ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/20 от 25.05.2020 Исакогорского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-55/2020

Р Е Ш Е Н И Е

25 мая 2020 г. г.Архангельск

Судья Исакогорского районного суда г.Архангельска Бузина Т.Ю. (<...>), рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Поморская Судоверфь» Коптякова Е. В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 5 марта 2020 г. № 07-001/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) ФИО1 от 5 марта 2020 г. № 07-001/2020 общество с ограниченной ответственностью «Поморская Судоверфь» (далее - ООО «Поморская Судоверфь», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Поморская Судоверфь» Коптяков Е.В. подал жалобу, попросив данный акт отменить, производство по делу прекратить, а в случае признания Общества виновным - применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и снизить административный штраф ниже низшего предела, до 75 000 руб. В обоснование жалобы указал на то, что должностное лицо административного органа не доказало вину Общества в совершении административного правонарушения, загрязнения водного объекта обнаружено не было в ходе составления протокола и осмотра территории Общества.

Защитник ООО «Поморская Судоверфь» Коптяков Е.В. в ходе рассмотрения судом жалобы доводы, изложенные в ней, поддержал в полном объеме, пояснив, что работы, производимые ООО «Поморская Судоверфь», не причиняют вреда водным объектам.

Должностное лицо Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора представило письменные объяснения по доводам жалобы, согласно которым указало, что ремонт судна должен производиться с постановкой его в док. Участие представителя юридического лица при проведении осмотра требуется только в рамках проведения выездной проверки, а также при проведении осмотра принадлежащих ему помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. В данном случае осмотры территории и акватории проводились в рамках рейдовых мероприятий, при этом дело об административном правонарушении на тот момент возбуждено не было. Административное наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере для юридических лиц, поскольку Общество уже привлекалось к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, основания для уменьшения административного штрафа отсутствуют.

Выслушав объяснения защитника, проверив доводы жалобы и возражений должностного лица административного органа на жалобу, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ч.1 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения (ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Из содержания приведенных норм закона следует, что обязанность по выполнению требований в области охраны окружающей среды лежит на лицах, чья деятельность создает или потенциально может создавать угрозу причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Согласно ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей (санкция в редакции Закона от 15 апреля 2019 г. № 57-ФЗ).

Из материалов дела следует, что 31 августа 2019 г. в ФИО2 МВД России на транспорте поступило заявление гражданина о том, что на территории ООО «Поморская Судоверфь» работниками Общества проводятся ремонтные пескоструйные работы на судне «Капитан Митягин», при этом производственные остатки (песок и краска с металлом) попадают в реку. Согласно протоколу осмотра от 31 августа 2019 г. территории ООО «Поморская Судоверфь» по адресу: <...>, в период с 13.35 до 13.57 часов работы на указанном судне не ведутся, работники отсутствуют. По всей поверхности палубы судна и на крыше палубной надстройки имеется слой абразивного материала черного цвета. Также слой абразивного материала черного цвета имеется на понтоне, к которому пришвартовано судно.

16 сентября 2019 г. осмотрена часть акватории реки Северная Двина, прилегающая к территории ООО «Поморская Судоверфь», где выявлено пятно нефтепродуктов площадью 500 кв.м., не разрывающееся при волнении, с переходом цветности к тусклой мутно-коричневой. Также по месту проведения ремонтных работ на судне выявлено засорение участка акватории отходами абразивного материала, при осмотре части акватории выше по течению находятся фрагменты частично демонтированных судов, поверхность акватории - без признаков загрязнения нефтепродуктами, что отражено в акте. Указанное является нарушениями ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.37 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ч.ч.1 ч.3 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации.

22 октября 2019 г. в отдел полиции № 2 УМВД России по г.Архангельску от гражданина поступило заявление с просьбой провести проверку по факту того, что сотрудники ООО «Поморская Судоверфь» по адресу: <...>, осуществляли очистку судна «Капитан Митягин », при этом старая краска падала в реку, на которой находилось судно.

22 октября 2019 г. в период с 15.30 до 15.50 часов при повторном осмотре судна «Капитан Митягин» установлено, что на причале размещено оборудование для проведения пескоструйных работ, в ходе осмотра установлено, что проводились работы по зачистке корпуса и надстройки судна пескоструем, корпус судна окрашен грунтовкой. Пескоструйные работы проводятся на воде без поднятия судна в слип. Работники Общества вручную проводят очистку палубы судна от отходов пескоструя (абразивного материала). Палуба баржи загрязнена, на поверхности акватории наблюдаются отдельные пленки черного цвета, что является нарушением ч.1 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации, что также отражено в акте.

Поскольку из заявления и материалов проверки усматривались признаки административного правонарушения по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, Архангельским ЛО МВД России на транспорте данный материал проверки направлен в отдел экологического надзора на море по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора.

25 октября 2019 г. на основании определения УУП УМВД России по г.Архангельску материал КУСП № 8964 от 22 октября 2019 г. направлен по подведомственности в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области.

По результатам проверки установлено, что водопользователем ООО «Поморская Судоверфь» в период с 31 августа 2019 г. по 22 октября 2019 г. при проведении работ по очистке корпуса судна на акватории (без поднятии судна в слип) с допущением сброса отходов абразивного материала и старой краски в водный объект допущены нарушения требований ч.2 ст.55, ч.1 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.34, ч.1 и ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При сбросе нефтепродуктов в акваторию 16 сентября 2019 г. Обществом также допущены нарушения ст.37 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ч.3 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации, не приняты меры по локализации пятна нефтепродуктов площадью 500 кв.м. и не приняты меры по сбору нефтепродуктов с поверхности акватории.

По факту выявленного нарушения старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора 20 января 2020 г. в отношении ООО «Поморская Судоверфь» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

5 марта 2020 г. старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора вынесено постановление № 07-001/2020 о привлечении ООО «Поморская Судоверфь» к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. При этом смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Объектом ч.4 ст.8.13 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды. Объективной стороной правонарушения является нарушение законодательно установленной обязанности по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Состав правонарушения формальный, наступления вредных последствий не требуется.

Одними из основных принципов охраны окружающей среды в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются, помимо прочего, запрещение хозяйственной и иной деятельности по реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду (ст.3 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц

Все фактические и юридически значимые обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полного и всестороннего исследования материалов дела об административном правонарушении и подтверждаются представленными доказательствами.

Доводы защитника Общества об отсутствии представителя юридического лица при проведении осмотра акватории, а также об отсутствии проб воды к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, не относятся, поскольку не позволяют игнорировать действующие санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. При этом данные доводы не ставят под сомнение выводы должностного лица Росприроднадзора о виновности ООО «Поморская Судоверфь» в инкриминированном правонарушении.

Так, должностными лицами Росприроднадзора проводилась проверка не конкретных судов, а акватории реки Северная Двина, прилегающей к территории ООО «Поморская Судоверфь», на основании обращения гражданина, в ходе рейдовых мероприятий, а не на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также не в соответствии со ст.27.8 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении. При таких обстоятельствах необходимость в извещении юридического лица ООО «Поморская Судоверфь» о проведении осмотра отсутствовала.

При этом согласно договору водопользования от 12 октября 2017 г. часть акватории реки Северная Двина используется ООО «Поморская Судоверфь». Согласно подп. «о» п.19, п.8.6 указанного договора водопользователь обязан не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и выполнять водоохранные мероприятия, в том числе, и профилактические работы, связанные с предотвращением загрязнения акватории нефтепродуктами, попаданием твердых отходов и мусора.

Водопользователь обязан выполнить все мероприятия по охране используемого водного объекта. При этом для исключения попадания в водный объект нефтепродуктов, частей и механизмов судна, отходов и мусора, образующихся при проведении работ по ремонту судна, работы необходимо проводить в судоремонтном сооружении с соблюдением Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В рассматриваемом случае у ООО «Поморская Судоверфь» имелась возможность для соблюдения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов, однако Обществом не была проявлена должная заботливость, осмотрительность и своевременно не были приняты исчерпывающие меры по соблюдению обязательных требований.

Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.ст.29.7, 29.9 КоАП РФ, в нем содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ст.29.10 КоАП РФ.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюдён.

Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.

Нарушений норм процессуального права не допущено и оснований для отмены постановления не имеется.

Совершённое административное правонарушение правильно квалифицировано по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, предусматривающей наложение штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного ООО «Поморская Судоверфь» наказания.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Назначенное ООО «Поморская Судоверфь» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц санкцией ч.4 ст.8.13 КоАП РФ) в рассматриваемом случае не соответствует характеру совершенного Обществом административного правонарушения, материальному и финансовому положению юридического лица, характеру его производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица. С учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность (на что прямо указано в постановлении о назначении административного наказания), принципов справедливости и соразмерности наказания, административный штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.4 ст.8.13 КоАП РФ для юридических лиц, но до размера не менее половины минимального размера.

Так, принимая во внимание обстоятельства дела, связанные с совершением административного правонарушения, его характером и последствиями, учитывая трудное финансовое положение ООО «Поморская Судоверфь», особенности финансирования данного Общества, а также то, что указанное юридическое лицо является единственным действующим предприятием в пос.Турдеево г.Архангельска, обеспечивающим занятость населения удаленного от центра города поселка, относится к субъектам малого предпринимательства, нахожу возможным по правилам ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

р е ш и л а:

жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Поморская Судоверфь» Коптякова Е. В. удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 5 марта 2020 г. № 07-001/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Поморская Судоверфь» изменить.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить обществу с ограниченной ответственностью «Поморская Судоверфь» административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 5 марта 2020 г. № 07-001/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Поморская Судоверфь» оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения (получения) его копии.

Судья Т.Ю. Бузина