ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/2022 от 06.07.2022 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-55/2022

УИД:86RS0018-01-2022-000450-09

Р Е Ш Е Н И Е

п. Междуреченский 06 июля 2022 года

Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Косолапова О.А.,

с участием заместителя прокурора Кондинского района Новоселова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Кондинского района на постановление Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №5-02/2022 от 12 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью СК «Лидер»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №5-02/2022 от 12 апреля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении ООО СК «Лидер» прекращено в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.

22 апреля 2022 года в Кондинский райсуд поступил протест заместителя прокурора Кондинского района на указанное постановление. В протесте ставится вопрос об отмене постановления №5-02/2022 от 12 апреля 2022 года, возвращении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение. Протест мотивирован тем, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на основании постановления администрации Кондинского района от 23.12.2019 № 2468 «Об определении единых теплоснабжающих организаций на территории городских и сельских поселений Кондинского района» ООО СК «Лидер» предоставляет услугу теплоснабжения в муниципальном образовании гп. Междуреченский, в том числе с использованием котельной «Центр Блок Б», расположенной по адресу: ул. Сибирская, д. 53а, п. Междуреченский.

Согласно температурному графику указанной котельной, при температуре наружного воздуха -19°С температура сетевой воды в подающем трубопроводе должна составлять 64,9°С, а в обратном трубопроводе 50,4°С.

Установлено, что при температуре наружного воздуха 10.02.2022 в 08:00 -19°С, температура сетевой воды в подающем трубопроводе котельной «Центр Блок Б» составляла 54°С, а в обратном трубопроводе 55°С.

Таким образом температура сетевой воды в подающем трубопроводе указанной котельной ниже на 10,9°С (отклонение составило -16,8%), что свидетельствует о необеспечении нормативного уровня температуры сетевой воды в соответствии с температурным графиком работы данной котельной, что привело к получению потребителями гп. Междуреченский тепловой энергии ненадлежащего качества.

Факты нарушения нормативного уровня обеспечения населения п. Междуреченский услугой теплоснабжения также выявлены 05.01.2022, 06.01.2022, 09.02.2022, 10.02.2022, 12-15.02.2022.

На основании изложенного, ООО СК «Лидер» допущены нарушения нормативного уровня обеспечения коммунальной услугой теплоснабжения, требования к которому предусмотрены Законом №190-ФЗ, Правилами №354, Правилами №170, Правилами №808, Правилами №115 и приказом Госстроя РФ от 21.04.2000 №92.

В судебном заседании заместитель прокурора района Новоселовв Д.Н. доводы протеста поддержал, настаивает на его удовлетворении.

Служба жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры, ООО СК «Лидер» надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела не ходатайствуют. В связи с изложенным суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав прокурора Новоселова Д.Н., исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении протеста на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами протеста и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В п. 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлена обязанность теплоснабжающих и теплосетевых организаций по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей.

В силу пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В силу пункта 2 Правил под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого сального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, их помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). В свою очередь, исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, совладением, потребляющее коммунальные услуги.

Подпункт "а" пункта 31 Правил устанавливает обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами.

В соответствии с подп. "в", "г", "д" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг и качество которых соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Исходя из п. 15 приложения № 1 к приведенным Правилам, в качестве требования к качеству коммунальной услуги в виде отопления установлено обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C), снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Кондинского района было установлено, что ООО СК «Лидер» предоставляет услугу теплоснабжения в муниципальном образовании гп.Междуреченский, в том числе с использованием котельной «Школа», расположенной по адресу: ул.Сибирская, д.53а, п. Междуреченский.

Согласно температурному графику указанной котельной, при температуре наружного воздуха «-19°С» температура сетевой воды в подающем трубопроводе должна составлять 64,9°С, а в обратном трубопроводе 50,4°С.

Установлено, что при значении температуры наружного воздуха 10.02.2022 в 08:00 -19°С, температура сетевой воды в подающем трубопроводе котельной «Центр Блок Б» составляла 55,9 °С, а в обратном трубопроводе 54,7 °С ( л.д. 53).

Таким образом, температура сетевой воды в подающем трубопроводе указанной котельной 10.02.2022 была ниже на 10,2°С (отклонение составило -16,6%).

Материалами дела подтверждается, что ООО СК «Лидер» при эксплуатации котельной «Центр блок Б», расположенной по адресу: ул.Сибирская, д.53а, п.Междуреченский, нарушен нормативный уровень обеспечения населения гп. Междуреченский услугой теплоснабжения.

По итогам проведения прокуратурой Кондинского района в рамках надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере проверки, основанной на имеющейся в прокуратуре информации, 17 марта 2022 года заместителем прокурора Кондинского района Новоселовым Д.Н. было вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО СК «Лидер» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении наряду с другими материалами дела было передано на рассмотрение в Урайский отдел инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры, по результатам которого 12 апреля 2022 г. должностным лицом данного ведомства вынесено постановление о прекращении производства по делу на основании ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие факт нарушения пунктов 14-16 Приложения № 1 Правил № 354. Нарушение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2001 № 115, не образует состав административного правонарушения. предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ ( л.д. 161-166).

С указанным постановлением Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры согласиться нельзя.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», (далее -Правила №170).

Согласно п.5.1.1 Правил №170 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.

В силу п.5.1.3 Правил №170 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности: системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления.

В соответствии 5.2.1. Правил №170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления.

Согласно п.24 «Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 (далее - Правила №808), показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе.

Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения показатели качества теплоснабжения определяются в соответствии с разделом Х(1) настоящих Правил.

В соответствии 124(2) Правил №808 параметры качества теплоснабжения, включаемые, в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и давление теплоносителя в подающем трубопроводе.

Значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе определяется в точке поставки как среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе по температурному графику, включенному в договор теплоснабжения, предусматривающему в отношении каждого потребителя зависимость температуры теплоносителя в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе в точке поставки от температуры наружного воздуха.

Параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать допустимую сторонами указанного договора продолжительность прекращения в точке поставки подачи тепловой энергии и (или) теплоносителя в подающем трубопроводе.

Согласно пункту 5.2.17 Правил №170 надежная эксплуатация систем водяного отопления должна обеспечиваться, в том числе, осуществлением повседневного контроля за температурой и давлением теплоносителя.

Температура воды в системе отопления после источника теплоснабжения должна поддерживаться в зависимости от фактической температуры наружного воздуха по температурному графику. При расчетах графика должны также учитываться и потери тепла (температуры воды) на участке от источника теплоснабжения до жилых домов.

Температурный график, определяя режим работы тепловых сетей, обеспечивает центральное регулирование отпуска тепла. По данным температурного графика определяется температура подающей и обратной воды в тепловых сетях, а также в абонентском вводе в зависимости от температуры наружного воздуха.

Пунктом 50 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 №92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.

Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 01.10.2001 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие температуры теплоносителя в подающем трубопроводе влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.

В силу п.9.2.1 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 (далее - Правила №115), отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в систему отопления должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика.

Из системного толкования указанных норм права следует, что организации, оказывающие услуги теплоснабжения обязаны разрабатывать температурные графики работы котельных, которыми устанавливаются нормативы температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе в зависимости от температуры наружного воздуха. Указанные организации обязаны обеспечить поддержания температуры теплоносителя в системе теплоснабжения в соответствие с температурным графиком, который является нормативным документом. Несоответствие температуры теплоносителя в подающем трубопроводе влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества, а следовательно, к нарушению нормативного уровня обеспечения услугой теплоснабжения.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При вынесении оспариваемого постановления приведенные положения не учтены. Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела. Доводы жалобы прокурора являются обоснованными и заслуживающими внимания.

Таким образом, заместителем руководителя – начальником Управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры дана ошибочная оценка представленным доказательствам, а потому оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

В соответствии со ст. 30.7 ч.1 п. 4) КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение управомоченному органу в случаях существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также на законность вынесенного решения, в связи с чем, в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, так как срок привлечения администрации Кондинского района к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5. КоАП РФ еще не истёк.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Протест прокурора удовлетворить.

Постановление Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №5-02/2022 от 12 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью СК «Лидер» о прекращении производства по делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Службу жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Кондинский райсуд в течение 10 дней со дня вручения копии решения.

Судья Косолапова О.А.