ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/15 от 30.04.2015 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело № 12-55/15

Р Е Ш Е Н И Е

г. Рязань 30 апреля 2015 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Гришина Л.К.,

с участием заявителя ФИО1,

защитника Соловьева В.В.,

при секретаре Кирюхиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по жалобе генерального директора ОАО «Рязаньрыбпром» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении серии № 03-05-10/13-15 от 05 марта 2015 года, вынесенное государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Рязанской области ФИО2 о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей,

установила:

Постановлением Государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям: отсутствует вина и состав вменяемого ФИО1 административного правонарушения, должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления в нарушение порядка привлечения лица к административной ответственности не была дана оценка его возражениям, должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления были допущены существенные (грубые) нарушения процедуры проведения проверки.

В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем ДД.ММ.ГГГГ.

В акте проверки указано, что в обществе в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ не проведена специальная оценка условий труда. Согласно п. 1 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель общества обязан провести специальную оценку условий труда до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, указание в акте проверки и протоколе от ДД.ММ.ГГГГ на то обстоятельство, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в обществе не проведена специальная оценка условий труда, не образует состав вменяемого ФИО1 административного правонарушения.

При проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем при оформлении результатов проверки и привлечении его, ФИО1, к административной ответственности должностное лицо не запрашивало документов, связанных с проведением специальной оценки условий труда в обществе. Должностное лицо, составившее протокол, сделала запросы в рязанские организации, проводящие такую оценку условий труда ДД.ММ.ГГГГ, то есть после составления протокола и возбуждения в отношении административного дела. Таким образом, проверка проводилась формально, объяснения должностных лиц общества по предмету проверки проверяющим не отбирались.

Между тем, в обществе еще до получения распоряжения о предстоящей проверке в соответствии с ч. 2 ст. 8 и ч. 6 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» поэтапно проводилась специальная оценка условий труда, начатая согласно гражданско-правовому договору на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда ДД.ММ.ГГГГ, завершение которой намечено на ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Таким образом, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ не может являться доказательством по делу и подлежит исключению из доказательной базы по делу.

Предписание от ДД.ММ.ГГГГ также является незаконным в части п. 1 - проведение специальной оценки условий труда до ДД.ММ.ГГГГ, так как было выдано на основании акта проверки, который согласно изложенным выше доводам не может служить доказательством вины ФИО1 и состава административного правонарушения по делу.

Кроме того, устанавливая срок проведения специальной оценки условий труда до ДД.ММ.ГГГГ, проверяющим не было учтено положение ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которой внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев.

Таким образом, предписание проверяющего в указанной части незаконно и подлежит отмене наряду с обжалуемым постановлением.

Просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания и предписание от ДД.ММ.ГГГГ по п. 1 в части обязания провести специальную оценку условий труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении меня Государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2, отменить, производство по указанному делу за отсутствием вины в его, ФИО1, действиях (бездействии) и состава административного правонарушения прекратить.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник доводы жалобы поддержали.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем ДД.ММ.ГГГГ.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела в ОАО «Рязаньрыбпром» в соответствии с ч. 2 ст. 8 и ч. 6 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» поэтапно проводилась специальная оценка условий труда, начатая согласно гражданско-правовому договору на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда ДД.ММ.ГГГГ, завершение которой намечено на ДД.ММ.ГГГГ Указанное обстоятельство подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда, заключенным между ООО «Рязаньрыбпром» и ООО «ТМВЛ».

В материалах дела имеется отчет о проведении ОАО «Рязаньрыбпром» специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ в составе комиссии, состоящей из ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7

Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, но и объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Ч. 1 ст. 25.1 и ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему гарантируется право представлять доказательства, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным кодексом.

Следовательно, проверяющий не вправе отказать в приобщении к материалам дела возражений, которые впоследствии должны быть оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ наряду со всеми иными собранными по делу доказательствами.

Иной подход означал бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, гарантированных ст. ст. 25.1 и 25.2 КоАП РФ.

Таким образом, довод проверяющего в обжалуемом постановлении о невозможности рассмотрения возражений ФИО1 по причине того, что рассмотрение возражений на акт проверки не относится к компетенции проверяющего, является необоснованным.

Более того, согласно ч. 12 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В этой связи неполное рассмотрение материалов административного дела привело к незаконному выводу проверяющего о наличии в действиях (бездействии) ФИО1 вины и состава административного правонарушения.

Доводы ФИО1 о том, что при проведении проверки имели место грубые нарушения процедуры ее проведения, выразившиеся в том, что акт проверки не был оформлен и вручен обществу или его представителю в установленный ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ срок, суд находит не состоятельными, поскольку акт проверки был вручен представителю общества ДД.ММ.ГГГГ, права его, в том числе на обжалование указанного акта, нарушены не были.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении серии от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 стати 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Отменить постановление по делу об административном правонарушении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 в отношении ФИО1.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 стати 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение десяти суток.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья Л.К.Гришина.