Дело № 12–55/2022
Р Е Ш Е Н И Е
27 апреля 2022 года г. Смоленск
Судья Смоленского районного суда <адрес> Ульяненкова О.В. ( <адрес>), при ведении протокола судебного заседания секретарем Х.О.С., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу Б.Т.С., ее представителя Л.М.Л., должностного лица Б.Д.Ч., представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям Е.Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ведущего инженера по охране окружающей среды филиала Смоленское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Б.Т.С. на постановление № <номер> от <дата> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Московской и Смоленской областям Б.Д.Ч. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.21 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Московской и Смоленской областям Б.Д.Ч.№ <номер> от <дата> ведущий инженер по ООС (эколог) филиала Смоленское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Б.Т.С. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.21 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута наказанию виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Будучи несогласной с вынесенным постановлением, Б.Т.С. подана жалоба, в которой просит отменить оспариваемое постановление, по тем основаниям, что административным органом не представлено доказательств не исполнения или ненадлежащего исполнения заявителем своих должностных обязанностей. Приказом филиала Смоленское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» от <дата>№ <номер> заявитель, являясь ведущим инженером по ООС ( эколог), назначена ответственным за организационную работу по охране окружающей среде, контролю за соблюдением в структурных подразделениях филиала требований в области охраны окружающей среды. Согласно п. 2.7.3 должностной инструкции ведущий инженер по ООС осуществляет контроль за соблюдением установленных нормативов предельно-допустимых выбросов, сбросов, лимитов на размещение отходов, состоянием загрязнения атмосферного воздуха, а также уровней шумового воздействия на границах санитарно-защитных зон объектов филиала. А именно в соответствии с п.10.11 и 12.2 Инструкцией по производственному экологическому контролю, разработанной ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» инженер по ООС: проводит анализ результатов исследований (протоколов) в случае выявления превышения установленных нормативов воздействия на окружающую среду, составляет акт внеплановой проверки по форме и со служебной запиской направляет акт и копии протоколов измерений уровня воздействия на окружающему среду ответственному за организацию и проведение производственного экологического контроля ( далее ПЭК) в филиале главному инженеру-первому заместителю директора филиала и руководителю структурного подразделения, в зоне ответственности которого находится оборудование для принятия мер по устранению выявленных превышений. В соответствии с Программой производственного экологического контроля для объекта НВОС № <номер> контроль содержания загрязняющих веществ в выбросах источника № <номер> ( дымовая труба, ГПА № <номер> ( выхлопная труба)), по веществу диоксид азота, осуществляется инструментальным методом, с периодичностью 1 раз в год. В 2020-2021 годах инструментальные исследования содержания загрязняющих веществ в выбросах вышеуказанного источника загрязнения № <номер> выполнены <дата>, <дата>, превышений установленных нормативов не выявлено. Заявитель полагает, что после проведения анализа полученных данных инструментальных замеров свои должностные обязанности выполнила в полном объеме и выявленное по результатам отбора проб от <дата> превышения норматива предельно допустимого выброса в атмосферный воздух по веществу - диоксид азота в 3,9 раза, носит случайный, единичный характер. При этом при отборе проб <дата> превышений выявлено не было. Выводы государственных инспекторов, указанные в акте проверки от <дата>№ <номер>-к о том, что ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» соблюдает обязательные требования законодательства, в том числе по осуществлению производственного экологического контроля, указывают на исполнение должностных обязанностей заявителем надлежащим образом. Кроме того ведущий инженер ООС не наделен полномочиями и не выполняет функции, определенные в ст.2.4 КоАП РФ, как следствие не является должностным лицом.
Б.Т.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнив, что в декларации о воздействии на окружающую среду, принятой Управлением Росприроднадзора <дата>, исходя из определенной категории источников выбросов, установлена периодичность контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов. На источнике № <номер> по расчетам установлена III Б категория с периодичностью контроля 1 раз в год.
Представитель лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Л.М.Л. доводы жалобы поддержал дав пояснения, полностью соответствующие обстоятельствам изложенным в ней.
Должностное лицо Б.Д.Ч., представитель Управления Е.Л.С. в судебном заседании возражали относительно удовлетворении жалобы, указав на нарушения допущенные должностным лицом при осуществлении контроля за соблюдением требований в области охраны окружающей среды, выразившиеся в превышении нормативов предельно допустимого выброса в атмосферный воздух, установленного декларацией о воздействии на окружающую среду.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии с частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов ( пункт 1).
Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды ( п.2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п.3).
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона N 7-ФЗ, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы.
Согласно части 1 статья 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
В силу пункта 2 статьи 31.2 Федерального закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха определено, что юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Как следует из материалов дела на основании решений заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от <дата>№ <номер>, от <дата>№ <номер> в период с <дата> по <дата> проведена плановая выездная проверка ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», в том числе по фактическому адресу осуществления деятельности: <адрес> объект НВОС «Производственная территория компрессорных станций КС «Смоленск» и КС «Смоленская», код объекта № <номер>
<дата> филиалом "ЦЛАТИ по <адрес>" произведен отбор проб промышленных выбросов от стационарных источников ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», а именно: из № <номер> - трубы, столярная мастерская; № <номер> –дымовой трубы, котел № <номер>№ <номер> – дымовая труба, № <номер> ( выхлопная труба).
Согласно протоколу испытаний от <дата>№ <номер>, а также экспертному заключению от <дата>№ <номер>, выполненному филиалом "ЦЛАТИ по <адрес>", выявлено превышение норматива предельно допустимого выброса в атмосферный воздух, установленного декларацией о воздействии на окружающую среду на источнике выброса № <номер>: по азоту диоксида в 3,9 раза.
Декларация для объекта НВОС II «Производственная территория компрессорных станций КС «Смоленск» и КС «Смоленская», код объекта № <номер> принята Управлением Росприроднадзора <дата>. В соответствии с Декларацией установленный норматив допустимого выброса для источника выброса № <номер> – дымовая труба, ГПК № <номер> (выхлопная труба) по азоту диоксиду составляет 5,5237832 г/с.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Б.Т.С. постановлением должностного лица от <дата> к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.
Судом установлено, что приказом по Смоленскому ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» от <дата>№ <номер> ведущий инженер по охране окружающей среды (эколог) Б.Т.С. назначена ответственным за организационную работу по охране окружающей среды, контролю за соблюдением в структурных подразделениях филиала требований в области охраны окружающей среды ( л.д.ю11).
В соответствии с п.1.6 Должностной инструкции ведущего инженера по охране окружающей среды ( эколога) от <дата>, ведущий инженер по ООС в своей работе руководствуется и должен знать требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды ( Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Ведущий инженер по ООС обязан осуществлять контроль за соблюдением установленных нормативов предельно-допустимых выбросов, сбросов, лимитов на размещение отходов, состоянием загрязнения атмосферного воздуха, а также уровней шумового воздействия на границах санитарно-защитных зон объектов филиалов (п.2.7.3 должностной инструкции) ( п.2.7.3 должностной инструкции).
ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» разработана инструкция по производственному экологическому контролю (далее ПЭК), где в приложении А определены полномочия руководителей структурных подразделений при проведении производственного экологического контроля, в том числе инженера по охране окружающей среды. Согласно данной инструкции инженер по охране окружающей среды: осуществляет производственный экологический контроль за соблюдением работниками требований природоохранного законодательства и экологической безопасности; ежегодно формирует документацию: заявки на проведение инструментального контроля на источниках выбросов в атмосферном воздухе; формирует и при необходимости корректирует программу ПЭК для объектов НВОС, организует работу по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, координирует работы по разработке и выполнению утвержденных программ природоохранных мероприятий; осуществляет постановку на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду; обеспечивает ПЭАК ( производственный эколого-аналитический контроль) в филиале, в том числе планирование, обеспечение доступа и проведения ПЭАК, информирует руководство о результатах ПЭК, в том числе ПЭАК. Данной инструкцией регламентирован порядок проведения производственного эколого-аналитического контроля ( раздел 10), который заключается в наблюдении за состоянием окружающей среды, источниками воздействия и параметрами этих воздействий на окружающую среду от производственных объектов и оценкой их соответствия установленным нормативам допустимого воздействия. Данный вид контроля включает в себя, в том числе инструментальный контроль, проводимый аккредитованными лабораториями, результаты данных измерений направляются инженеру ООС. В случае выявления превышения установленных нормативов воздействия на окружающую среду, инженер по ООС составляет акт внеплановой проверки со служебной запиской и направляет ответственному за организацию ПЭК в филиале ( главному инженеру-первому заместителю директора филиала ) и руководителю структурного подразделения в зоне ответственности которого находится оборудование. Инженер по ООС заносит все выявленные превышения установленных нормативов ПДВ в «журнал событий» как нарушения и направляет в службы с целью разработки мероприятий по их устранению согласно п.12.2.
Согласно п.12.2 данной инструкции разработка коррекций и корректирующих действий по результатам ПЭК осуществляет начальником структурного подразделения, где выявлены нарушения при проведении ПЭК. Руководитель структурного подразделения, после получения Акта о проведении ПЭК, оперативно планирует, определяет мероприятия по устранению нарушений ( проведения коррекции), с указанием сроков и ответственных за выполнение мероприятий, формирует план мероприятия по устранению нарушений.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с Программой производственного экологического контроля для объекта НВОС № <номер> контроль содержания загрязняющих веществ в выбросах источника № <номер>, по веществу азота диоксида, осуществляется инструментальным методом с периодичностью 1 раз в год.
В <дата> годах инструментальные исследования содержания загрязняющих веществ в выбросах источника № <номер> выполнены <дата>, <дата>, превышений установленных нормативов не выявлено ( л.д.22-23).
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ административным органом не установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение ведущим инженером по охране окружающей среды Б.Т.С. своих служебных обязанностей, которые привели к нарушению условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Поскольку в обоснование вины Б.Т.С. в совершении инкриминированного правонарушения никакие иные, кроме описанных выше, доказательства не приложены, доказательств, подтверждающих возложение на инженера по охране окружающей среды каких-либо организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, неисполнение которых привело к превышению норматива предельно допустимого выброса в атмосферу не приведено, вывод о привлечении последней к административной ответственности неправомерен, соответственно постановление должностного лица подлежит отмене, с прекращением производства на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление № <номер> от <дата> государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Московской и Смоленской областям Б.Д.Ч. о привлечении Б.Т.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.21 ч.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.В. Ульяненкова