Дело № 12-55/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Заречный 02 июня 2016 года
Зареченский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Шандрина Р.В.,
при секретаре Грузд И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Заречном Пензенской области жалобу представителя Генерального директора ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» города Заречного ФИО1 - ФИО2 на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Заречному Пензенской области – Советника государственной гражданской службы Российской Федерации №3 от 18.04.2016г. по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
(Дата) в 09-30 минут при осуществлении проверки соблюдения ОАО «ЕРКЦ» требований Федерального Закона №103-ФЗ от 03.06.2009г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее Закон №103-ФЗ) установлено не использование ОАО «ЕРКЦ» специального банковского счета как платежным агентом при осуществлении им приема платежей от плательщиков за жилищно – коммунальные услуги через расчетный счет открытый а ОАО «Сбербанк». В ходе проводимой проверки было установлено, что денежные средства от плательщиков (потребителей) коммунальных услуг зачисляются на расчетный счет ОАО «ЕРКЦ», открытый в ОАО «Сбербанк России Пензенского отделения №8624 согласно договорам об информационно-технологическом взаимодействии по переводам денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации заключенными с кредитными организациями: (Номер) от (Дата). с Банком ВТБ 24; (Номер) от (Дата) с ЗАО «Экспресс-Волга»; (Номер) от (Дата). с ОАО АКБ «Российский капитал»; (Номер) от (Дата) с ОАО АКБ «Российский капитал»; (Номер) от (Дата). с ООО «ПэйнОнлайн Систем»; (Номер) от (Дата). с ОАО Банк «Кузнецкий»; (Номер) от (Дата) с ОАО «Сбербанк России». Согласно выпискам, представленным Пензенским отделением №8624 ПАО Сбербанка России на запрос ИФНС России по г. Заречному Пензенской области, по операциям на банковских счетах ОАО «ЕРКЦ» за период с (Дата) - (Дата) сумма перечисленных на расчетный счет № <***> платежей составила 178 681 443,27 руб.
Проверкой установлено, что ОАО «ЕРКЦ» как платежным агентом, в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняются требования, установленные частью 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ, а именно, ОАО «ЕРКЦ» не использует специальные банковские счета для осуществления расчетов.
По результатам проведенной проверки был составлен протокол об административном правонарушении (Номер) от (Дата). и вынесено Постановление об административном правонарушении начальника Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Заречному Пензенской области – Советника государственной гражданской службы Российской Федерации №3 от 18.04.2016г. в отношении генерального директора ОАО «ЕРКЦ» ФИО1, которая признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Не соглашаясь с вышеуказанным Постановлением, представитель генерального директора ОАО «ЕРКЦ» ФИО1 – ФИО2 подал жалобу, в которой указал, что Постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО «ЕРКЦ» в сфере предпринимательской деятельности и незаконно возлагает на ОАО «ЕРКЦ» обязанности по прекращению использования в своей деятельности по осуществлению сбора платы за жилое помещение, коммунальные и иные услуги безналичных форм оплаты, установленных действующим законодательством РФ, ущемляет права ОАО «ЕРКЦ» на свободу в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности по следующим основаниям:
Открытое акционерное общество «Единый расчетно-кассовый центр» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом 01 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Учредителем Общества является Администрация г. Заречного Пензенской области. Целью создания Общества является решение задач по оказанию услуг юридическим и физическим лицам по начислению, организации и осуществлению сбора и учета платежей населения и юридических лиц за жилищные, коммунальные и другие услуги распределению и перечислению поступивших платежей ресурсоснабжающим управляющим и иным организациям, а также извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранение документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.
Согласно пункту 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения управляющая организация, иное юридическое лицо, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством банках и банковской деятельности.
Согласно подпункту «а» пункта 65 раздела «Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги» Правил № 354, если иное не установлено договором, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета;
В соответствии с Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ОАО «ЕРКЦ» поставлено на учет за (Номер) (Уведомление МРУ Росфинмониторинга по ПФО от (Дата)(Номер)дсп).
Закон №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). В указанном законе плательщиком - является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежным агентом - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператором по приему платежей является платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно части 1 статьи 4 Закона 103-ФЗ оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке.
Пунктом 14 статьи 4 вышеуказанного Закона № 103-ФЗ установлено, что Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а пунктом 15 статьи 4 этого же закона установлено, что Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Согласно подпункту 5.4.3. Договора от (Дата)(Номер) на выполнение работ по начислению, приему и учету платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за жилые помещения, коммунальные услуги и ведению аналитического учета, заключенного между МУП ЖСКХ и ОАО «ЕРКЦ», платежный агент (ОАО «ЕРКЦ») обязуется при приеме платежей использовать специальный банковский счет и расчетный счет для расчетов с МУП ЖСКХ.
Наличные денежные средства, принятые от плательщиков, зачисляются на специальный банковский счет ОАО «ЕРКЦ» №40821810848000030001 в Пензенском отделении № 8624 Сбербанка России в полном соответствии с положениями Закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Действующим законодательством РФ, в частности пунктом 1 статьи 140 ГК РФ, установлено, что платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
Формами безналичных расчетов в Российской Федерации (пункт 1 статьи 862 ГК РФ, абзац второй пункта 1.1. Положения Банка России от 19.06.2012 N383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств») являются: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты инкассовыми поручениями; расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчеты в форме перевода электронных денежных средств; расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (п. 1 ст. 862 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 861 ГК РФ безналичные расчеты осуществляются банками и кредитными организациями с использованием банковских счетов либо без их открытия.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 1 Закона 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.
Одновременно, часть 1 статьи 4 и часть 3 статьи 11 Закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусматривают, что кредитные организации являются операторами по переводу денежных средств, оказывают услуги по переводу денежных средств и осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с указанным Законом 161-ФЗ и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и нормативными актам Банка России.
Часть 21 статьи 4 Закона 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» дополнительно подчеркивает разделение деятельности платежных агентов и деятельности кредитных организаций, запрещая последним выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей с физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее Закон №161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по их переводу на основании договоров, заключаемых клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона 161-ФЗ перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств, наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
В соответствии с частью 21 статьи 4 вышеуказанного Закона № 103-ФЗ, кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Обязанность использования специальных банковских счетов возложена федеральным законом только на платежных агентов и поставщиков.
Кредитные организации не могут являться субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ за не использование таких специальных банковских счетов.
Тем самым ФНС России подтвердила, что оказание услуги по переводу денежных средств является банковской операцией в силу пункта 9 части 1 статьи 5 ФЗ N 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», а положения Закона № 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 17.02.2016 № 309-АД15-16708 «...заключение договора по переводу денежных средств между оператором и клиентом предусмотрено частью 1 статьи 4 Федерального закона № 161-ФЗ от 27.06.2011г. «О национальной платежной системе».
Таким образом, банковский договор заключен между обществом и банком в соответствии с Законом N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который не предусматривает открытие клиента (получателями) специальных банковских счетов при получении услуги по переводу денежных средств.
Кроме того, оказание услуг по переводу денежных средств является банковской операцией в силу пункта 9 части 1 статьи 5 Федерального закона N395-1 от 02.12.1990г «О банках и банковской деятельности», а положения Закона N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (пункт 5 части 2 статьи 1).
При этом положения Закона № 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.
Согласно условий договоров ОАО «ЕРКЦ» с кредитными организациями, перевод денежных средств физических лиц, поступивших от плательщиков в безналичном порядке, осуществляется на расчетный счет ОАО «ЕРКЦ» №<***> в Пензенском отделении № 8624 Сбербанка России,
Таким образом, ИФНС России по г. Заречному Пензенской области установлен факт неукоснительного соблюдения ОАО «ЕРКЦ» требований вышеуказанного Закона №103-ФЗ, а именно использования при приеме платежей специального банковского счета для осуществления расчетов; сдача в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
Согласно Протоколу (Номер) об административном правонарушении от (Дата) установлено неиспользование ОАО «ЕРКЦ» «...специального банковского счета как платежным агентом при осуществлении приема платежей плательщиков за жилищно-коммунальные услуги через расчетный счет открытый в ОАО «Сбербанк».
Кроме того, установлено, что ОАО «ЕРКЦ» как платежным агентом, в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняются требования, установленные частью 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, а именно, ОАО «ЕРКЦ» не использует специальные банковские счета для осуществления расчетов».
Согласно пункту 16 статьи 4 Закона № 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона № 103-ФЗ осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Часть 2 статьи 15.1. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет учета, а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Объективная сторона вмененного ОАО «ЕРКЦ» правонарушения заключается в уклонении от сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет либо неиспользование специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов.
В жалобе указал, что ОАО «ЕРКЦ» неукоснительно соблюдает требования Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических ли осуществляемой платежными агентами». Кроме того, наличные денежные средства, принятые от плательщиков, зачисляются на специальный банковский счет ОАО «ЕРКЦ» №40821810848000030001 в Пензенском отделении № 8624 Сбербанка России в полном соответствии с положениями Закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических ли осуществляемой платежными агентами».
При таких обстоятельствах, в действиях ОАО «ЕРКЦ» по использованию в своей деятельности как наличных так и безналичных форм расчетов, не содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1. КоАП РФ, в связи с чем просил Постановление № 3 ИФНС России по г. Заречному Пензенской области от 18.04.2016г. отменить, а производство по делу прекратить. Также просил взыскать с ИФНС России по г. Заречному Пензенской области в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 2 000 руб. за нотариальное оформление доверенности.
В судебном заседании представитель Генерального директора ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» города Заречного ФИО1 - ФИО2 жалобу поддержал в полном объеме, добавил, что неукоснительное соблюдение закона со стороны ОАО «ЕРКЦ» свидетельствует об отсутствии каких-либо правонарушений со стороны Общества и обеспечивает финансовую прозрачность данной организации. Приобщил к материалам дела ответ Банка «Российский капитал» с отказом на обращение по поводу перечисления средств, полученных за жилищно-коммунальные услуги, полученные от населения на специальный счет. Просил допросить свидетеля – представителя МУП ЖСКХ, явку которого он обеспечил.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Заречному Пензенской области - ФИО3 считала жалобу на постановление по делу об административном правонарушении несостоятельной и подлежащей отклонению.
Допрошенный в судебном заседании свидетель - Д.А.М. пояснил, что он является начальником юридического отдела в МУП ЖСКХ, и знает о каждой проводимой проверке в отношении ОАО «ЕРКЦ», поскольку между их организациями заключен договор и они занимаются приемом платежей за услуги жилищно-коммунального хозяйства с граждан. Пояснил, что ОАО «ЕРКЦ» использует как специальный, так и расчетный банковский счет, причем возможность для принятия наличных денежных средств на расчетный ((Номер)) счет отсутствует. Добавил, что граждане осуществляют оплату за жилищно- коммунальные услуги как наличными денежными средствами, так и безналичным способом, например через терминалы, Интернет, через банковские карты и т.д. В случае, если исключить возможность граждан оплачивать указанные услуги безналичным способом у их организации возникнут сложности с приемом наличных денежных средств через кассу, поскольку, при наличии такого объема платежей у них отсутствует даже техническая возможность для этого.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив и проверив доводы жалобы, материалы дела, полагает возможным жалобу удовлетворить.
Так, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от (Дата) № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В ходе исследования в судебном заседании материалов дела установлено, что (Дата) в (Данные изъяты) минут осуществлялась проверка соблюдения ОАО «ЕРКЦ» требований Федерального Закона №103-ФЗ от 03.06.2009г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В ходе проверки установлено неиспользование ОАО «ЕРКЦ» специального банковского счета как платежным агентом при осуществлении им приема платежей от плательщиков за жилищно – коммунальные услуги через расчетный счет открытый а ОАО «Сбербанк». Также было установлено, что денежные средства от плательщиков (потребителей) коммунальных услуг зачисляются на расчетный счет ОАО «ЕРКЦ», открытый в ОАО «Сбербанк России Пензенского отделения №8624 согласно договорам об информационно-технологическом взаимодействии по переводам денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации заключенными с кредитными организациями: (Номер) от (Дата). с Банком ВТБ 24; (Номер) от (Дата) с ЗАО «Экспресс-Волга»; (Номер) от (Дата). с ОАО АКБ «Российский капитал»; (Номер) от (Дата) с ОАО АКБ «Российский капитал»; (Номер) от (Дата). с ООО «ПэйнОнлайн Систем»; (Номер) от (Дата). с ОАО Банк «Кузнецкий»; (Номер) от (Дата) с ОАО «Сбербанк России». Согласно выпискам, представленным Пензенским отделением (Номер) ПАО Сбербанка России на запрос ИФНС России по г. Заречному Пензенской области, по операциям на банковских счетах ОАО «ЕРКЦ» за период с (Дата) - (Дата) сумма перечисленных на расчетный счет № <***> платежей составила 178 681 443,27 руб.
Проверкой установлено, что ОАО «ЕРКЦ», как платежным агентом, в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняются требования, установленные частью 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ, а именно, ОАО «ЕРКЦ» не использует специальные банковские счета для осуществления расчетов.
По результатам проведенной проверки был составлен протокол об административном правонарушении (Номер) от (Дата). и вынесено Постановление об административном правонарушении начальника Инспекции федеральной налоговой службы России по (Адрес) – Советника государственной гражданской службы Российской Федерации №3 от 18.04.2016г. в отношении генерального директора ОАО «ЕРКЦ» ФИО1, которая признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Считая постановление незаконным, представитель генерального директора ОАО «ЕРКЦ» ФИО1 – ФИО2 обратился в суд с жалобой о его отмене.
При рассмотрении дела судом установлено, что целью создания Общества является решение задач по оказанию услуг юридическим и физическим лицам по начислению, организации и осуществлению сбора и учета платежей населения и юридических лиц за жилищные, коммунальные и другие услуги, распределению и перечислению поступивших платежей ресурсоснабжающим, управляющим и иным организациям, а также извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги и порядок её внесения установлены статьями 154, 155 ЖК РФ, кроме того, порядок расчета и внесения такой платы установлены также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, далее - Правила № 354) и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила № 491).
Согласно пункту 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Согласно подпункту «а» пункта 65 раздела «Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги» Правил № 354, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.
Согласно части 1 статьи 4 Закона № 103-ФЗ Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке.
Согласно подпункту 5.4.3. Договора от (Дата)(Номер) на выполнение работ по начислению, приему и учету платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за жилые помещения, коммунальные услуги и ведению аналитического учета, заключенного между МУП ЖСКХ и ОАО «ЕРКЦ», платежный агент (ОАО «ЕРКЦ») обязуется при приеме платежей использовать специальный банковский счет и расчетный счет для расчетов с МУП ЖСКХ.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона № 103-ФЗ Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.
В соответствии с Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ОАО «ЕРКЦ» поставлено на учет за (Номер) (Уведомление МРУ Росфинмониторинга по ПФО от (Дата)(Номер) ).
Пунктами 14 и 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ установлено, что платежный агент обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Согласно пункту 16 статьи 4 Закона № 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона № 103-ФЗ осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Наличные денежные средства, принятые от плательщиков, зачисляются на специальный банковский счет ОАО «ЕРКЦ» № 40821810848000030001 в Пензенском отделении № 8624 Сбербанка России.
Согласно Акта проверки (Номер) ИФНС, являющимся письменным доказательством, установлено и не оспаривается, что ОАО «ЕРКЦ» является платежным агентом; ОАО «ЕРКЦ» в качестве платежного агента осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц, под которой признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком; ОАО «ЕРКЦ» в качестве платежного агента выполняет свои обязанности по сдаче в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет; согласно выписок по операциям на специальном банковском счете ОАО «ЕРКЦ» за период с (Дата) по (Дата) сумма поступлений составила 202249000,00 руб.; применение ОАО «Сбербанк России» и ОАО «ЕРКЦ» в качестве платежного агента расчетного счета, не являющегося специальным, в целях использования безналичных форм расчетов, установленных действующим законодательством РФ, а именно перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств; согласно выписок по операциям на расчетном счете ОАО «ЕРКЦ», не являющимся специальным, за период с (Дата) по (Дата) сумма поступлений составила 178681442,27 руб.
На основании установленных фактов следует, что требования Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ соблюдаются ОАО «ЕРКЦ» только при приеме платежей от физических лиц, поскольку денежные средства поступают на специальный банковский счет платежного агента, а в дальнейшем списываются на специальные банковские счета ОАО «ЕРКЦ».
Подписание Акта проверки (Номер) ОАО «ЕРКЦ» во исполнение пункта 2 статьи 100 НК РФ не является выражением согласия руководителя ОАО «ЕРКЦ» с фактами, а также выводами, изложенными в означенном Акте.
(Дата) в отношении Генерального директора ОАО «ЕРКЦ» ФИО1 составлен Протокол (Номер) об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
При составлении Протокола (Номер), факт нарушения подтверждается следующими доказательствами: актом проверки от (Дата)(Номер), выписками по операциям на счетах, договорами с поставщиками услуг, договорами с кредитными организациями., однако в Акте проверки от (Дата)(Номер) прямо указано, что требования Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ соблюдаются ОАО «ЕРКЦ» только при приеме платежей от физических лиц, поскольку денежные средства поступают на специальный банковский счет платежного агента, а в дальнейшем списываются на специальные банковские счета ОАО «ЕРКЦ».
Исходя из вышеизложенного, вывод Инспекции представляется противоречащим изложенным ранее установленным фактам.
Согласно пункту 1 статьи 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
Формами безналичных расчетов в Российской Федерации являются (пункт 1 статьи 862 ГК РФ, абзац второй пункта 1.1. Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»:
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по аккредитиву;
в) расчеты чеками;
г) расчеты инкассовыми поручениями;
д) расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
е) расчеты в форме перевода электронных денежных средств;
ж) расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (п. 1 ст. 862 ГК РФ).
Безналичные расчеты осуществляются банками и кредитными организациями с использованием банковских счетов либо без их открытия (пункт 3 статьи 861 ГК РФ).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 1 Закона №103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.
Часть 21 статьи 4 Закона №103-ФЗ дополнительно подчеркивает разделение деятельности платежных агентов и деятельности кредитных организаций, запрещая последним выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
Одновременно, часть 1 статьи 4 и часть 3 статьи 11 Закона №161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусматривают, что кредитные организации являются операторами по переводу денежных средств, оказывают услуги по переводу денежных средств и осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с Законом 161-ФЗ, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами Банка России.
Согласно пункту 12 статьи 3 Закона №161-ФЗ переводом денежных средств являются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.
Согласно пункту 19 статьи 3 Закона №161-ФЗ электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона №161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона №161-ФЗ оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона №161-ФЗ перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона №161-ФЗ перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Согласно пункту 7 статьи 5 Закона №161-ФЗ если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Согласно Письму ЦБ РФ от (Дата)(Номер) «По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе» кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент (ОАО «ЕРКЦ»), при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств.
Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией, как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора, на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом.
Как указано Банком России в письме от (Дата)(Номер), при привлечении юридического лица - нерезидента для осуществления деятельности платежного субагента необходимо принимать во внимание, что в соответствии с частью 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный субагент обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, связанных с приемом платежей физических лиц. При этом частями 16 и 17 статьи 4 указанного закона установлен режим специального банковского счета платежного агента (субагента), который не предусматривает возможности зачисления денежных средств на специальный банковский счет со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами (в том числе конверсионных счетов).
Данное Письмо Федеральной налоговой службой Письмом от (Дата)(Номер) «О направлении письма Банка России» направлено для использования в работе территориальными налоговыми органами.
Письмом от (Дата)(Номер) Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями по вопросу привлечения налоговыми органами кредитных организаций к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП за нарушение федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» сообщила следующее: «Согласно понятиям, изложенным в статье 2 федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», поставщик и платежный агент не являются кредитной организацией.
При этом в соответствии с частью 21 статьи 4 федерального закона № 103-ФЗ кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
Учитывая, что обязанность использования специальных банковских счетов возложена федеральным законом № 103-ФЗ только на платежных агентов и поставщиков, кредитные организации не могут являться субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, за неиспользование таких специальных банковских счетов».
Тем самым ИФНС России подтверждает, что оказание услуги по переводу денежных средств является банковской операцией в силу пункта 9 части 1 статьи 5 Федерального закона N 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», а положения Закона N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (пункт 5 части 2 статьи 1).
Ссылка ИФНС России по г. Заречному Пензенской области на Постановление ВС РФ от 20.11.2015 № 89-АД15-1 основана на ошибочном толковании указанного судебного акта, поскольку кредитные организации, с которыми ОАО «ЕРКЦ» заключило договоры о переводах денежных средств, не могут быть отнесены к иным организациям, какие имеются ввиду в вышеуказанном Постановлении. Согласно Федерального Закона № 103-ФЗ платежным субагентом определено юридическое лицо, с которым оператор по приему платежей (ОАО «ЕРКЦ») заключил договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, однако в деле отсутствуют сведения о том, что подобные договоры заключены ОАО «ЕРКЦ», тем более, что предметом договоров, заключенных с кредитными организациями, является перевод денежных средств физических лиц, а денежные переводы действующим законодательством квалифицированы в качестве безналичных форм расчетов.
Согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 17.02.2016 № 309-АД15-16708: «…заключение договора по переводу денежных средств между оператором и клиентом предусмотрено частью 1 статьи 4 Федерального закона № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе».
Таким образом, банковский договор заключен между обществом и банком в соответствии с Законом № 161-ФЗ, который не предусматривает открытие клиентами (получателями) специальных банковских счетов при получении услуги по переводу денежных средств.
Кроме того, оказание услуги по переводу денежных средств является банковской операцией в силу пункта 9 части 1 статьи 5 Федерального закона № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», а положения Закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (пункт 5 части 2 статьи 1).
В силу статьи 1 Закона № 103-ФЗ его положения не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также осуществляемых в безналичном порядке.
С учетом положений пункта 4 части 2 статьи 1, части 1 статьи 3 и части 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. При этом положения Закона № 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.
Согласно условий договоров с кредитными организациями перевод денежных средств физических лиц, т.е., поступивших в безналичном порядке, осуществляется на расчетный счет ОАО «ЕРКЦ» № <***> в Пензенском отделении № 8624 Сбербанка России.
Представляется, что при таких обстоятельствах, в действиях ОАО «ЕРКЦ» по использованию в своей деятельности как наличных так и безналичных форм расчетов, установленных действующим законодательством РФ, не содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1. КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 4 статья 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса РФ характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
ОАО «ЕРКЦ» в адрес ИФНС России по г.Заречному Пензенской области (Дата) исх. (Номер) был направлен запрос относительности правомерности использования ОАО «ЕРКЦ» при осуществлении деятельности по сбору платежей физических лиц форм безналичных расчетов, установленных действующим законодательством РФ.
ИФНС России по г.Заречному Пензенской области исх. (Номер) от (Дата) приведены выдержки из Федерального закона № 103-ФЗ о необходимости использования специального банковского счета при осуществлении приема наличных платежей, исключая установленные законодательством безналичные формы платежей.
ОАО «ЕРКЦ» в адрес Пензенского отделения Сбербанка России (Дата) исходящий (Номер) направлен запрос относительно правомерности использования ОАО «ЕРКЦ» при осуществлении деятельности по сбору платежей физических лиц форм безналичных расчетов, установленных действующим законодательством РФ.
Пензенским отделением Сбербанка России исх. (Номер) от (Дата) разъяснено, что кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться платежный агент; в перечне операций по специальному банковскому счету платежного агента отсутствуют операции, связанные с зачислением на его специальный банковский счет денежных средств, поступивших с банковских счетов, не являющихся специальными банковскими счетами, а также денежных средств, поступивших от физических лиц путем перевода денежных средств без открытия банковских счетов.
ОАО «ЕРКЦ» (Дата) исх. (Номер) в адрес Пензенского отделения Сбербанка России направлено требование о перечислении денежных средств, полученных Сбербанком России в целях перевода, не на расчетный счет ОАО «ЕРКЦ», а на специальный банковский счет ОАО «ЕРКЦ».
Пензенским отделением Сбербанка России исх. (Номер) от (Дата) разъяснены основания, которые делают невозможным перечисление денежных средств не на расчетный счет ОАО «ЕРКЦ», а на специальный банковский счет ОАО «ЕРКЦ».
ОАО «ЕРКЦ» (Дата) исх. (Номер) в адрес ПАО Банк «Кузнецкий» направлено письмо с информацией относительно результатов проверки ОАО «ЕРКЦ» ИФНС России по г. Заречному Пензенской области по вопросу соблюдения Федерального закона № 103-ФЗ, о возможном в этой связи отсутствии перспектив договорных отношений.
ПАО Банк «Кузнецкий» (Дата) исх. (Номер) сообщил, что Банк осуществляет банковскую операцию по переводу денежных средств от физических лиц на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом, Получателю средств, которым является ОАО «ЕРКЦ». (Пояснение в письме Банка России от (Дата)(Номер)-Т «По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе»).; согласно части 5 статьи 14 Закона № 161-ФЗ, части 16 статьи 4 Закона № 103-ФЗ предусматривается, что зачисление принятых наличных денежных средств от физических лиц на специальный банковский счет (БС 40821) может осуществляться только платежным агентом; осуществление Банком операции по переводу денежных средств, принятых Банком от физических лиц, на специальный банковский счет ОАО «ЕРКЦ», приведет к нарушению действующего законодательства РФ; действующий Договор является легитимным и его исполнение не нарушает действующее законодательство РФ и нормативные акты Банка России.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10, в силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно оспариваемому Постановлению должностным лицом – генеральным директором ОАО «ЕРКЦ» не выполняются требования, установленные частью 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, а именно, руководимое ею юридическое лицо - ОАО «ЕРКЦ» не использует специальные банковские счета для осуществления расчетов, что является обязательным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Одновременно, как в Акте проверки, так и в протоколе, утверждается, что ОАО «ЕРКЦ» в качестве платежного агента использует специальный банковский счет при приеме наличных платежей, сдает в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
На основании анализа всех обстоятельств дела проводится квалификация деяния, устанавливается наличие признаков состава административного правонарушения.
Исходя из вышеизложенного, всесторонне, полно и объективно оценив все имеющиеся доказательства по делу, учитывая преждевременность выводов начальника Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Заречному Пензенской области в отношении виновности должностного лица а совершении административного правонарушения, суд полагает возможным применить положения ст. 24.5 КоАП РФ и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Заречному Пензенской области – Советника государственной гражданской службы Российской Федерации №3 от 18.04.2016г. по делу об административном правонарушении в отношении Генерального директора ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» города Заречного ФИО1 о привлечении ее к административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Заречному Пензенской области в пользу Генерального директора ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» города Заречного ФИО1 судебные расходы в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд, через Зареченский городской суд, в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Р.В. Шандрин