учреждения получает готовые блоковые цифры на коммунальные и другие расходы. Бухгалтерии в учреждении нет, у учреждения нет таких обязанностей которые, ему вменяются.
Суд отклоняет доводы Белоусова А.В. по следующим основаниям.
В своей правовой позиции МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка», указывая на пункты договора, заключенного с МКУ ЩМР «Централизованная бухгалтерия по отрасли «Спорт», стороной договора, являющейся исполнителем услуг указывает Филиал МКУ ЩМР «ЦБ ЩМР» в сфере «Спорт», и ссылается на основные задачи Филиала МКУ ЩМР «ЦБ ТТТМР» в сфере «Спорт», определённые в Положении филиала, утверждённом приказом его директора № 77 от 20.10.2017 года. Однако, данный приказ издан директором МКУ ЩМР «Централизованная бухгалтерия Щёлковского муниципального района» о создании филиалов данного учреждения по отраслям и утверждении их Положений, а не директором вышеуказанного филиала.
В этой связи, суд приходит к выводу, что в своей правой позиции МАУ ГОЩ ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка» ссылается на функции, задачи и полномочия учреждения, правоотношения с которым у МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка» возникли только с 01.11.2017 года, то есть почти через два месяца после установленного в ходе проведения контрольного мероприятия факта административного правонарушения, совершённого 06.09.2017 года. Тем самым МАУ ГОЩ ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка», основываясь в своей правовой позиции на полномочиях, задачах и документах учреждения, с которым МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка» на момент совершения административного правонарушения не имело договорных отношений. Кроме того, согласно пункта 4.2. Устава МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка» единоличным исполнительным органом учреждения является директор. В соответствии с пунктом 4.7 Устава, в обязанности директора входит обязанность по выполнению в полном объёме плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечивать целевое и рациональное использование бюджетных средств, в т.ч. субсидий на оказание услуг (выполнение работ), субсидий на иные цели и соблюдение автономным учреждением финансовой дисциплины. Пунктом 2.1.6. договора на постановку, организацию и ведение бухгалтерского и налогового учёта от 11.01.2017 года № 7, заключённого с МКУ ЩМР «Централизованная бухгалтерия по отрасли «Спорт», предусмотрено, что МКУ ЩМР «Централизованная бухгалтерия по отрасли «Спорт» составляет по согласованию с руководителем учреждения расчёты к муниципальному заданию, о чём также указано и в правовой позиции МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка». План ФХД на 2017 год подписан директором МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка» Белоусовым А.В., затем только утверждён председателем Комитета по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации Щёлковского муниципального района ФИО4 Таким образом, суд приходит к выводу, что ответственность за составление плана ФХД несёт исключительно директор учреждения Белоусов А.В. Исходя из вышеизложенного, ответственность за финансово-хозяйственную деятельность МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка» несёт его директор, как единоличный исполнительный орган учреждения. Правовые акты Администрации Щёлковского муниципального района, в том числе, относящиеся к утверждению нормативных затрат учреждениям, размещены в свободном доступе в сети Интернет на сайте Администрации Щёлковского муниципального района. Таким образом, доводы о том, что до Белоусова А.В. не доводилась информация по нормативным затратам, являются несостоятельными. В соответствии с требованиями абзацев 1 и 2 п.4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется за счёт средств местного бюджета в порядке, установленном местной администрацией. Объём финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном также местной администрацией. Согласно требованиям абзацев 1 и 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, рассчитанные с учётом нормативных затрат на оказание ими муниципальных услуг физическим и юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального имущества. Кроме того, пунктом 3.4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Щёлковского муниципального района от 25.09.2015 № 2579 определено, что размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (работ), а согласно пункту 14 подобного Порядка от 01.10.2015 № 2672 установлено, что субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания предоставляются учреждению при соблюдении им ряда условий, в том числе, использования субсидии в целях возмещения нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ). В соответствии с ч.1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка» в 2017 году предоставлялась на основании Соглашения от 17.01.2017 года № 004/004-р, согласно пункту 2.3.6. которого учреждение обязуется обеспечить целевое использование средств субсидии. При проведении проверки установлено, что МАУ ТТТМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка» (директор Белоусов А.В.) при выполнении муниципального задания допустило нецелевое использование средств субсидии на оказание услуг (выполнение работ) в сумме 1 187,7 тыс. рублей, выразившееся в том, что в 2017 году учреждением произведены за счёт средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания расходы по приобретению светового оборудования и выполнению электромонтажных работ в сумме 1 444,9 тыс. рублей (платёжное поручение от 23.08.2017 №476). В то же время установлено, что в расчете нормативных затрат на 2017 год, утверждённых постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 26.01.2017 № 353, затраты по приобретению светильников предусмотрены как реконструкция освещения ледовой арены в размере всего 257,2 тыс. рублей. В результате нарушены нормы действующего законодательства РФ и вышеуказанного пункта Устава учреждения. В связи с чем довод, указанный в правовой позиции МАУ ГОЩ ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка» по поводу того, что «....трактовать превышение нормативных затрат (превышение установленной нормы) и нецелевое использование как равные (направление средств бюджета бюджетной системы не на те цели) является неправильным, это два разных понятия, определение которым дал законодатель», является несостоятельным. В соответствии с письмом Минфина РФ от 13.07.2017 № 02-09-05/44583, к бюджетным и к автономным учреждениям, их должностным лицам может применяться административная ответственность за нецелевое использование средств субсидии, полученных из бюджета. Из чего следует, что административная ответственность по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространяется и на МАУ ЩМР ФОК «Ледовая арена» им. В.А. Третьяка», как получателя средств субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка №277 Щелковского судебного района от 17.05.2019 в отношении Муниципального автономного учреждения Щелковского муниципального района Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А.Третьяка, о назначении предупреждения является мотивированным, вынесено в пределах сроков давности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, с учетом ст. 4.1, ч. 1 ст.4.1.1 КоАП РФ, наказание не является строгим, постановление следует оставить без изменения. Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.7 КоАП РФ Р Е Ш И Л: Постановление мирового судьи судебного участка №277 Щелковского судебного района Московской области от 17.05.2019, по ст.15.14 КоАП РФ в отношении МАУ Щелковского муниципального района Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ледовая арена» имени В.А. Третьяка о назначении предупреждения – оставить без изменения, жалобу Белоусова А.В. без удовлетворения Судья А.В. Торбик