ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/2022 от 16.03.2022 Азовского городского суда (Ростовская область)

Дело об АП № 12-55/2022

УИД: 61RS0007-01-2022-000030-52

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Азовского городского суда Ростовской области Комова Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, ООО «Тарасенко», действующего на основании доверенности, Сергеенко А.С., главного специалиста –эксперта отдела правовой и контрольно-аналитической работы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Палобековой Ю.А. дело об административ­ном правонарушении по жалобе генерального директора ООО «Тарасенко» Тарасенко ФИО9 на постановление заместителя начальника отдела Государственного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе РФ Шуменко А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Тарасенко», ОГРН 1036101003773, ИНН 6101034134, расположенного по адресу: <адрес> к административной ответственности по ст. 10.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела Государственного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе РФ Шуменко А.В. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тарасенко», ОГРН 1036101003773, ИНН 6101034134 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ и под­вергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ООО «Тарасенко» Тарасенко Д.В. обратился с жалобой на данное постановление и просил его отменить, а производство по делу прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе Тарасенко Д.В. указал, что в действиях ООО «Тарасенко» отсутствует состав административного правонарушения по ст. 10.2 КоАП РФ, поскольку ООО «Тарасенко» не является собственником транспортного средства, на котором перевозилась подкарантинная продукция, а, следовательно, им не осуществлялся вывоз подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны.

Тарасенко Д.В. пояснил, что подкарантинная продукция перевозилась из Азовского района Ростовской области в г. Ростов-на-Дону в пределах карантинной фитосанитарной зоны, а не ввозилась на территорию РФ и в свободные от карантинных объектов зоны, в связи с чем, в действиях ООО «Тарасенко» отсутствует событие административного правонарушения по ст. 10.2 КоАП РФ.

В жалобе Тарасенко Д.В. так же сослался на то, что должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, не уполномочены законом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 10.2 КоАП РФ, поскольку данное право предоставлено в силу положений ст. 28.3 КоАП РФ, должностным лицам органов внутренних дел при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии, а, следовательно, протокол об АП в отношении ООО «Тарасенко» составлен неправомочным лицом.

В судебное заседание явился защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, ООО «Тарасенко», действующий на основании доверенности, Сергеенко А.С. дал пояснения аналогичные изложенным в жалобе и просил оспариваемое постановление отменить, а производство по делу об АП – прекратить. При этом, Сергеенко А.С. сослался так же на то, что протокол об АП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Тарасенко» составлен с нарушением срока, а, следовательно, нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности.

Главный специалист –эксперт отдела правовой и контрольно-аналитической работы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Палобекова Ю.А. в судебном заседании пояснила, что ООО «Тарасенко» в ТТН от ДД.ММ.ГГГГ указан в качестве грузоотправителя, а, следовательно, является субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Палобекова Ю.А. пояснила, что одной карантинной фитосанитарной зоной является Азовский район Ростовской области, а другой – <адрес>, в связи с чем, вывоз подкарантинной продукции из Азовского района Ростовской области в отсутствие карантинных сертификатов не допускается.

Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, ООО «Тарасенко», действующего на основании доверенности, Сергеенко А.С., главного специалиста –эксперта отдела правовой и контрольно-аналитической работы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Палобекову Ю.А., исследовав представленные доказательства, имеющиеся в деле об административном правонарушении, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока на подачу жалобы на оспариваемое постановление и срока привлечения ООО «Тарасенко» к административной ответственности, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу:

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 10.2 КоАП РФ нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обращения подкарантинных продукции, грузов и материалов.

Объективная сторона данного правонарушения включает в себя действие или бездействие, состоящее в нарушении правил обращения подкарантинной продукции, грузов и материалов, в том числе в части вывоза ее из карантинных фитосанитарных зон.

Основы правового регулирования в области обеспечения карантина растений на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее – Закон N 206-ФЗ).

Согласно пункту 23 статьи 2 Закона о карантине растений карантинные фитосанитарные требования - требования, предъявляемые к подкарантинной продукции, ее ввозу, производству (в том числе переработке), хранению, перевозке, реализации, уничтожению и к подкарантинным объектам.

Пунктом 29 статьи 2 названного Закона определено, что подкарантинная продукция – это растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

На основании части 1 статьи 15 этого же Закона процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.

В силу пункта 2 части 2 статьи 17 Закона N 206-ФЗ экстренными карантинными фитосанитарными мерами являются установление ограничений, связанных с оборотом подкарантинной продукции, с подкарантинными объектами, и дополнительных обязанностей граждан, юридических лиц при введении карантинного фитосанитарного режима.

На период действия карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться запреты и (или) ограничения в отношении вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим (пункт 5 части 3 статьи 18 Закона N 206-ФЗ).

Частью 1 статьи 21 данного Закона установлено, что в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 названного закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом согласно части 6 названной статьи перевозка подкарантинной продукции допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона N 206-ФЗ граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования.

Основанием для привлечения ООО «Тарасенко» к административной ответственности по ст. 10.2 КоАП РФ послужил факт вывоза грузовым автомобильным транспортом партии подкарантинной продукции – подсолнечника в количестве <данные изъяты> тонны с территории карантинной фитосанитарной зоны Российской Федерации, на которой введен карантинный фитосанитарный режим – Азовского района Ростовской области, без соответствующих карантинных сертификатов на данный груз.

Приказами руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области А.П. Кармазина и от ДД.ММ.ГГГГ в Азовском районе Ростовской области установлена карантинная фитосанитарная зона по амброзии полыннолистной и по повилике. Аналогичные карантинные фитосанитарные зоны установлены и в других муниципальных образованиях Ростовской области в т.ч. в г. Ростове-на-Дону.

Из постановления Администрации Ростовской области от 21.04.2011 № 203 " О наложении и снятии карантина в карантинной фитосанитарной зоне в муниципальных образованиях Ростовской области" усматривается, что на территории Азовского района наложен карантин по американской белой бабочке, калифорнийской щитовке, картофельной моле, фомопсису подсолнечника, амброзии полыннолистной, повилике.

Вывоз из карантинной фитосанитарной зоны осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью только той подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.

Таким образом, лицо, осуществляющее вывоз из карантинной фитосанитарной зоны –Азовский район Ростовской области подкарантинной продукции – подсолнечника, для которой характерно возможное заражение и засорение амброзией полыннолистной и повиликой, в связи с появлением которых на территории Азовского района РО был введен карантинный фитосанитарный режим, должно иметь карантинный сертификат в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно, представленной в материалы дела ТТН от ДД.ММ.ГГГГ грузоотправителем - ООО «Тарасенко» на транспортном средстве марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак с прицепом №, принадлежащем на праве собственности ИП Уленко А.А., под управлением Луценко С.А. в ООО «Юг Руси», расположенное в <адрес> был доставлен на хранение подсолнечник в количестве <данные изъяты> тонны. При этом, в ТТН указано, что местом погрузки являлся Азовский район Ростовской области, а местом разгрузки г. Ростов-на-Дону, а, следовательно, подсолнечник был вывезен из карантинной фитосанитарной зоны –Азовский район Ростовской области.

Данных о том, что на подкарантинную продукцию был выдан карантинный сертификат, материалы дела не содержат. При этом, то обстоятельство, что подсолнечник находился до перевозки в г. Ростов-на-Дону в Азовском районе Ростовской области, в котором введен карантинный фитосанитарный режим, свидетельствует о возможном заражении и засорении подсолнечника амброзией полыннолистной и повиликой, а перевозка подсолнечника может способствовать распространению карантинных объектов.

Установив факт вывоза из карантинной фитосанитарной зоны –Азовский район Ростовской области подкарантинной продукции – подсолнечника без карантинного сертификата, должностное лицо Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Шуменко А.В. правомерно квалифицировала действия грузоотправителя ООО «Тарасенко» по ст.10.2 КоАП РФ и вынесла постановление о привлечении ООО «Тарасенко» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ.

Оценка имеющихся в деле доказательств произведена по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.

Каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ООО «Тарасенко» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

Доводы директора ООО «Тарасенко» Тарасенко Д.В., изложенные в жалобе, относительно того, что общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, нахожу необоснованными, поскольку именно грузоотправитель осуществляет в т.ч. на основании заключенных гражданско-правовых договоров вывоз подкарантинной продукции. Грузоотправитель так же, исходя из положений п.46 Правил перевозок грузов автомобильным транспортном, утвержденных постановлением Правительства РФ №2200 от 21.12.2020, в случае необходимости обязан указать на сопроводительной ведомости сведения, необходимые для выполнения фитосанитарных, карантинных и иных требований, установленных законодательством РФ, а, следовательно, обязанность получения карантинного сертификата с целью соблюдения карантинных фитосанитарных требований и внесения в сопроводительную ведомость соответствующей информации, возлагается на грузоотправителя.

Доводы жалобы о том, что правом составления протоколов об АП по ст. 10.2 КоАП РФ наделены только должностные лица органов внутренних дел (полиции) основаны на неверном толковании заявителем норм КоАП РФ, поскольку при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии правом составления протоколов об АП по ст. 10.2 КоАП РФ, наряду с должностными лицами Россельхознадзора, наделяются и должностные лица органов внутренних дел (полиции), однако, данное обстоятельство не исключает возможность рассмотрения дела об АП и составления протокола об АП по ст. 10.2 КоАП РФ должностными лицами органов, осуществляющих федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств, правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.

Административное наказание ООО «Тарасенко» назначено в пределах санкции ст. 10.2 КоАП РФ и отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену оспариваемого постановления, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не установлено, так же как не установлено оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, а составление протокола об АП с нарушением срока, определенного статьей 28.5 КоАП РФ не является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела Государственного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе РФ Шуменко А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Тарасенко», ОГРН 1036101003773, ИНН 6101034134, расположенного по адресу: <адрес> к административной ответственности по ст. 10.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Тарасенко» Тарасенко ФИО10– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.Б. Комова