ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-55/202201 от 01.02.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Хабибулин А.С., дело № 5-1047/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 12 – 55/2022 01 февраля 2022 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Орагвелидзе Бичико Темуровича на постановление судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Орагвелидзе Бичико Темуровича,

установил:

постановлением судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) Орагвелидзе Б.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Сургуту до выдворения.

В жалобе, поступившей в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Орагвелидзе Б.Т. просит постановление судьи изменить, исключить наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на отсутствие физической возможности для исполнения судебного акта в данной части в связи с отсутствием документа, удостоверяющего его личность.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи Югорского районного суда от (дата) подлежащим отмене по следующим основаниям.

Постановлением судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) Орагвелидзе Б.Т. привлечен к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что (дата) в 10:00 по адресу: (адрес) в ходе проведения проверочных мероприятий по контролю за соблюдением иностранными гражданами миграционного законодательства Российской Федерации был выявлен гражданин Грузии Орагвелидзе Б.Т., (дата) года рождения, который с (дата) по настоящее время проживает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации, чем нарушил статью 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Вместе с тем, частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Субъектами указанного административного правонарушения выступают физические лица, а именно, иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со статьёй 25.10 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок рассмотрения дела об административном правонарушении подразумевает обязательное установление в судебном заседании личности физического лица, привлекаемого к административной ответственности. Такая же обязанность лежит и на должностном лице (органе), в производстве которого находится дело об административном правонарушении (статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по настоящему делу, относится, среди прочего, статус физического лица, привлекаемого к административной ответственности, не являющегося гражданином Российской Федерации (является это лицо иностранным гражданином либо лицом без гражданства).

Однако при рассмотрении дела судьёй районного суда не приняты во внимание положения пункта 2 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (пункт 1 статьи 10 Федерального закона № 115-ФЗ.

Так, согласно статье 10.1 указанного Федерального закона № 115-ФЗ личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Такое заключение составляется по форме, утвержденной приказом МВД России от 28 марта 2017 года № 154 «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства», и содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, месте его жительства (месте пребывания, фактического проживания), краткие биографические и иные сведения, фотографию. Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

Как следует из материалов настоящего дела, в них имеется заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от (дата)(номер), составленное инспектором ОВМ ОМВД России по г.Югорску (ФИО)3 (л.д. 7), согласно которому личность Орагвелидзе Бичико Темуровича, как гражданина Республики Грузия, считается установленной.

В нарушение вышеназванных норм закона, указанная процедура не была соблюдена, решение об установлении личности Орагвелидзе Б.Т. и заключение об этом руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не выносились, исследование имеющегося у Орагвелидзе Б.Т. паспорта гражданина Республик Грузии не производилось, сведения о наличии у последнего гражданства Республики Грузия у компетентных органов этого государства не запрашивались.

Таким образом, поскольку гражданство Орагвелидзе Б.Т. до настоящего времени не установлено, возможность для исполнения назначенного ему наказания в виде выдворения отсутствует.

В нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, судьёй Югорского районного суда не приняты во внимание указанные выше обстоятельства, которые повлияли на правильность вынесенного по настоящему делу постановления. Не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного судебного постановления по делу.

Поскольку при производстве по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление по делу об административном правонарушении от (дата) подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, обжалуемое постановление судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) подлежит отмене, а дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Орагвелидзе Бичико Темуровича возвращению на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.6, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

жалобу Орагвелидзе Бичико Темуровича – удовлетворить.

Постановление судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Орагвелидзе Бичико Темуровича - отменить.

Дело возвратить в Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на новое рассмотрение.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры подпись С.М. Ушакова

Копия верна:

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова