ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/18 от 04.07.2018 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)


Дело № 12-55/2018

РЕШЕНИЕ

04 июля 2018 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Келеметовой З.Р., с участием ФИО1, ее представителей ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, главного инспектора Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики ФИО4, представителя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики ФИО5, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инспектора Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики ФИО4 на постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики по результатам контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики» (далее – ГКОУ «Центр образования «Успех» Минобрнауки КБР), проведенного в государственном казенном общеобразовательном учреждении «Центр образования «Успех», 25 сентября 2017 года председателем контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики ФИО11 в адрес ГКОУ «Центр образования «Успех» Минобрнауки КБР было вынесено предписание №01-51/734 об устранении выявленных нарушений, а именно:

-привести в соответствие с действующим законодательством Положение о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг ГКОУ «Центр образования «Успех» Минобрнауки КБР, Положение о формировании и расходовании внебюджетных средств в ГКОУ «ЦО «Успех», а также Положение об управляющем совете в соответствие с Уставом;

-не допускать предоставления льгот на оказание платных услуг без покрытия учреждением недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств организации в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-не допускать нарушения статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части осуществления закупок товаров, работ, услуг вне рамок Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

-не допускать нарушения пунктов 5.7, 6.1, 6.2 Положения о внебюджетных средствах в части осуществления расходов сверх фактически поступивших доходов от оказания платных услуг и в части распределения родительской платы, полученной от оказания платных услуг;

-не допускать нарушения статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», пункта 5.2.2 Коллективного договора, пункта 4.43 Устава, пункта 30 Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 мая 2016 года № 86-ПП «О мерах по реализации Закона Кабардино-Балкарской Республики «О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», погасить задолженность по перечислению налога на доходы физических лиц, по оплате страховых взносов в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования;

-осуществлять начисления и выплаты заработной платы работникам Учреждения с учетом требований, установленных статьями 22, 135, 136 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 05 сентября 2013 года № 247-ПП «О Положении об отраслевой системе оплаты труда работников государственных казенных образовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики», Положением об оплате труда Учреждения, впредь не допускать нарушения статьи 70 Бюджетного кодекса, статей 22, 136 Трудового кодекса, пункта 4.1 Коллективного договора, пункта 30 Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 мая 2016 года № 86-ПП, пункта 4.43 Устава в части своевременности выплаты заработной платы работникам учреждения, погасить кредиторскую задолженность по заработной плате и впредь не допускать образования кредиторской задолженности по заработной плате;

-восстановить средства в сумме 879,9 тыс. рублей, направленные на заработную плату, не соответствующую правовым основаниям предоставления заработной платы (статье 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктам 6, 7, 48 Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 05 сентября 2013 года № 247-ЛЛ «О Положении об отраслевой системе оплаты труда работников государственных казенных образовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики», Положению об оплате труда ГКОУ «Центр образования «Успех», утвержденному приказом директора от 28 августа 2015 года № 86, трудовому договору с руководителем государственного учреждения Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики от 17 апреля 2013 года № 14 и повлекшие нецелевое использование бюджетных средств (л.д.7-9).

Срок исполнения данного предписания был установлен до 01 декабря 2017 года.

В соответствии с Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 января 2017 года №30-рп и на основании Постановления Главы местной администрации городского округа Нальчик от 28 августа 2017 года №1636 «О приеме в муниципальную собственность городского округа Нальчик государственного казенного образовательного учреждения «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики» государственное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики» преобразовано в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования Успех» городского округа Нальчик (далее МКОУ «ЦО «Успех» городского округа Нальчик).

Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2017 года (выписка из протокола заседания Коллегии №48 (330) предписание №01-51/734 от 25 сентября 2017 года было признано частично невыполненным в установленные сроки, в связи с чем 19 декабря 2017 года главным инспектором Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики ФИО4 в отношении исполняющей обязанности директора МКОУ «ЦО «Успех» городского округа Нальчик ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по признакам части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля (л.д.1-6,14).

Письмом председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики от 25 января 2018 года протокол об административном правонарушении от 19 декабря 2017 года и иные материалы направлены на рассмотрение по подведомственности в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.

Постановлением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 марта 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности директора МКОУ «ЦО «Успех» городского округа Нальчик ФИО1 прекращено по мотиву отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения (л.д.101-104).

08 мая 2018 года главный инспектор Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики ФИО4 обратилась в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 марта 2018 года и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как указано в жалобе, изменение типа учреждения с государственного казенного образовательного учреждения в муниципальное казенное образовательное учреждение не повлекло за собой создание нового юридического лица и прекращение старого, в связи с чем несостоятелен вывод суда о том, что предписание было вынесено в отношение несуществующего учреждения и должностного лица. Об этом также свидетельствует, по мнению автора жалобы, тот факт, что исполняющей обязанности директора МКОУ «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик ФИО1 правомерность предписания не оспаривалась, она предпринимала меры по его исполнению и отчитывалась информационными письмами.

По мнению заявителя, судья в обжалуемом постановлении дал неправильную оценку постановлению коллегии Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики о продлениисрока исполненияПредписания от 25 сентября 2017 года №01-51/734 в неисполненной части к 01 декабря 2017 года до 01 апреля 2018 года, поскольку это продление срока исполнения предписания было направлено на устранение нарушений закона образовательным учреждением вообще, а не продление ФИО1 установленного изначально предписанием срока его исполнения.

В судебном заседании главный инспектор Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики ФИО4 и представитель Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики ФИО5 поддержали жалобу по доводам, изложенным в ней.

ФИО1, ее представители ФИО2 и ФИО3 просили жалобу отклонить, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 18 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 года N 53-РЗ "О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики" (далее Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 года N 53-РЗ) в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата направляет в органы государственной власти и государственные органы Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание. Предписание Контрольно-счетной палаты должно быть исполнено в установленные в нем сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания Контрольно-счетной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Кабардино-Балкарской Республики (пункты 1, 3, 4).

Как следует из материалов дела, Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики по результатам контрольного мероприятия – проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГКОУ «Центр образования «Успех» 25 сентября 2017 года директору образовательного учреждения ФИО1 было выдано предписание №01-51/734, состоящее из 7 требований, направленных на приведение в соответствие с действующим законодательством локальных актов учреждения, на недопущение нарушений закона при предоставления льгот на оказание платных услуг, соблюдение требований федерального законодательства при осуществлении учреждением закупок товаров, работ, и услуг, обеспечение соблюдения учреждением статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, было предписано погасить задолженность по перечислению налога на доходы физических лиц, по оплате страховых взносов в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, восстановить средства в сумме 879,9 тыс. рублей, направленные на заработную плату, не соответствующую правовым основаниям предоставления заработной платы.

Срок исполнения данного предписания был установлен до 01 декабря 2017 года.

Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2017 года предписание №01-51/734 от 25 сентября 2017 года было признано невыполненным частично в части погашения задолженности по перечислению налога на доходы физических лиц, по оплате страховых взносов в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, восстановлению денежных средств в размере 879,9 тыс. рублей.

На основании данного решения Коллегии Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики 19 декабря 2017 года главным инспектором Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики ФИО4 в отношении исполняющей обязанности директора МКОУ «ЦО «Успех» городского округа Нальчик ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по признакам части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля (л.д.1-6,14).

Как следует из этого протокола, ФИО1 к 01 декабря 2017 года не исполнила предписание от 25 сентября 2017 года в части погашения задолженностей образовательного учреждения за 2016 год по взносам в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования в размере 1295,4 тыс. рублей, по перечислению НДФЛ в размере 1828,4 тыс. рублей. Сумма кредиторской задолженности учреждения по заработной плате составляет по состоянию на 11 декабря 2017 года 720,4 тыс. рублей, в то же время остались не возмещенными 879,9 тыс. рублей нецелевого использования средств республиканского бюджета.

Прекращение производства по делу за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Нальчикского городского суда в обжалуемом постановлении мотивировал тем, что предписание №01-51/734 от 25 сентября 2017 года со сроком исполнения 01 декабря 2017 года было выдано государственному казенному общеобразовательному учреждению «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, тогда как 01 сентября 2017 года был уже утвержден Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик (МКОУ «ЦО «Успех» городского округа Нальчик) и образовательное учреждение перешло в муниципальную собственность. ФИО1 назначена на должность исполняющего обязанности директора МКОУ «Центр образования «Успех», из чего следует, указано в постановлении, что предписание №01-51/734 от 25 сентября 2017 было вынесено в отношении на тот момент уже несуществующего должностного лица несуществующего учреждения - директора ГКОУ «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики. Как указано в постановлении, исполняющий обязанности директора МКОУ «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик не может быть признан виновным в неисполнении предписания, вынесенного в адрес директора ГКОУ «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР.

Кроме того, указано в обжалуемом постановлении, пункты предписания, неисполнение которых вменяется исполняющему обязанности директора МКОУ «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик ФИО1, предусматривают выполнение определенных действий на основании внутренних локальных нормативных актах ГКОУ «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики. Между тем, Уставом МКОУ «Центр образования «Успех» городского Нальчик» предусмотрена обязанность учреждения разработать все необходимые локальные акты и не предусмотрено регулирование его деятельности какими-либо локальными нормативными актами ГКОУ «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.

Ссылаясь на то, что после составления протокола об административном правонарушении 19 декабря 2017 года в отношении исполняющего обязанности директора МКОУ «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик ФИО1, постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики от 22 сентября 2017 года установлен новый срок исполнения предписания №01-51/734 от 25 сентября 2017 года до 01 апреля 2018 года, судья указал в постановлении, что данное обстоятельство исключает административную ответственность должностного лица за неисполнение предписания, поскольку на день рассмотрения дела судом этот срок еще не наступил.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 данного Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Обжалуемое по настоящему делу судебное постановление вынесено без соблюдения требований приведенных норм, без выяснения всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения вопроса о виновности или невиновности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Так, в материалах дела нет документов о назначении проверки в ГКОУ «Центр образования «Успех» Минобрнауки Кабардино-Балкарской Республики Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики, нет акта проверки, нет представления, которое было внесено Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики в адрес образовательного учреждения, тогда как из пояснений представителей сторон в настоящем судебном заседании следует, что за несколько месяцев до внесения предписания от 25 сентября 2017 года Счетная палата направляла в порядке статьи 17 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 года N 53-РЗ представление об устранении выявленных нарушений.

Суд первой инстанции не вел протокол судебного заседания, и в деле нет сведений о том, что при рассмотрении им дела указанные документы исследовались судом и оценивались им.

Между тем, без исследования и оценки перечисленных документов нельзя сделать правильный вывод о законности либо незаконности действий Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики по проведению проверки финансовой деятельности образовательного учреждения и внесению предписания.

В деле нет, и суд первой инстанции не исследовал, Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 января 2017 года №30-рп и Постановления Главы местной администрации городского округа Нальчик от 28 августа 2017 года №1636 о передаче в муниципальную собственность городского округа Нальчик государственного казенного образовательного учреждения «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, и по делу не установлены условия указанного преобразования юридического лица.

Без выяснения этих обстоятельств, условий преобразования образовательного учреждения у суда первой инстанции не было правовых оснований утверждать, что предписание №01-51/734 от 25 сентября 2017 года со сроком исполнения 01 декабря 2017 года было выдано уже не существующему ГКОУ «Центр образования «Успех» Минобрнауки КБР и что МКОУ «ЦО «Успех» городского округа Нальчик не обязано исполнять это предписание.

Тщательное исследования этих обстоятельств необходимо в силу положений пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При вынесении обжалуемого судебного акта суд не учел приведенные обстоятельства и положения закона.

Довод судьи в обжалуемом постановлении о том, что пункты предписания, неисполнение которых вменяется исполняющему обязанности директора МКОУ «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик ФИО1, предусматривают выполнение определенных действий на основании внутренних локальных нормативных актах ГКОУ «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР, тогда как Уставом МКОУ «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик» не предусмотрено регулирование его деятельности какими-либо локальными нормативными актами ГКОУ «Центр образования «Успех» Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР основан на ошибочном восприятии обстоятельств дела, поскольку протокол об административном правонарушении, составленный в отношении ФИО1 и содержащий описание события административного правонарушения, инкриминируемого ей, не содержит никаких ссылок на локальные нормативные акты.

Не состоятельны и довод судьи о том, что продление срока исполнения предписания от 25 сентября 2017 года до 01 апреля 2018 года уже после составления протокола об административном правонарушении от 19 декабря 2017 года в отношении ФИО1 означает установление нового срока исполнения предписания №01-51/734 от 25 сентября 2017 года и исключает административную ответственность должностного лица, поскольку установленный первоначально срок исполнения предписания до 01 декабря 2017 года не был отменен.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку при рассмотрении дела было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Нальчикского городского суда от 01 марта 2018 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,судья Верховного СудаКабардино-Балкарской Республики,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Нальчикского городского суда от 01 марта 2018 года отменить Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить и дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик ФИО1 направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Л.М. Бабугоева