Дело 12-6/2016
РЕШЕНИЕ
г. Лахденпохья Республика Карелия 29 января 2016 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Рыбаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Лахденпохскому району» на постановление государственного инспектора труда в Республике Карелия от 10.12.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора труда в Республике Карелия от 10.12.2015 года ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Лахденпохскому району» (далее – учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере хх.хх.хх рублей.
В соответствии с указанным постановлением, правонарушение выразилось в необеспечении приобретения и выдачи работникам ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Лахденпохскому району» Н. и Е. за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Учреждение, считая указанное постановление незаконным, обратилось в суд с жалобой об отмене постановления по тем основаниям, что в действиях учреждения отсутствует состав административного правонарушения. Учреждение является казенным учреждением и находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Учреждение не осуществляет деятельность, приносящую доходы, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия и на основании бюджетной сметы. Учредителем и Главным распорядителем бюджетных средств для учреждения является государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения. Согласно п.3.6 Устава учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Республики Карелия отвечает учредитель. Учреждением предпринимались все зависящие от него меры к недопущению нарушения требований закона, соответственно вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ отсутствует.
В судебном заседании начальник ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Лахденпохскому району» ФИО1. доводы жалобы поддержал, дополнив, что их учреждение осуществляет свою деятельность на денежные средства, выделяемые из бюджета. Работники обеспечены большим количеством наименований средств индивидуальной защиты, в том числе боевой одеждой пожарного. Несмотря на то, что в картах аттестации рабочих мест Н. и Е. указаны такие средства индивидуальной защиты как теплоотражательный костюм, термоагрессивостойкий костюм, костюм радиационно-защитный и др., такие костюмы у них предусмотрены не как индивидуальные, и имеются в наличии как коллективные. Костюм радиационно-защитный в их работе не используется. В настоящее время они намерены внести изменения в карты аттестации рабочих мест. Он неоднократно направлял заявки о выделении денежных средств для приобретения средств индивидуальной защиты, вместе с тем такие заявки оставлены без удовлетворения.
Представитель административного органа - Государственной инспекции труда по РК, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направив письменный отзыв на жалобу, из которого следует, что доводы жалобы инспекция считает необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд пришел к следующему.
Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе юридического лица за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Согласно к примечанию к указанной норме под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Согласно п. 5.5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко второму классу средств индивидуальной защиты относятся средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В судебном заседании установлено, что постановлением государственного инспектора труда в Республике Карелия от 10.12.2015 года ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Лахденпохскому району» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере хх.хх.хх рублей, по тем основаниям, что работникам учреждения Н. и Е. работодатель не обеспечил в части выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Согласно ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
На основании ч.1 ст.221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Указанные требования юридическим лицом ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Лахденпохскому району» были нарушены в части предоставления средств индивидуальной защиты сложной конструкции (теплоотражательный костюм, термоагрессивостойкий костюм, костюм радиационно-защитный и др.), которые защищают от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью работникам учреждения Н. и Е., в связи с чем вывод государственного инспектора труда в Республике Карелия о виновности ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Лахденпохскому району» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ суд находит верным.
Довод начальника ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Лахденпохскому району» об отсутствии достаточного финансирования не может быть принят во внимание, поскольку суду не предоставлены доказательства принятия всех возможных мер к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты.
Вместе с тем, в соответствии с федеральным законом от 31.12.2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской федерации от 25.02.2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исследовав все представленные доказательства, принимая во внимание организационно-правовую форму юридического лица, которое является государственным казенным учреждением, порядок формирования бюджета учреждения и те обстоятельства, что совершенное правонарушение не повлекло тяжких последствий, юридическое лицо принимает меры по устранению допущенных нарушений по изысканию финансирования для приобретения средств индивидуальной защиты для работников, а потому суд считает необходимым снизить размер административного штрафа до 65 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1, 30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора труда в Республике Карелия от 10.12.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Государственного казенного учреждения «Отряд противопожарной службы по Лахденпохскому району» изменить, снизить размер административного штрафа до хх.хх.хх рублей.
На решение могут быть поданы жалобы в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Лахденпохский районный суд РК.
Судья: И.В.Жданкина