ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/2021 от 12.05.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Романюк Л.И. Дело № 21-202/2021

(номер дела в суде первой инстанции № 12-55/2021)

РЕШЕНИЕ

12 мая 2021года г. Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации МО ГО «Ухта» Хомец А.В. на постановление заместителя начальника ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми Судаева К.А. № <Номер обезличен> от 30 декабря 2020 года и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО ГО «Ухта»,

установил:

постановлением заместителя начальника ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми Судаева К.А. № <Номер обезличен> от 30 декабря 2020 года администрация МО ГО «Ухта» привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, администрация МО ГО «Ухта» обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2, 30.6 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которой, судебной инстанцией постановлено решение 12 февраля 2021 года об оставлении постановления должностного лица ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми без изменения.

В жалобе, поданной защитником администрации МО ГО «Ухта» Хомец А.В. в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и судебного акта, о прекращении производства по делу с указанием на то, что администрация МО ГО «Ухта» неоднократно обращалась в уполномоченные органы государственной власти с ходатайствами об увеличении размера финансирования, предоставлении денежных средств для исполнения решений суда, которые не были удовлетворены в необходимом объеме, нарушение установленных сроков исполнения решения суда вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля администрации.

В судебное заседание Верховного Суда Республики Коми лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрация МО ГО «Ухта» своего защитника не направило, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в жалобе просят рассмотреть жалобу в отсутствие данного лица; должностное лицо административного органа, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении своего участия не обеспечило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела об административном правонарушении не поступало.

Принимая во внимание надлежащее извещение юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного органа, нахожу возможным, рассмотреть жалобу на решение судьи, вынесенное по итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признается.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми 28 сентября 2018 года возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен> в отношении администрации МО ГО «Ухта» на основании решения Ухтинского городского суда Республики Коми от 30 июля 2018 года, которым на администрацию МО ГО «Ухта» возложена обязанность предоставить ФИО6., <Дата обезличена> года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи 1 человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в пределах территории МО ГО «Ухта».

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми от 09 ноября 2018 года в связи с неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, с администрации МО ГО «Ухта» взыскан исполнительский сбор.

23 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми должнику выставлено требование об исполнении решения суда, на основании которого выдан исполнительный документ в срок до 16 июня 2020 года, до 18 июня 2020 года предоставить подтверждающие документы об исполнении решения суда судебному приставу-исполнителю. Также должник предупрежден об ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований. Данное требование получено администрацией МО ГО «Ухта» 25 мая 2020 года.

В указанный должностным лицом службы судебных приставов срок требование исполнительного документа должником не выполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и последующего вынесения должностным лицом постановления о привлечении администрации МО ГО «Ухта» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Разрешая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и отказывая в ее удовлетворении, судья городского суда исходил из доказанности обстоятельств, свидетельствующих о не исполнении должником по исполнительному производству требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, законности и обоснованности привлечения администрации МО ГО «Ухта» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

С такими выводами согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Из представленных материалов усматривается, что защитником администрации МО ГО «Ухта» виновные действия совершения административного правонарушения последовательно отрицались с указанием на то, что специализированный жилищный фонд формируется путем приобретения жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Коми, которых недостаточно. В свою очередь, администрацией МО ГО «Ухта» предпринимались все возможные меры для своевременного исполнения решения суда путем направления в уполномоченные органы государственной власти ходатайств об увеличении бюджетных ассигнований, которые не были удовлетворены в полном объеме. Какие-либо иные возможности для обеспечения граждан определенной категории жилыми помещениями у администрации МО ГО «Ухта» отсутствуют. Ограниченность бюджетного финансирования предопределяет наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный срок.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 27 сентября 2018 года № 2478-О, положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу положений статей 140, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации являются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях. Распределение субвенций утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми от 21 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» предусмотрено, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2006 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.

Согласно статье 7 указанного закона финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий. Распределение субвенций соответствующим местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в части государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Методикой расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», согласно приложению 11 к названному Закону.

В соответствии с Методикой (введена Законом Республики Коми от 28 декабря 2015 года № 140-РЗ) объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Размер субвенции определяется по формуле исходя из численности граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, у которых право на получение жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда возникло и не реализовано по состоянию на 1 апреля года, предшествующего планируемому, а также граждан, включенных в список, у которых право на получение жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда возникнет в текущем финансовом году в соответствующем муниципальном районе, деленных на численность таких граждан по всей Республике Коми и умноженных на общий объем субвенций, предусмотренных в республиканском бюджете.

Согласно Закону Республики Коми от 07 декабря 2017 года № 85-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» главным распорядителем расходов республиканского бюджета в части предоставления субвенций из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений являлось Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, а в соответствии с законами Республики Коми от 29 ноября 2018 года № 110-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и от 16 декабря 2019 года № 99-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» - Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

Следовательно, формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования на 2018 год возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, а на 2019, 2020 годы - Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

В связи с вступлением решения Ухтинского городского суда Республики Коми от 30 июля 2018 года в законную силу – 31 августа 2018 года, и исходя из Методики расчета размера субвенции, финансирование государственных полномочий в рамках исполнения названного решения суда могло осуществляться лишь в 2019 году. В соглашении на 2018 год размер субвенций определялся без учета права ФИО6 на благоустроенное жилое помещение.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО ГО «Ухта» от 24 апреля 2018 года № <Номер обезличен>, ФИО6., <Дата обезличена> года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда под номером 82. Кроме того, ФИО6 числится под номером 10 в очереди среди граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные акты о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и возбуждены исполнительные производства.

В 2018 году размер субвенций составил 15 443 900 рублей (приобретено 11 жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, которые были представлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа).

В 2019 года размер субвенций составил 41 975 000 рублей (приобретено 32 жилых помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа).

По состоянию на 08 мая 2019 год численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения судов о предоставлении жилых помещений в МО ГО «Ухта» - 101 человек.

В 2020 году размер субвенций администрации МО ГО «Ухта» составил 48 957 200 рублей. По состоянию на 14 сентября 2020 год общее количество неисполненных судебных решений об обязании предоставить жилое помещение составляет 70. В 2020 году на выделенные субвенции администрация МО ГО «Ухта» приобрела 40 жилых помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

В соответствии с соглашением администрации МО ГО «Ухта» с Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 21 января 2021 года № 20 общий объем средств субвенций, предусмотренный в 2021 году на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составит 42 409 188 рублей.

Согласно соглашению, количество жилых помещений, планируемых приобрести (построить, отремонтировать, реконструировать) в 2021 году для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений составляет – 30. В связи с этим, в 2021 году ФИО6 планируется к предложению жилое помещение.

Администрацией МО ГО «Ухта» при рассмотрении дела об административном правонарушении представлены доказательства, подтверждающие неоднократные, носящие систематический характер ходатайства в адрес Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Главе Республики Коми, Правительства Республики Коми о выделении дополнительных средств субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилы помещений (от 13 мая 2019 года № 01-25-1075, от 17 сентября 2020 года № 01-25-2210).

Из ответов на данные ходатайства следует, что предпринимаются все необходимые меры по решению вопроса об увеличении финансирования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в том числе городского округа «Ухта», однако, несмотря на принимаемые меры в республике сохраняется большое количество граждан, относящихся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилье.

Из анализа представленных в материалы дела доказательств следует, что администрацией города предпринимались меры по исполнению судебного решения, обязывающего предоставить жилье по договорам найма специализированных жилых помещений, направлялись ходатайства об увеличении бюджетных ассигнований, но при этом выделенных бюджетных средств на указанные цели оказалось недостаточно.

Меры, которые предпринимает администрация МО ГО «Ухта» после получения требования судебного пристава-исполнителя, вплоть по настоящее время, свидетельствуют о ее намерении исполнить судебное решение.

Каких-либо иных возможностей для обеспечения администрацией МО ГО «Ухта» ФИО6. жилым помещением в ходе рассмотрения дела не установлено.

При указанных обстоятельствах, неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля администрации МО ГО «Ухта», а не умышленным бездействием должника, что исключает состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в действиях администрации МО ГО «Ухта».

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5поименованного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление заместителя начальника ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми Судаева К.А. № <Номер обезличен> от 30 декабря 2020 года и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2021 года, вынесенные в отношении администрации МО ГО «Ухта» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях администрации МО ГО «Ухта» состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования городского округа «Ухта» Хомец А.В. - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми Судаева К.А. № <Номер обезличен> от 30 декабря 2020 года и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО ГО «Ухта» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья - И.Г. Пристром