ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/2011 от 11.11.2011 Дудинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Дудинского районного суда Красноярского края Е.М. Меньщикова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Шопина Андрея Анатольевича на постановление руководителя службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края Дамова С.В. от 19 августа 2011 года о привлечении Шопина Андрея Анатольевича к административной ответственности в виде штрафа, в размере 50 000 рублей, за административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.7.29 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края С.В. Дамова от 19 августа 2011 года по делу № 87-7.29-11, Шопин А.А., работающий начальником Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, признан виновным с совершении административного правонарушения, выразившееся в принятии должностным лицом заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, т.е. правонарушении, предусмотренным ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением Шопиным А.А. была подана жалоба со ссылкой на следующие обстоятельства:

Решением районного Совета депутатов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 18 апреля 2011 г. № 09-0173 «Об утверждении Положения об Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района», предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий возложено на Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

С целью стабилизации сложившейся обстановки по обеспечению дизельным топливом в пос. Усть-Авам 08 мая 2011 года состоялось заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, на котором и были приняты решения: обстановку в пос. Усть-Авам признать как «угрозу чрезвычайной ситуации» и осуществить доставку дизельного топлива в пос. Усть-Авам вертолетами.

Решением Руководителя Администрации Таймырского муниципального района в связи с обстановкой в пос. Усть-Авам был установлен режим функционирования повышенной готовности Таймырского звена территориальной подсистемы РСЧС.

Ситуация, сложившаяся с нехваткой дизельного топлива в пос. Усть-Авам нарушала условия жизнедеятельности более 100 человек (прерывался обучающий процесс 87 учащихся школы, закрывался детский сад (30 человек), поселковая больница, прекращала работу почта), принимало характер чрезвычайной ситуации муниципального характера».

При этом руководством муниципального предприятия «Таймыр», оказывающим жилищно-коммунальные слуги в п. Усть-Авам были предприняты меры по стабилизации обстановки. В третьей декаде апреля удалось доставить в поселок 25 тонн дизельного топлива автотранспортом по зимнику. Завезти необходимое количество дизельного до открытия речной навигации в связи с климатическими условиями (оттепель, раннее вскрытие рек и выход воды на лед) в пос. Усть-Авам каким-либо иным способом, кроме воздушных судов не представлялось возможным.

По мнению Шопина А.А. были предприняты все необходимые мероприятия для защиты населения и территории поселка Усть-Авам от чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании Шопин А.А. жалобу поддержал по вышеуказанным основаниям, добавив, что если бы топливо не было завезено в пос. Усть-Авам, пришлось бы эвакуировать людей, в том числе детей.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Панов А.А. в судебном заседании жалобу Шопина А.А. поддержал в полном объеме, пояснил, что ранняя весна и погодные условия не характерные для данного периода в Таймырском Долгано-Ненецком районе и являлась непреодолимой силой, если бы не было столь раннего вскрытия рек, то тогда МП «Таймыр» самостоятельно смогли бы доставить по «зимнику» дизельное топливо, необходимое для жизнеобеспечения поселка. Кроме того, дизельное топливо, не могло быть завезено в поселок иным способом, кроме как вертолетом, в связи с чем, просил применить ст. 2.7 КоАП РФ, поскольку существовала крайняя необходимость.

Представитель Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края участия в рассмотрении дела не принимал, о дне и времени слушания дела был уведомлены надлежащим образом.

Выслушав объяснения Шопина А.А., его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.

В ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о размещении заказов) закреплено общее правило, согласно которому во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.

Применение других способов размещения заказа, то есть без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), размещение заказа на товарных биржах), рассматривается как исключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных указанным Законом.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона о размещении заказов заказчик вправе разместить заказ путем запроса котировок у участников размещения заказа, которые прошли предварительный отбор в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае возникновения потребности в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, размещение заказов должно осуществляться в соответствии с общей нормой ч. 3 ст. 10 Федерального закона о размещении заказов, то есть заказчик обязан принять решение о том способе размещения заказа, который предписан данным Законом (ч. 3 ст. 48).

Исключение из этого правила содержится в п. 6 ч. 2 ст. 55 указанного Закона, в котором предусмотрено право заказчика осуществить размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если вследствие непреодолимой силы либо необходимости срочного медицинского вмешательства возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени.

В данном случае в соответствии с указанным пунктом на государственного или муниципального заказчика возлагается обязанность в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения такого контракта уведомить уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган государственной власти, орган местного самоуправления с приложением к указанному уведомлению копии акта обследования аварии или копии документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт, а также копии заключенного контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 названного Кодекса.

Согласно части 1 статьи 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29 указанного Кодекса, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

Из материалов дела видно, что специалистами Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при размещении муниципального заказа на оказание услуг по фрахтованию воздушного судна Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (муниципальный контракт от 10.05.2011 № МК-13/11) с начальной (максимальной) ценой 2 743 177,86 рублей (акт проверки от 01.07.2011 г. № 44/2011в).

Проверкой установлено, что Управление является органом Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, созданным для обеспечения выполнения мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществления переданных отдельных полномочий.

Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения об управлении, утвержденного Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного совета депутатов от 18.04.2011 г. № 09-0173 (далее - Положение).

В соответствии со ст. 4 Закона и п. 5.2. Положения Управление является заказчиком.

Распоряжением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 24.11.2009 г. № 924-к Шопин А.А. назначен на должность начальника Управления.

Пунктом 5.3 Положения установлено, что Управление возглавляет начальник, назначенный на должность и освобожденный от должности в соответствии с Уставом муниципального района.

Согласно п. 5.4.1 Положения начальник Управления осуществляет руководство на основе единоначалия несет персональную ответственность за деятельность Управления.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 08.05.2011 № 7 в связи с нехваткой дизельного топлива сложилась сложная ситуация с обеспечением электроэнергией социально значимых объектов (школа, интернат, больница, почта, население) поселке Усть-Авам муниципального образования «Город Дудинка» ситуация в поселке Усть-Авам признана как угроза чрезвычайной ситуации.

Приказом МП Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр» от 12.05.2011 № 70 «Об утверждении графика подачи электрической энергии населению в п. Усть-Авам» утвержден график ограниченной подачи электрической энергии для потребителей поселка Усть-Авам в период с 12.05.2011 по 15.06.2011. Согласно данному графику электрическая энергия подается населению в поселке 8 часов в течение суток.

В соответствии с постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 20.05.2011 № 361 Управлению выделены из резервного фонда Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района средства в размере 2 743 177,86 рублей для доставки дизельного топлива вертолетными рейсами ОАО «Авиакомпания «Таймыр».

Предметом муниципального контракта 10.05.2011 № МК-13/11 является выполнение рейсов вне расписания для воздушной перевозки дизельного топлива в пос. Усть-Авам.

Муниципальный контракт от 10.05.2011 №МК-13/11 с ОАО «Авиакомпания «Таймыр» на фрахтования воздушного судна для воздушной перевозки дизельного топлива в поселок Усть-Авам на сумму 2 743 177,86 рублей заключен должностным лицом заказчика - начальником Управления Шопиным А.А.

Размещение муниципального заказа осуществлялось на основании протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности от 08.05.2011 № 7 без проведения торгов как с единственным исполнителем на оказание услуг вследствие непреодолимой силы.

В трехдневный срок начальником Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Службу по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края было направлено уведомление о заключении муниципального контракта для завоза дизельного топлива в п. Усть-Авам с ОАО «Авиакомпания «Таймыр», с приложением протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 08.05.2011 № 7.

Таким образом, как видно из материалов дела поводом для привлечения Шопина А.А. к административной ответственности по ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ явилось заключение муниципального контракта от 10.05.2011 года № МК-13/11 с ОАО «Авиакомпания «Таймыр» на фрахтованию воздушного судна для воздушной перевозки дизельного топлива в поселок Усть-Авам с ОАО «Авиакомпания «Таймыр» как с единственным исполнителем на оказание услуг вследствие непреодолимой силы.

При этом, Службой по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края отмечено, что сложившаяся ситуация в поселке Усть-Авам с нехваткой дизельного топлива для выработки электроэнергии в мае-июне 2011 года не может рассматриваться в качестве непреодолимой силы, поскольку не обладает признаками исключительности, так как данная ситуация вызвана бездействием должностных лиц, выразившейся в несвоевременной доставке дизельного топлива в п. Усть-Авам и размещении муниципального заказа на оказание услуг по доставке дизельного топлива в поселок. Кроме того, наступление обстоятельств (недостаток топлива, а также его несвоевременная доставка в п. Усть-Авам) можно было предвидеть заранее и спрогнозировать, исходя из потребления в предыдущие месяцы.

Однако, при этом не учтено, что непреодолимость силы в данном случае, заключалась в аномально теплой погоде, установившейся в конце апреля - начале мая 2011 года, что не характерно для обычно складывающихся температур в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, относящегося к районам Крайнего Севера.

Как видно из материалов дела, в апреле 2011 года МП «Таймыр» была организована работа по доставке дизельного топлива в количестве 25 тонн в п. Усть-Авам автотранспортом по «зимнику».

Последующие рейсы могли быть осуществлены силами МП «Таймыр» без привлечения Управления по делам ГО и ЧС Администрации муниципального района, если бы не наступившая оттепель, в результате которой вскрылись ото льда русла рек, и последующие рейсы осуществить не представилось возможным.

По состоянию на 01.05.2011 года, согласно представленному балансу МП «Таймыр» в пос. Усть-Авам осталось 11,9 тонн дизельного топлива, что недостаточно для ежемесячной выработки электроэнергии в п. Усть-Авам, поскольку ежемесячный расход дизельного топлива для выработки электроэнергии составляет 27,1 т.

Таким образом, топливо на май-июнь 2011 года до открытия навигации, когда его можно было бы завести в пос. Усть-Авам водным транспортом не хватило бы для жизнеобеспечения поселка. В связи с чем, в данном случае на первое место выходила оперативность оказания помощи населению поселка Усть-Авам.

Частью 3 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предусмотрено, что в случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных Перечнем товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, установленным Правительством Российской Федерации, то размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени, размещение заказа осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона.

Часть 2 статьи 55 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень случаев возможности размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Пункт 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов применяется в том числе в случаях, когда потребность в определенных товарах, работах, услугах возникла вследствие непреодолимой силы.

Из пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Непреодолимая сила характеризуется такими признаками как чрезвычайность и непредотвратимость обстоятельств при данных условиях.

Под чрезвычайностью понимается невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств. Кроме того, обстоятельства непреодолимой силы являются таковыми, только если возникли помимо воли заинтересованных лиц, были им неподконтрольны и указанные лица не могли предвидеть или предотвратить их разумными мерами. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия и иные природные явления, в том числе землетрясения, наводнения, пожары, ураганы, штормы, снежные заносы, сход лавины и т.п., и общественные события, находящиеся вне воли сторон (например забастовки, военные действия, аварии, эпидемии, блокады и др.).

Из протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности следует, что в связи с нехваткой дизельного топлива сложилась сложная ситуация с обеспечением электроэнергией социально значимых объектов (школа, интернат, больница, почта, население), ситуация в пос. Усть-Авам признана как угроза чрезвычайной ситуации

Таким образом, необходимость заключения муниципального контракта была вызвана опасностью нарушения жизнеобеспечения поселка в условиях Крайнего Севера, ситуации с нехваткой топлива не возникло бы, если бы не чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства в виде аномально теплой для этого времени года и для данной территории погоды, МП «Таймыр, занимающийся коммунальным хозяйством в поселке Усть-Авам самостоятельно в штатном режиме доставило необходимое дизельное топливо в поселок по «зимнику».

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией признается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций, в соответствии с данным законом - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с п.1.1 Положения об Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Управление по делам ГО и ЧС Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района создано для обеспечения выполнения мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществления переданных отдельных государственных полномочий.

Оценивая представленные доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые требовали от начальника Управления ГО и ЧС Администрации Таймырского района Шопина А.А. незамедлительного заключения контракта на фрахтование воздушного судна для воздушной перевозки дизельного топлива в пос. Усть-Авам в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", судом не установлено нарушений прав и законных интересов муниципального образования.

Вышеуказанные обстоятельства оставлены руководителем Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края Дамовым С.В. без внимания.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении выносится постановление об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу № 87-7.29-11 об административном правонарушении, вынесенное руководителем службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края Дамова С.В. от 19 августа 2011 года, о назначении Шопину Андрею Анатольевичу наказания в виде штрафа, в размере 50000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, отменить.

Дело об административном правонарушении прекратить, на основании ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня его вынесения, посредством подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.

Судья Е.М. Меньщикова