ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/19 от 08.05.2019 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)


№12-55/2019

Р Е Ш Е Н И Е

08 мая 2019 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,

при ведении протокола судебного заседания Тхагужоковой М.М.,

с участием:

представителя Местной администрации городского округа Нальчик Ахаминова Р.А., действующего на основании доверенности №45-1-23/713 от 04.02.2019 г.,

представителя Управления Роспотребнадзора по КБР - главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Оразаевой Т.С., действующей по доверенности №8 от 08 мая 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Местной администрации городского округа Нальчик на постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 04 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной администрации городского округа Нальчик,

установил:

28 июня 2018 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике Оразаевой Т.С. в отношении Местной администрации городского округа Нальчик был составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признакам - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Постановлением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 сентября 2018 года Местная администрация городского округа Нальчик по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Местная администрация признана виновной в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации расположенных в городе Нальчике водных объектов: озера «Трек», озера «Курортное» и реки Нальчик, используемых для целей рекреации и отдыха населения (л.д. 37-41).

Решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 сентября 2018 года постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Местной администрации городского округа Нальчик, отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.

Основанием отмены постановления суда первой инстанции явилось неизвещение Местной администрации городского округа Нальчик о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.

Постановлением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 04 марта 2019 года Местная администрация городского округа Нальчик признана виновной по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

27 марта 2019 года заместитель главы Местной администрации городского округа Нальчик - Паштов А.Х. обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного судом постановления, просит его отменить и прекратить производство по делу за отсутствием в действиях Местной администрации городского округа Нальчик состава инкриминированного правонарушения.

Как указано в жалобе, водные объекты озёра «Трек» и «Курортное» на основании договоров аренды, заключенных соответственно с Обществом с ограниченной ответственностью «Трек» и ФИО13 эксплуатируются данными арендаторами, которые и должны нести ответственность за соблюдение водоохранного и природоохранного законодательства в отношении эксплуатируемых объектов. Также автор жалобы полагает, что ответственность за состояние реки Нальчик не может быть возложена на Местную администрацию г.о. Нальчик, поскольку согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, река является водным объектом, находящимся в собственности Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Местной администрации городского округа Нальчик Ахаминов Р.А. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике Оразаева Т.С. полагала жалобу необоснованной. Представила письменные возражения, в которых указывалось на непредставление договоров аренды в Управление Роспотребнадзора по КБР при составлении протокола судебного заседания, обращалось внимание на передачу в аренду по договорам земельных участков, а не водных объектов – озер «Трек» и «Курортное» и на отсутствие в указанных договорах условий разграничения зон ответственности относительно водных объектов.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и возражения, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административную ответственность в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что Местной администрации г.о. Нальчик вменяется нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении трех водных объектов: река Нальчик, искусственные озера «Трек» и «Курортное».

В силу статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

С учетом изложенного, из трех водных объектов, в отношении которых Управлением Роспотребнадзора по КБР зафиксированы нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства – река Нальчик, искусственные озера «Трек» и «Курортное», один водный объект, а именно, река Нальчик является собственностью Российской Федерации, в связи с чем, привлечение к административной ответственности Местной администрации г.о. Нальчик в указанной части необоснованно.

Водные объекты - озера «Трек» и Курортное», как соответствующие критериям, приведенным в пункте 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, отнесены к собственности муниципального образования городской округ Нальчик, в связи с чем, Местная администрация г.о. Нальчик, как исполнительно-распорядительный орган данного муниципального образования, привлечена к ответственности правомерно.

Согласно пунктам 26, 31 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, осуществление полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации).

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации).

Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (п. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 11 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Исходя из содержания статьи 13 Водного кодекса Российской Федерации, договор водопользования должен содержать, в том числе, сведения о водном объекте, в том числе, описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе, схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Возражая против привлечения к административной ответственности по санитарно-эпидемиологическим нарушениям, выявленным на озерах «Трек» и «Курортное», представитель Местной администрации г.о. Нальчик ссылался на договоры аренды земельных участков:

- договор аренды №4019-АЗ от 05 сентября 2016 года между МКУ «Управление земельных отношений Местной администрации г.о. Нальчик» и Тлепшевым Маратом Абубовичем, предмет аренды – земельный участок категории: земли населенных пунктов, площадью 72544 кв.м., расположенный по адресу: КБР, г.Нальчик, в Нальчикском городском парке культуры и отдыха, вид разрешенного использования рекреация, отдых, кадастровый номер 07:09:0104018:41, сроком действия три года;

- договор аренды №4318-АЗ от 21 июня 2018 года между МКУ «Управление земельных отношений Местной администрации г.о. Нальчик» и Секрековым Зауром Владимировичем, предмет аренды – земельный участок категории земли населенных пунктов, площадью 32 094 кв.м., расположенный по адресу: КБР, г.Нальчик, в Нальчикском городском парке культуры и отдыха, вид разрешенного использования рекреация, отдых, кадастровый номер 07:09:0104018:182, сроком действия до 13 сентября 2019 года;

- договор аренды №4223-АЗ от 31 августа 2017 года между МКУ «Управление земельных отношений Местной администрации г.о. Нальчик» и генеральным директором ООО «Трек» ФИО14,, предмет аренды – два земельных участка категории земли населенных пунктов, площадью 29286 кв.м. и 6414 кв.м., расположенные по адресу: КБР, г.Нальчик, озеро «Трек» (Атажукинский сад), вид разрешенного использования для массового отдыха, рекреации кадастровые номера 07:09:0104018:138, 07:09:0104018:129, сроком действия до 13 апреля 2021 г.;

Также приложены кадастровые паспорта земельных участков.

Таким образом, предметом указанных договоров аренды являются земельные участки. Ни в одном договоре аренды не отражено наличие на земельных участках каких-либо водных объектов, их описание, соответственно, не указано о передачи их в аренду. Ни один представленный договор по своему содержанию не соответствует требованиям договора водопользования, установленным Водным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Поскольку постановка на кадастровый учет земельного участка, занятого поверхностным водным объектов недопустима, ссылка местной администрации г.о. Нальчик на договоры аренды земельных участков, как на доказательство передачи в пользование водных объектов озеро «Трек» и озеро «Курортное» третьим лицам, также не может быть принята во внимание.

Таким образом, местной администрацией г.о. Нальчик не представлено относимых и допустимых доказательств передачи прав на использование (аренду) водных объектов – озеро «Трек» и «Курортное» третьим лицам с возложением на них обязанностей по надлежащему их содержанию, в связи с чем, ответственность за их санитарное состояние должна нести местная администрация г.о. Нальчик.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии со статьей 2 названного закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Санитарные правила и нормы к поверхностным водным объектам установлены, СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод".

Вина привлекаемого лица в нарушении указанных санитарных правил и норм подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

В частности, согласно заключения к протоколу лабораторных испытаний №1321 от 20.06.2018г. на основании протоколов лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КБР» №5154 от 18.06.2018г. проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза воды водоема 2 категории с озера «Курортное» г.о.Нальчик возле общего пляжа, по результатам которой установлено, что пробы воды водоема 2 категории не соответствуют по санитарно—химическим и микробиологическим показателям требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

К примеру, из указанного заключения следует, что результат подсчета содержания общих колиформных бактерий по результатам микробиологического исследования проб воды озера «Курортное» - «зарост фильтров» (значение, не поддающееся подсчету в силу его величины) при допустимом гигиеническом нормативе 500 единиц (л.д.4,5).

Согласно заключению к протоколу лабораторных испытаний №1322 от 20.06.2018г. на основании протоколов лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КБР» №5155 от 18.06.2018г. проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза воды водоема 2 категории с озера «Трек» г.о.Нальчик, на основании которой установлено, что пробы воды водоема 2 категории не соответствуют по санитарно-химическим и микробиологическим показателям требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

К примеру, содержание общих колиформных бактерий по результатам микробиологического исследования проб воды озера «Трек» составило 19090 единиц, при допустимом гигиеническом нормативе 500 единиц. (л.д.6,7).

Согласно заключению к протоколу лабораторных испытаний №1195 от 05.06.2018г. на основании протоколов лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КБР» № 3801 от 04.06.2018г. проведена экспертиза воды водоема 2 категории с озера «Курортное» г.о.Нальчик, возле общего пляжа, в результате которой установлено, что пробы воды водоема 2 категории не соответствуют по микробиологическим показателям требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». В частности, содержание общих колиформных бактерий по результатам микробиологического исследования проб воды озера «Курортное» составило 12 612 единиц, при допустимом гигиеническом нормативе 500 единиц, термотолерантных колифирмных бактерий – 12612,6 при нормативе не более 100 (л.д. 8,9).

Согласно заключению к протоколу лабораторных испытаний №1200 от 06.06.2018г. на основании протоколов лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КБР» № 3803 от 04.06.2018г. проведена экспертиза воды водоема 2 категории с озера «Трек» г.о.Нальчик, возле общего пляжа, в результате которой установлено, что пробы воды водоема 2 категории не соответствуют по микробиологическим показателям требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». В частности, содержание общих колиформных бактерий по результатам микробиологического исследования проб воды составило 8198,1 единиц, при допустимом гигиеническом нормативе 500 единиц, термотолерантных колифирмных бактерий – 8198,1 при нормативе не более 100 (л.д. 10,11).

Согласно заключению к протоколу лабораторных испытаний №1199 от 06.06.2018г. на основании протоколов лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КБР» № 3802 от 04.06.2018г. проведена экспертиза воды водоема 2 категории с озера «Трек» г.о.Нальчик, возле общего пляжа, в результате которой установлено, что пробы воды водоема 2 категории не соответствуют по микробиологическим показателям требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». В частности, содержание общих колиформных бактерий по результатам микробиологического исследования проб воды составило 4414,4 единиц, при допустимом гигиеническом нормативе 500 единиц, термотолерантных колифирмных бактерий – 4414,4 при нормативе не более 100 (л.д. 10,11).

В соответствии с заключениями к протоколам лабораторных исследований и протоколов лабораторных испытаний, проведенными ФБУЗ «ЦГиЭвКБР», в пробах воды, отобранных в озере «Трек», озере «Курортное», являющихся водными объектами, используемые Местной администрацией г.о. Нальчик в целях рекреации и отдыха населения, обнаружены не соответствия санитарным нормам по микробиологическим показателям, что является нарушением требований п.1, п.З, п.5, ст.18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» а именно:

1) в нарушение п.5.1.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в соответствии с Заключением к протоколу лабораторных испытаний № 1321 от 20.06.2018г., протокола лабораторных исследований №5154 от 18.06.2018г., ФБУЗ «ЦГиЭ в КБР» в пробах воды водоема II категории,

озеро «Курортное» КБР г.Нальчик Долинск исследованное на микробиологические показатели обнаружено: общие колиформные бактерии - зарост фильтров, при норме не более 500, Термотолерантные колиформные бактерии - зароет фильтров при норме не более 100;

2) в нарушение п.5.1.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в соответствии с Заключением к протоколу лабораторных испытаний № 1322 от 20.06.2018г., протокола лабораторных исследований №5155 от 18.06.2018г., ФБУЗ «ЦГиЭвКБР» в пробах воды водоема II категории, озеро «Трек» КБР г.Нальчик Долинск, исследованное на микробиологические показатели обнаружено: общие колиформные бактерии-19090, при норме не более 500;

3) в нарушение п.5.1.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в соответствии с Заключением к протоколу лабораторных испытаний № 1195 от 05.06.2018г., протокола лабораторных исследований №3801 от 04.06.2018г., ФБУЗ «ЦГиЭвКБР» в пробах воды водоема II категории озеро «Курортное» КБР, г.Нальчик, Долинск, исследованное на микробиологические показатели обнаружено: общие колиформные бактерии-12612,6 при норме не более 500, Термотолерантные колиформные бактерии-12612,6 при норме не более 100;

4) в нарушение п.5.1.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в соответствии с Заключением к протоколу лабораторных испытаний №1200 от 06.06.2018г., протокола лабораторных исследований №3803 от 04.06.2018г., ФБУЗ «ЦГиЭвКБР» в пробах воды водоема II категории, озеро «Трек» КБР, г.Нальчик, Долинск исследованное на микробиологические показатели обнаружено: общие колиформные бактерии-8198,1 при норме не более 500, Термотолерантные колиформные бактерии-8198,1 при норме не более 100;

9) в нарушение п.1 п.3 п.3 ст. 18 Федерального Закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в соответствии с письмом №2092 от 06.06.2018г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике на имя и.о. Главы местной администрации г.о. Нальчик с данными лабораторного контроля качества воды по микробиологическим показателям с просьбой о необходимости выполнения рекомендуемых в письме мер, ответные меры не приняты;

В нарушении п.1. п.3 п.3 ст.18 Федерального Закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с письмом №2303 от 25.06.2018г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике на имя Главы местной администрации г.о. Нальчик с данными лабораторного контроля качества воды по микробиологическим показателям с просьбой о необходимости принятия действенных мер изложенных в письме по устранению выявленных нарушений, ответные меры не приняты.

Таким образом, вина Местной администрации г.о. Нальчик в нарушении требований санитарно-эпидемиологческого законодательства на водных объектах озеро «Трек» и озеро «Курортное» была правомерно установлена судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, по основаниям, изложенным выше, в части возложения ответственности за нарушения, выявленные по результатам анализа проб воды реки Нальчик, постановление подлежит изменению, с исключением выводов о виновности местной администрации г.о. Нальчик в указанной части, по причине нахождения водного объекта река Нальчик в федеральной собственности.

Оснований для изменения назначенного наказания, несмотря на исключение части предъявленного обвинения, не усматриваю.

Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 20000 рублей соответствует положениям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, находится в пределах санкции статьи 6.3 названного Кодекса.

Доводы жалобы о неуказании судьей реквизитов и данных получателя штрафа нахожу обоснованными.

Согласно пункту 1.1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе,

Ввиду неуказания судом соответствующей информации в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении, данное обстоятельство является основанием для его изменения путем внесения соответствующих сведений в его резолютивную часть.

Иных оснований, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 04 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной администрации городского округа Нальчик изменить:

-исключить из его мотивировочной части (абзац 2 страницы 4) выводы о виновности Местной администрации городского округа Нальчик в нарушениях санитарно-эпидемиологических норм, выявленных по результатам проб воды, взятых из реки Нальчик;

-дополнить резолютивную часть указанием реквизитов для оплаты административного штрафа:

в УФК по КБР получатель платежа Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике,

КПП 072101001 ИНН 0721010510 ОКТМО 83701000

БИК 048327001 р/сч 40101810100000010017

УИН 14104070006200016325 КБК 14111628000016000140.

В остальной части постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 04 марта 2019 года оставить без изменения, жалобу Местной администрации городского округа Нальчик- без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Кабардино-Балкарской Республики З.М. Ошхунов