ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/19 от 22.03.2019 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-55/2019

РЕШЕНИЕ

г. Елизово Камчатский край 22 марта 2019 года

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Бондаренко С.С.,

при секретаре судебного заседания Соломка А.В.,

с участием аудитора Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Пашковой М.М.,

рассмотрев жалобу аудитора Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Пашковой М.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края от 19 января 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – муниципального бюджетного образовательного учреждения «Термальненская средняя школа» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ

Постановлением мирового судьи судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края от 19 января 2019 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении юридического лица – муниципального бюджетного образовательного учреждения «Термальненская средняя школа» (далее – МБОУ «Термальненская средняя школа», учреждение, юридическое лицо) прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, должностным лицом, составившим в отношении МБОУ «Термальненская средняя школа» протокол об административном правонарушении, аудитором Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Пашковой М.М. подана жалоба, в которой аудитор просит отменить постановление мирового судьи, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указала, что судом при рассмотрении дела неверно установлено, что сумма в размере 44103 рубля 85 копеек является счетной ошибкой и не может расцениваться как нецелевое расходование бюджетных средств МБО» Термальненская средняя школа». Счетная ошибка, по смыслу норм действующего законодательства и правоприменительной практики, это ошибка в арифметических действиях, то есть неправильное применение правил математики. При этом технические ошибки, неправильное применение или не применение норм права, трудовых договоров, приказов работодателя, не являются счетными ошибками, следовательно, мировым судьей неверное установлено, что вышеуказанная сумма, образовавшаяся вследствие указания в расчетах заработной платы неверных исходных данных с нарушением установленных дополнительными соглашениями к трудовым договорам должностных окладов и стимулирующих доплат, является не счетной ошибкой, а нецелевым использованием бюджетных средств - выделенной из бюджета Елизовского муниципального района субсидии на иные цели, предназначенной для заработной платы с начислениями за работу в лагере с дневным пребыванием детей в возрасте 6,5-17 лет, организованном МБОУ «Термальненская средняя школа», то есть учреждением допущено расходование средств субсидии на иные цели не в соответствии с целями её предоставления и в нарушение п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Оплата труда, премирование и стимулирование труда работников в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей, организованном на базе МБОУ «Термальненская средняя школа» в проверяемом периоде осуществлялись на основании Положения о системе оплаты труда работников МБОУ «Термальненская средняя школа», Положения о доплатах, надбавках, стимулирующих выплатах, премировании и мерах социальной поддержки работников МБОУ «Термальненская средняя школа». Между работодателем и работниками ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО7 подписаны дополнительные соглашения к трудовым договорам, которыми установлены обязательные условия оплаты труда, в том числе, размер должностного оклада работника – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и надбавок. Тем самым, у МБОУ «Термальненская средняя школа» имелась обязанность перед физическими лицами уплатить за счет средств бюджета, за фактическую работу в пришкольном лагере заработную плату, установленную работникам в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации в дополнительных соглашениях, тогда как Учреждение при несоблюдении норм трудового законодательства, законодательства о бухгалтерском учете, бюджетного законодательства при несоблюдении условий дополнительных соглашений направило без правовых на то оснований на оплату на оплату труда физических лиц бюджетные средства, предоставленные учреждению на основании соглашения и порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели из бюджета Елизовского муниципального района от 09 января 2017 года.

В судебном заседании аудитор Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Пашкова М.М. жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней доводам. Пояснила, что она возглавляла контрольное мероприятие, проводимое в образовательном учреждении на предмет законности, результативности использования средств бюджета Елизовского муниципального района, в ходе которого было установлено, что лимит выделенных учреждению субсидий на заработную плату воспитателям пришкольного лагеря превышен не был, при этом целью проверки являлось расходование средств учреждением, предоставленных из бюджета Елизовского района на конкретные цели, в данном случае – заработная плата воспитателям пришкольного лагеря, в связи с чем аудиторами не проверялся первоначальный расчет сумм, заявленных к выплате в качестве субсидии и установленных соглашением. Расчет суммы заработной платы, которая должна была быть выплачена воспитателям, производился аудиторами исходя из требований статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что частью дополнительных соглашений была установлена оплата труда воспитателю за смену. Полагала, что заработная плата, исчисленная воспитателям пришкольного лагеря с нарушением норм трудового законодательства, и, как следствие, выплаченная необоснованно, является нецелевым использованием бюджетных средств, несмотря на то, что субсидия была потрачена на цель, для которой она предоставлялась – оплата труда воспитателям пришкольного лагеря.

Заслушав аудитора Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Пашкову М.М., изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по статье 15.14 КоАП РФ наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным законом (решением) о бюджете, договором (соглашением) и иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Термальненская средняя школа» является действующим юридическим лицом, состоит на учете в налоговом органе и создано, в том числе, для реализации образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего, среднего общего образования, организации отдыха и оздоровления учащихся в каникулярное время.

09 января 2017 года между Управлением образования администрации Елизовского муниципального района и МБОУ «Термальненская средняя школа» заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели, в рамках которого образовательному учреждению на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие образования в Елизовском муниципальном районе на 2014-2020 годы» по организации отдыха детей в каникулярное время в лагеря с дневным пребыванием, организованных при муниципальных образовательных организациях за 2017 год установлена субсидия на иные цели по направлению расходования на заработную плату с начислениями в размере 521335 рублей 80 копеек. В последующем, в данное соглашение были внесены изменения 31.03.2017 № 1, 30.05.2017 № 2, 08.08.2017 № 3, 14.07.2017 № 4, 24.07.2017 № 5, 01.08.2017 № 6, 09.08.2017 № 7, 11.09.2017 № 8, 09.10.2017 № 9, 07.11.2017 № 10, 14.11.2017 № 11, 21.12.2017 № 12.

В целях исполнения обязательств заключенного соглашения, в пределах средств субсидии на иные цели по направлению расходования – на заработную плату с начислениями на нее за июль 2017 года МБОУ «Термальненская средняя школа» выплачено 135 539 рублей 84 копейки.

При рассмотрении жалобы аудитор Пашкова М.М. пояснила, что лимит субсидии, выделенной образовательному учреждению на заработную плату воспитателям пришкольного лагеря превышен не был.

Приказом Управления образования администрации Елизовского муниципального района от 03 февраля 2017 года № 134 и от 30 мая 2017 года №453/1 МБОУ «Термальненская средняя школа» включено в сеть оздоровительных лагерей дневного пребывания детей для учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте от 6,5 до 17 лет включительно в период летних каникул 2017 года. В этой связи учреждением принято решение о создании на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей во время каникул в период с 28 июня 2017 года по 21 июля 2017 года.

Приказом директора МБОУ «Термальненская средняя школа» от 30 мая 2017 года № 231/3-к на базе образовательного учреждения на время летних каникул на период с 28 июня по 21 июля 2017 года открыт лагерь с дневным пребыванием детей в количестве 50 человек, со штатной численностью воспитателей 4 единицы.

В соответствии с планом работ Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района на 2018 год, в МБОУ «Термальненская средняя школа» проводилась проверка законности, эффективности и экономности использования средств бюджета Елизовского муниципального района, а также средств, полученных местным бюджетом из иных источников в части задач №№ 1, 4, 5, 6, подпрограммы 2 «Развитие общего образования в Елизовском муниципальном районе на 2014-2020 годы» муниципальной программы «Развитие образования в Елизовском муниципальном районе на 2014-2020 годы».

В ходе проверки аудитор контрольно-счетной палаты установил, что образовательным учреждением при начислении заработной платы воспитателям летнего лагеря при данном учреждении допущены нарушения финансовой дисциплины, а именно:

28 июня 2017 года между МБОУ «Термальненская средняя школа» и учителем ФИО3 заключено дополнительное соглашение о временном переводе последней на должность воспитателя на период с 28 июня 21017 года по 21 июля 2017 года, с окладом 10965 рублей, стимулирующей выплатой в размере 2067 рублей 68 копеек или 17,8% от должностного оклада. Согласно табелю учета рабочего времени за июнь 2017 года, ФИО3 отработала 3 рабочих дня, за июль 2017 года ФИО3 отработала 15 рабочих дней, ей начислена заработная плата в размере 33884 рубля 96 копеек, с которой начислены страховые взносы в размере 10233 рубля 25 копеек (30,2%). По мнению контрольного органа, за указанный период с учетом должностного оклада за отработанный период в размере 9398 рублей 58 копеек, стимулирующей выплаты в размере 1776 рублей 34 копейки по должности воспитателя заработная плата должна была составить 29054 рубля 80 копеек. Таким образом, сумма переплаты составила 4830 рублей 16 копеек, налог на доходы физических лиц – 628 рублей, страховые взносы – 1458 рублей 69 копеек, итого – 6288 рублей 85 копеек.

01 июня 2017 года между МБОУ «Термальненская средняя школа» и учителем ФИО4 заключено дополнительное соглашение о временном переводе последней на должность воспитателя на период с 27 июня 21017 года по 21 июля 2017 года, с окладом 10745 рублей, стимулирующей выплатой в размере 2287 рублей 68 копеек или 21,3 % от должностного оклада. Согласно табели учета рабочего времени за июль 2017 года ФИО4 отработала 15 рабочих дней, ей начислена заработная плата в размере 33884 рубля 96 копеек, с которой начислены страховые взносы в размере 10233 рубля 25 копеек (30,2%). По мнению контрольного органа, за указанный период с учетом должностного оклада за отработанное время 7675 рублей, стимулирующей выплаты в размере 1634 рубля 78 копеек, заработная плата должна была составить 24205 рублей 44 копейки. Таким образом, сумма переплаты составила 7675 рублей, налог на доходы физических лиц – 1259 рублей, страховые взносы – 2923 рубля 20 копеек, итого – 122602 рубля 72 копейки.

01 июня 2017 года между МБОУ «Термальненская средняя школа» и воспитателем ФИО6 заключено дополнительное соглашение о временном переводе последней на должность воспитателя на период с 28 июня 2017 года по 21 июля 2017 года, с окладом 11696 рублей, стимулирующей выплатой в размере 1336 рублей 68 копеек или 11,4% от должностного оклада. Согласно табели учета рабочего времени за июль 2017 года, ФИО6 отработала 15 рабочих дней, ей начислена заработная плата в размере 33884 рубля 96 копеек, с которой начислены страховые взносы в размере 10233 рубля 25 копеек (30,2%). По мнению контрольного органа, за указанный период с учетом должностного оклада за отработанное время – 8354 рубля 29 копеек, стимулирующей выплаты в размере 952 рубля 39 копеек, заработная плата должна была составить 24197 рублей 37 копеек. Таким образом, сумма переплаты составила 9687 рублей 59 копеек, налог на доходы физических лиц – 1259 рублей, страховые взносы – 2925 рублей 62 копейки, итого – 12613 рублей 21 копейка.

01 июня 2017 года между МБОУ «Термальненская средняя школа» и учителем ФИО7 заключено дополнительное соглашение о временном переводе последнего на должность воспитателя на период с 28 июня 2017 года по 21 июля 2017 года, с окладом 8772 рубля, стимулирующей выплатой в размере 4260 рублей или 48,6 % от должностного оклада. Согласно табели учета рабочего времени за июль 2017 года, ФИО7 отработал 15 рабочих дней, ему начислена заработная плата в размере 33884 рубля 96 копеек, с которой начислены страховые взносы в размере 10233 рубля 25 копеек (30,2%). По мнению контрольного органа, за указанный период с учетом должностного оклада за отработанное время – 6265 рублей 72 копейки, стимулирующей выплаты в размере 3045 рублей 14 копеек, заработная плата должна была составить 24208 рублей 24 копейки. Таким образом, сумма переплаты составила 9676 рублей 72 копейки, налог на доходы физических лиц – 1258 рублей, страховые взносы – 2922 рубля 35 копеек, итого – 12599 рублей 07 копеек.

По результатам контрольного мероприятия должностным лицом контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района в отношении МБОУ «Термальненская средняя школа» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ – нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в расходовании средств субсидии на иные цели не в соответствии с целями её предоставления, а именно - выплата вышеперечисленным работникам заработной платы в завышенном размере и излишнее перечисление суммы страховых взносов.

Мировой судья, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении юридического лица – МБОУ «Термальненская средняя школа», пришел к выводу об отсутствии в действиях образовательного учреждения состава правонарушения ввиду того, что излишне выплаченная сумма заработной платы в размере 44 103 рубля 85 копеек была выплачена из средств бюджета в счет заработной платы, то есть в соответствии с направлением расходования, при этом излишнее расходование денежных средств произошло вследствие счетной ошибки, допущенной бухгалтером при начислении заработной платы воспитателям.

Изучив и проанализировав материалы дела в совокупности с установленными в ходе контрольного мероприятия обстоятельствами и доводами жалобы, суд второй инстанции приходит к выводу, что при выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных ст. 26.1 КоАП РФ, мировой судья пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях МБОУ «Термальненская средняя школа» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, выражается в неправильном использовании получателем денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. То есть нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не отвечающие условиям получения указанных средств. Если такая цель достигнута, но она сопровождалась неправомерными действиями, подобные случаи не могут свидетельствовать о нецелевом характере использования денежных средств, таким образом, нарушение правил бухгалтерского учета в бюджетном учреждении не образует нецелевое использование бюджетных средств с учетом того, что бюджетные средства направлены на цели, предусмотренные кодами экономической классификации и в пределах выделенных лимитов и сметы, при оценке оплаты денежных обязательств необходимо учитывать все условия и обстоятельства, связанные с исполнением принятого бюджетного обязательства.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения жалобы, денежные средства, выделенные МБОУ «Термальненская средняя школа» из бюджета Елизовского муниципального района в виде субсидии на иные цели по направлению расходования на заработную плату, израсходованы на предоставленную цель – заработная плата воспитателям пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в объемах предоставленных лимитов, завышение размера заработной платы в отношении работников ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7 произошло вследствие неправильного расчета заработной платы за отработанную воспитателями смену из расчета 3 рабочих дня в июне (воспитатель ФИО3) и 15 рабочих дней в июле (воспитатели ФИО3, ФИО4, ФИО6 и ФИО7), то есть вследствие технической ошибки при начислении заработной платы.

Суд соглашается с доводом жалобы о том, что мировым судьей неправильно произведенный расчет заработной платы квалифицирован как счетная ошибка, поскольку исходя из разъяснений Минтруда от 01.10.2012 № 1286-6-1, счетная ошибка выражается в неправильном выполнении математических действий. В данном случае, неверное начисление заработной платы не возникло в результате счетной ошибки, а произошло из-за технической ошибки бухгалтера. Между тем, данное обстоятельство не влияет на правильность выводов мирового судьи об отсутствии в действия образовательного учреждения состава правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жалоба не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Часть 4 ст. 30.7 КоАП РФ определяет, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Из данной нормы следует, что по жалобе должностного лица состоявшееся решение по делу об административном правонарушении может быть отменено в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Указанные в жалобе доводы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта, поскольку материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления от 19 января 2019 года не имеется, следовательно, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края от 19 января 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении юридического лица – муниципального бюджетного образовательного учреждения «Термальненская средняя школа» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, а жалобу аудитора Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Пашковой М.М. - без удовлетворения.

Судья подпись С.С. Бондаренко

Копия верна Судья С.С. Бондаренко