ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/2021 от 27.12.2021 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

№ 12-55/2021

РЕШЕНИЕ

г. Вилючинск Камчатского края

Судья Вилючинского городского суда Камчатского края Хорхордина Н.М., при секретаре судебного заседания Ершовой К.И., с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Филипенко Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «УправКом К» Филипенко Лилии Олеговны на постановление мирового судьи судебного участка № 26 Вилючинского судебного района Камчатского края от 11 октября 2021 года № 5-464/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Филипенко Лилии Олеговны,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Вилючинского судебного района Камчатского края от 11 октября 2021 года Филипенко Лилия Олеговна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа, с применением ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 25 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Филипенко Л.О. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление мирового судьи и не привлекать её, как генерального директора, к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что 23 июня 2021 года советником отдела муниципального контроля администрации Вилючинского городского округа Шпорт Э.В. в отношении ООО «УправКом К» было выдано предписание № 12 на устранение нарушений законодательства, которым ООО «УправКом К» обязано в срок до 23 декабря 2021 года выполнить работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее по тексту ТКО) в соответствии с установленными требованиями, многоквартирных домов № 15 и № 16 в мкр. Северный; № 7,9,10,16,17,18,22,23,24,26,28,30,33 мкр. Центральный; № 6,12 по ул. Кронштадтская; № 2 по ул. Приморская; № 9 по ул. Мира в г. Вилючинске Камчатского края; представить в отдел муниципального контроля документы, подтверждающие исполнение предписания. Между тем, вступившим в законную силу решением Вилючинского городского суда по делу № 2а-99/2021 от 27 января 2021 по иску заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска Федорова А.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации ВГО о признании незаконным бездействия по принятию мер к созданию, содержанию, определению схемы размещения и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, которым на администрацию ВГО возложена обязанность: создать и обеспечить содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вилючинского городского округа в соответствии с требованиями ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и организовать ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда по делу № 33а-758/2020 года, а также кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88а-6994/2020 от 21 октября 2020 года, вышеназванное решение Вилючинского городского суда оставлено без изменения. Полагает, что действия администрации ВГО, а именно отдела муниципального контроля администрации ВГО, фактически направлены на уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного акта, что противоречит принципу обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов. В силу п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ 31 августа 2018 года № 1039 (далее Правила обустройства), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления (далее по тексту МСУ), за исключением случаев, установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Согласно ч. 3 ст. 1 Правил благоустройства Вилючинского городского округа, утвержденных решением Думы ВГО ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края шестого созыва № 173-58-6 от 18 октября 2017 года, организация благоустройства территории городского округа осуществляется органами администрации ВГО в пределах их компетенции. К объектам благоустройства территории указанные правила относят специализированные площадки (детские, спортивные, площадки отдыха, площадки для выгула и дрессировки собак, контейнерные площадки для сбора отходов, открытые автостоянки) (ч. 1 ст. 2). Деятельность по благоустройству включает в себя разработку проектной документации по благоустройству территории. Выполнение мероприятий по благоустройству и содержанию объектов благоустройства (ч. 2 ст. 3). Собственники обязаны содержать общее имущество на собственные средства путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее Правила № 491), и именно собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Предписание № 12 от 23 июня 2021 года незаконно возлагает на ООО «УправКом К» обязанность по организации контейнерных мест (площадок) для накопления ТКО, свидетельствует, что администрация ВГО, не исполнив вышеназванные судебные акты, принуждает управляющие компании, в нарушении действующего законодательства РФ размещать площадки по сбору ТКО на придомовых территориях. При этом, для жильцов многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО «УправКом К», организованы места (площадки) для накопления ТКО и осуществляется сбор ТКО посредством «позвонковой» системы, которая работает в соответствии с договором с ГУП «Спецтранс». Расположение места (площадки) для накопления ТКО и крупногабаритных отходов, которое не относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, не на придомовой территории, за пределами сформированного под домом земельного участка, исключает возможность возложения на управляющую организацию бремени её содержания. В соответствии с решением суда от 27 января 2020 года ООО «УправКом К» не является лицом, на которое возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО на территории ВГО.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Филипенко Л.О. в судебном заседании жалобу поддержала, дополнительно указав, что в составе общего имущества многоквартирных домов, указанных в протоколе об АП, которые были приняты в управление ООО «УправКом К» с 01 апреля 2015 года, отсутствуют контейнерные площадки для накопления и сбора ТКО, отсутствовали таковые и на всей территории ж/р Приморский, в связи с чем, судебным актом Вилючинского городского суда от 27 января 2020 года на администрацию ВГО была возложена обязанность по созданию и обеспечению содержания мест (площадок) накопления ТКО на территории ВГО, определению схемы их размещения и организации ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО. В рамках исполнения данного судебного решения администрацией ВГО организовываются на территории ж/р Приморский контейнерные площадки для накопления ТКО, источниками образования которых являются конкретные МКД, что отражено в Реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории ВГО согласно постановлению администрации ВГО № 800 от 10 августа 2021 года в его последней редакции. В соответствии с установленными собственниками помещений МКД в рамках заключенных договоров управления перечнем работ и услуг по содержанию общего имущества и размером платы, предусмотренной для этого, ООО «УправКом К» оказывало услуги по обращению с ТКО и крупногабаритного мусора по «позвонковой» системе с использованием мусоровозов путем его сбора по графику в местах остановки, определенных в схеме размещения, который после изменения законодательства с 01 января 2018 года является приложением к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному между управляющей организацией и региональным оператором, последующего вывоза мусора на полигон и захоронения. С указанного времени с жильцов МКД данная плата, составляющая 3,7000 рублей в месяц с 1 кв.м общей площади, управляющей организацией не взимается, а по д. 2 по ул. Приморская, которая перешла к ним в управление с 01 марта 2018 года, не устанавливалась. В последующем, с 2019 года в соответствии с решениями собственников помещений МКД, собственники перешли на прямые договоры с региональным оператором по обращению с ТКО ГУП «Спецтранс». Земельные участки под МКД сформированы, на них никогда не было и нет в настоящее время мест (площадок) накопления ТКО, при этом придомовая территория не позволяет организовать места накопления ТКО в соответствии с нормами СанПиН. Ею, как генеральным директором управляющей организации ООО «УправКом К» в рамках заключенных договоров по управлению, указанными в протоколе об АП многоквартирными домами, принимаются все необходимые меры, соблюдаются лицензионные требования. Кроме того, полагает, что ничьи права в данном случае не нарушены, в свою очередь Зубарев В.В., по обращению которого отделом муниципального контроля была проведена проверка, не является ни жильцом находящихся в управлении ООО «УправКом К» МКД, ни собственником, находящегося в них помещения, ни стороной договора управления.

Представитель Государственной жилищной инспекции Камчатского края – ведущий консультант отдела муниципального контроля Управления правового обеспечения и контроля администрации ВГО Леонтьева Е.В., в судебном заседании 01 декабря 2021 года пояснила, что внеплановая проверка соблюдения ООО «УправКом К» лицензионных требований была проведена по обращению ФИО6 на основании положений ч. 3 ст. 196 ЖК РФ. ООО «УправКом К» не обращалось в администрацию ВГО по вопросу выделения земельных участков под обустройство мест (площадок) накопления ТКО, при этом, полагала, что если управляющей организации не хватает придомовой территории для организации таких мест, то управляющая компания имеет возможность обратиться в орган МСУ с соответствующим заявлением для разрешения данного вопроса. В соответствии с положениями ст.ст. 161, 162 ЖК РФ, управляющая организация имеет право требовать плату за оказание работ и услуг, поименованных в договоре управления, в свою очередь Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения», утвержденный постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, включает работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, следовательно, управляющая организация обязана оказывать данные услуги. В рамках исполнения решения суда от 27 января 2020 года администрация ВГО организовывает места для сбора «общественного мусора», в свою очередь, места для сбора отходов после жизнедеятельности жителей МКД, должна организовывать управляющая компания. Полагает, что получая лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, управляющая организация принимает на себя все обязанности, определенные вышеназванным Минимальным перечнем, а не только тех, которые указаны в договоре управления. Обеспечение контейнерными площадками накопления ТКО жильцов МКД, находящихся в управлении ООО «УправКом К», является обязанностью данной управляющей организации.

Инспектор по государственному контролю (надзору) отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Государственной жилищной инспекции Камчатского края Емельницкой Е.И., о времени и месте рассмотрения жалобы извещена, для участия в её рассмотрении не явилась.

ФИО6, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, участия в рассмотрении не принимал.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении от 09 августа 2021 года следует, что 23 июня 2021 года, в ходе проведения отделом муниципального контроля администрации Вилючинского городского округа внеплановой выездной проверки по обращениям Зубарева В.В. соблюдения лицензионных требований ООО «УправКом К» при управлении многоквартирными домами № 15 и № 16 по мкр. Северный; № 6 и № 12 по ул. Кронштадтская; № 2 по ул. Приморская; № 2, 6, 10, 11, 13, 18, 23, 26 и 28 по ул. Победы; № 9 по ул. Мира, в городе Вилючинске Камчатского края, выявлено, что Филипенко Л.О., являясь генеральным директором ООО «УпраКом К», имеющего юридический адрес: Камчатский край, гор. Вилючинск, ул. Победы, дом № 2, офис № 106, допустила осуществление предпринимательской деятельности по управлению указанными многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, предусмотренных п.п. «а, б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, не обеспечила выполнение работ по организации и содержанию на обслуживаемой территории мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ООО «УправКом К», на основании договоров управления многоквартирными домами, является компанией по управлению многоквартирными домами: № 2, 6, 10, 11, 13, 18, 23, 26 и 28 по ул. Победы; № 15 и № 16 в мкр. Северный; № 6 и № 12 по ул. Кронштадтская; № 2 по ул. Приморская; № 9 по ул. Мира, в городе Вилючинске Камчатского края.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03 августа 2021 года, ООО «УправКом К» является действующим юридическим лицом, состоит на учете в налоговом органе и создано, в том числе, для управления эксплуатацией жилого фонда, его генеральным директором является Филипенко Л.О.

В соответствии с Уставом, предметом деятельности ООО «УправКом К» является управление недвижимым имуществом. Данное Общество осуществляет свою деятельность на основании лицензии № 9, выданной 20 апреля 2015 года Государственной жилищной инспекцией Камчатского края.

На основании приказа начальника отдела муниципального контроля администрации Вилючинского городского округа № 112/2021 от 27 мая 2021 года была проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО «УправКом К» по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Основанием для проведения данной проверки послужило обращение гражданина ФИО6 по факту неисполнения управляющей компанией требований законодательства по созданию, содержанию и внесению в Реестр мест накопления ТКО.

По результатам проверки 23 июня 2021 года был составлен Акт № 106 проведения внепланового мероприятия по государственному контролю, согласно которому управляющей многоквартирными домами № 2, 6, 10, 11, 13, 18, 23, 26 и 28 по ул. Победы; № 15 и № 16 в мкр. Северный; № 6 и № 12 по ул. Кронштадтская; № 2 по ул. Приморская; № 9 по ул. Мира, в городе Вилючинске Камчатского края, организацией ООО «УправКом К», не выполнены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации ВГО № 485 от 17 июня 2020 года, был утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории ВГО, в нем отсутствуют сведения о месте (площадок) накопления ТКО для использования потребителями, проживающими в многоквартирных домах № 2, 6, 10, 11, 13, 18, 23, 26 и 28 по ул. Победы; № 15 и № 16 в мкр. Северный; № 6 и № 12 по ул. Кронштадтская; № 2 по ул. Приморская; № 9 по ул. Мира.

На основании данных выявленных при проведении проверки нарушений, 09 августа 2021 года инспектором ГЖИ Камчатского края в отношении генерального директора ООО «УпраКом К» Филипенко Л.О. был составлен вышеназванный протокол № 229 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Установив данные обстоятельства, мировой судья пришел к выводу о виновности должностного лица - генерального директора ООО «УправКом К» Филипенко Л.О. в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а именно в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

С данными выводами мирового судьи согласиться нельзя, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 3 (п.п. «а, б») указанного Положения, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п.п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

При этом, состав общего имущества в многоквартирном доме утверждается на общем собрании собственников простым большинством голосов от общего числа голосов собственников (ч. 1 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Пересмотр состава общего имущества в МКД, включая увеличение или уменьшение состава общего имущества, также относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

На основании частей 1, 1.1, 1.2 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Понятие общего имущества многоквартирного дома сформулировано в п. 4 ст. 36 ЖК РФ и в п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждает его государственный кадастровый учет (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно основным понятия, содержащимся в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ), твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.

В соответствии с подпунктом «д(2)» пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

При этом, как предусмотрено пунктом 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно п. 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 (далее - Минимальный перечень).

Исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме; в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26 (1) Минимального перечня услуг).

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» разъяснено, что работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.

При этом под "организацией" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.

По общему правилу, контейнеры, являющиеся неотъемлемой частью контейнерной площадки, без наличия которых невозможна организация и содержание контейнерной площадки, могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируют Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).

Согласно пункту 2 Правил № 354 к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) Правил № 354 (пункт 148(1) Правил № 354).

Исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) Правил N№ 354 (пункт 148(3) Правил № 354), это, в частности: управляющая организация; товарищество или кооператив; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; организация (в том числе садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В целях предоставления потребителям коммунальной услуги по обращению с ТКО, указанным лицам (кроме региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами) необходимо заключить договоры с региональными операторами по обращению с ТКО (п. 148(7) Правил № 354).

Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 148(4) Правил № 354).

Пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 и пунктом 148(12) Правил № 354 установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

В ходе судебного разбирательства установлено, что как на момент выявления вменяемого правонарушения, так и ранее, в том числе, на момент принятия в управление ООО «УправКом К» (ранее ООО «Теплый дом») указанных в протоколе об административном правонарушении многоквартирных домов, контейнерные площадки для накопления и сбора ТКО в составе общего имущества вышеназванных многоквартирных домов, а также в целом на территории ж/р Приморский Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска, отсутствовали. Сбор и вывоз ТКО осуществлялся по бестарной системе путем сбора и погрузки потребителями мусора в мусоровозы в соответствии с установленным графиком вывоза мусора временен и в определенных местах (позвонковый способ сбора ТКО).

Данные обстоятельства в ходе рассмотрения жалобы административным органом не оспаривались, при этом, в рамках проведенной в отношении ООО «УправКом К» внеплановой проверки таковые не устанавливались, осмотр придомовой территории находящихся в управлении многоквартирных домов не осуществлялся, состав общего имущества не устанавливался, доказательств иного в материалах дела об административном правонарушении не имеется.

Вместе с тем, все земельные участки, находящиеся под многоквартирными домами (придомовая территория), перечисленными в протоколе об АП, и обслуживание которых осуществляется ООО «УправКом К», сформированы и поставлены на кадастровый учет.

В соответствии с договорами управления в отношении многоквартирных домов № 2, 6, 10, 11, 13, 18, 23, 26 и 28 по ул. Победы; № 15 и № 16 в мкр. Северный; № 6 и № 12 по ул. Кронштадтская; № 9 по ул. Мира в г. Вилючинске Камчатского края от апреля 2015 года, а в отношении многоквартирного дома № 2 по ул. Приморская от 19 февраля 2018 года; управляющая организация ООО «Теплый дом» (ныне ООО УправКом К») взяла на себя, по заданию собственников на основании принятых их общим собранием решений, обязательства за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению данными многоквартирными домами, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений и пользователям жилых и нежилых помещений в этих МКД.

Согласно договорам управления, содержание общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем оказания услуг и выполнения работ по перечню, приведенному в Приложении № 1 к договорам. Решениями общего собрания собственников помещений вышеназванных МКД также был установлен размер платы за управление МКД, услуги и работы по содержанию общего имущества – 23 рубля (по д. № 2 по ул. Приморская – 24 рубля), текущий ремонт общего имущества – 10 рублей, ежемесячно.

Из Приложений № 1 к договорам управления следует, что собственниками в рамках Перечня оказываемых управляющей организацией по договору работ и услуг по содержанию общего имущества помещений МКД, были утверждены работы по вывозу и захоронению ТБО и крупногабаритного мусора с размером финансирования данного вида услуг 3,70 рублей в месяц на 1 кв.м общей площади жилого помещения.

При этом, в Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества помещений МКД № 2 по ул. Приморская по договору от 19 февраля 2018 года и соответственно в состав платы за содержание общего имущества, данный вид услуг собственниками уже не включался, поскольку с 19 декабря 2017 года ГУП «Спецтранс» был присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, который оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Вилючинского городского округа.

27 декабря 2017 года между ГУП «Спецтранс» и управляющей организацией ООО «УправКом К» был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 2122, в соответствии с которым, региональный оператор с 01 января 2018 года стал принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре (Приложение № 1) и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель – УК оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (Приложение № 1), путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора, внесения наличных денежных средств в кассу регионального оператора, путем зачета сторонами встречных однородных требований, а также путем уступки потребителем – УК региональному оператору в полном объеме своих прав на получение денежных средств с потребителей по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 2.3 договора одним из способов складирования твердых коммунальных отходов является складирование в мусоровозы (при позвонковом способе сбора отходов), адреса сбора указаны в Приложениях №№ 1 и 2.

В Приложении № 2 к данному договору содержится информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (в данном случае места остановки мусоровоза), в том числе, в отношении перечисленных в протоколе об АП многоквартирных домов.

В последующем, в июле 2018 года, ноябре-декабре 2019 года, собственниками многоквартирных домов № 2, 6, 10, 11, 13, 18, 23, 26 и 28 по ул. Победы; № 15 и № 16 в мкр. Северный; № 6 и № 12 по ул. Кронштадтская; № 2 по ул. Приморская, были приняты решения о заключении прямых договоров на оказание коммунальных услуг и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, судом установлено, что на момент совершения вменяемого административного правонарушения, ООО «УправКом К» не оказывает собственникам квартир данных обслуживаемых домов коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не собирает плату за эту коммунальную услугу, а также не взимает с жильцов указанных в протоколе об АП многоквартирных домов плату за организацию и содержание мест (площадок) накопления ТКО в составе платы за содержание общего имущества, что подтверждается, в том числе, платежными квитанциями за декабрь 2017 года январь 2018 года, поскольку исходя из отсутствия в составе общего имущества вышеназванных многоквартирных домов отсутствуют контейнерные площадки для накопления и сбора ТКО, то есть существующая степень их благоустройства не предусматривает возможность предоставления данного вида услуги.

При этом, общим собранием собственников помещений данных многоквартирных домов не принималось каких-либо решений о необходимости создания таких мест (площадок) накопления ТКО в отношении конкретных МКД, приобретении мусорных контейнеров, об увеличении с учетом этого состава общего имущества, а также о порядке финансирования данного вида работ, которые в силу норм закона не являются обязательными, и о включении соответственно в Перечень оказываемых ООО «УправКом К» работ и услуг, в рамках заключенных договоров управления, работ по организации и содержанию создаваемых (созданных) мест (площадок) накопления ТКО, и об утверждении в этих целях тарифа и размера платы за содержание такого общего имущества.

Каких-либо обращений от собственников либо иных граждан, пользующихся жилыми и нежилыми помещениями указанных в протоколе об административном правонарушении многоквартирных домов, в управляющую организацию ООО «УправКом К», администрацию ВГО, иные государственные надзорные органы, свидетельствующих о нарушении их прав на благоприятную и безопасную среду обитания, как потребителей в сфере жилищных правоотношений в рамках заключенных договоров управления, не поступало, такие данные в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.

Решением Вилючинского городского суда от 27 января 2021 года по делу № 2а-99/2021, вступившим в законную силу, именно на администрацию ВГО была возложена обязанность: создать и обеспечить содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вилючинского городского округа в соответствии с требованиями ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и организовать ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В свою очередь, 10 августа 2021 года (на следующий день после составления протокола об административном правонарушении) администрацией было издано постановление № 800 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вилючинского городского округа», согласно которому (с учетом внесенных в последующем постановлением № 1028 от 20 октября 2021 года изменений) в указанный реестр были внесены сведения о созданных органом местного самоуправления местах (площадках) накопления ТКО, с указанием географических данных их места нахождения, а также об источниках образования твердых коммунальных отходов, подлежащих складированию в этих местах, включая многоквартирные дома № 2, 6, 11, 13, 23, 26 и 28 по ул. Победы; № 6 по ул. Кронштадтская; № 9 по ул. Мира.

В отношении остальных многоквартирных домов сбор и вывоз ТКО осуществляется по бестарной (позвонковой) системе посредством мусоровозов.

Согласно схемам размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории ВГО, отражающим данные о нахождении мест (площадок) ТКО на карте, а также ситуационному плану мест производства земляных работ в целях устройства фундаментных плит для обустройства контейнерных площадок, ни одна контейнерная площадка не располагается и не планируется к созданию в границах земельных участков, являющихся придомовой территорией и общим имуществом собственников многоквартирных домов, перечисленных в протоколе об АП.

Таким образом, исходя из того, что контейнерные площадки для накопления ТКО и крупногабаритных отходов не находятся в пределах сформированных под домами земельных участков, к придомовой территории и общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов не относятся, собственниками помещений указанных домов не принималось решений о необходимости создания таких мест, а в составе перечня оказываемых по договору управления работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества дома, не утверждались работы и услуги по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, а также размер их финансирования, и подобная плата управляющей организацией с потребителей фактически не взимается, то с учетом существующих конструктивных особенностей и уровня благоустройства данных многоквартирных домов, у ООО «УправКом К» в рамках заключенных с собственниками помещений договоров управления МКД, отсутствует обязанность по организации и обслуживанию мест (площадок) накопления ТКО, соответственно у генерального директора Филипенко Л.О. соответствующих полномочий на обеспечение выполнения данных видов работ, также не имелось, в связи с чем, нельзя говорить о нарушении тем самым ею лицензионных требований, установленных п.п. «а, б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и наличии в данном случае в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Ссылка административного органа в протоколе об административном правонарушении на результаты анализа реестра мест (площадок) накопления ТКО, в котором отсутствовали сведения о таких местах для пользования потребителями, проживающими в многоквартирных домах № 2, 6, 10, 11, 13, 18, 23, 26 и 28 по ул. Победы; № 15 и № 16 в мкр. Северный; № 6 и № 12 по ул. Кронштадтская; № 2 по ул. Приморская; № 9 по ул. Мира в г. Вилючинске, несостоятельна, поскольку в силу п.п. 20, 21 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, обязанность по внесению в реестр соответствующих сведений лежит на лице, создавшем то или иное место (площадок) накопления ТКО, а в данном случае таковым является орган местного самоуправления ВГО, что фактически и было им в лице администрации ВГО сделано 10 августа 2021 года, 20 октября 2021 года в рамках исполнения возложенных судебным решением Вилючинского городского суда от 27 января 2020 года обязанностей по созданию и обеспечению содержания мест (площадок) накопления ТКО, не включенных в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Доводы представителя административного органа о том, что созданные в рамках возложенных судебным решением места (площадки) накопления ТКО предусмотрены для сбора «общественного мусора», а не отходов жизнедеятельности жителей конкретных МКД, не обоснованы, противоречат определению твердых коммунальных отходов, вышеприведенным положениям Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, а также сведениям, содержащимся в Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вилючинского городского округа, относительно источников образования ТКО, подлежащих складированию в созданных органом местного самоуправления местах (площадках) накопления ТКО.

Также несостоятелен довод Леонтьевой Е.В. об обязанности управляющей организации выполнять все включенные в Минимальный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, услуг и работы, поскольку данные нормы описывают обязанности управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирного дома, к которому в рассматриваемом случае контейнерные площадки накопления ТКО, не относились и не относятся. Перечень конкретных услуг и работ из числа включенных в данный Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется общим собранием собственников помещений и отражается в договоре управления, исходя из состава общего имущества, конструктивных особенностей и степени благоустройства многоквартирного дома.

Помимо всего прочего, суд полагает внеплановую документарную (выездную) проверку, проведенной административным органом с грубыми нарушениями, а ссылку на ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, несостоятельной, исходя из нижеследующего.

Так, согласно ч. 1 ст. 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Частью 3 ст. 196 ЖК РФ предусмотрено, что внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с ч. 4.2 ст. 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Таким образом, именно Федеральные законы от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ устанавливают различные основания для проведения внеплановых проверок, а ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, хоть и упоминает обоснования внеплановых проверок, в тоже время не устанавливает их.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

При этом, согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. К таким нарушениям лицензионных требований могут относиться также нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований, к которым относятся:

а) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

б) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;

в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»;

г) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

д) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;

ж) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «г» пункта 3 настоящего Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;

з) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».

Аналогичные по своему характеру основания для проведения внеплановой проверки предусмотрено п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, п. 2 ч. 2 указанной статьи Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, предусмотрено такое основание для проведения внеплановой проверки, как мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

При этом, в силу особенностей, установленных ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, проверки по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки. В тоже время, данное не исключает необходимости наличия в таких обращениях граждан как основания для проведения внеплановой проверки информации о том, что такие нарушения лицензионных требований со стороны лицензиата, являются грубыми, свидетельствуют об угрозе причинения какого-либо вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесении ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства, либо о причинении и возникновении таковых.

Иное означало бы произвольное проведение внеплановых проверок контролирующим органом, и, как следствие, нарушение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также нарушение прав и законных интересов управляющей организации в сфере экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных данным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований. Непредставление акта проверки относится к грубым нарушениям требований настоящего Закона.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ, к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона.

Таким образом, поскольку заявитель ФИО6, по обращению которого была проведена внеплановая проверка, не является лицом, чьи права как потребителя были нарушены управляющей организацией ООО «УправКом К» при осуществлении деятельности, либо собственником либо иным законным пользователем помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется этой управляющей организацией и перечисленных в протоколе об административном правонарушении, его обращение не содержало информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо причинения такого вреда, а также возникновения таких ситуаций, при том, что на территории Вилючинского городского округа обеспечены условия для сбора, накопления и вывоза ТКО, что осуществляется жителями посредством использования соответствующих мест (площадок) накопления ТКО, созданных органом местного самоуправления и указанных в реестре и позвонковым способом сбора и вывоза ТКО, то законные основания для проведения внеплановой выездной проверки, результаты которой послужили основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, отсутствовали, в связи с чем, порядок проведения внеплановой проверки, контролирующим органом был грубо нарушен.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для привлечения генерального директора ООО «УправКом К» Филипенко Л.О. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, у мирового судьи судебного участка № 26 Вилючинского судебного района Камчатского края не имелось, его постановление от 11 октября 2021 года № 5-464/2021, подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в виду отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 26 Вилючинского судебного района Камчатского края от 11 октября 2021 года № 5-464/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Филипенко Лилии Олеговны, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Н.М. Хорхордина